Подведение итогов апробации курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки

Разделы: География


При формировании школьной программы эксперимента в рамках городской экспериментальной площадки по организации предпрофильного обучения я провела анкетирование с учащимися и родителями. Оказалось, что ребята сориентировались на естественнонаучный профиль. В примерном учебном плане естественнонаучного профиля предмет география один из профильных предметов.

Я разработала программы предметно-ориентированных курсов по выбору:

8 класс “Влияние природных условий на экономику страны”.

9 класс “Природные ресурсы России, их роль в экономике страны”.

В соответствии с федеральными нормативными документами все 9 классы переходят на предпрофильное обучение. Поэтому я хочу поделиться опытом организации курса по выбору в 9 классе. Как я уже отметила, мой курс по выбору предметно-ориентированный, то есть является пропедевтическим по отношению к естественнонаучному профилю, помогает обосновать выбор профиля. Рассчитан на 9 часов, один час в неделю, то есть длительность курса по выбору – одна четверть, затем состав группы меняется.

Основную цель курса я определяю, исходя из вопроса, чем он (курс) будет полезен для осознанного выбора профиля, то есть самоопределение учащихся в отношении выбора профиля будущего обучения в 10–11 классах.

Основные задачи курса:

  • дать учащемуся возможность реализовать свой интерес к предмету;
  • определить готовность и способности ученика к освоению географии на повышенном уровне.

Разработанные программы предметно-ориентированных курсов по выбору были представлены на областной выставке в рамках экспозиции ГУО и ИМЦ города Полысаево.

В соответствии с программой курса, содержание материала оригинальное и выходит за рамки школьной программы. Формы проведения занятий максимально предусматривают практико-ориентированную деятельность учащихся: работа со справочным материалом, литературой, контурными картами, экскурсии, мини-проекты и т.д.

Например, на занятии № 5 “Предприятие как основное звено экономики” учащиеся посетили шахту “Полысаевская”, где в ходе экскурсии познакомились с технологическим процессом.

Особое значение для стабилизации интереса учащихся к выбранному курсу имеет первое занятие, на котором нужно умело заинтересовать учащихся, кроме этого, активизировать деятельность детей проблемными вопросами и творческими заданиями.

Учебно-тематическим планом курса по выбору предусмотрены формы контроля: тестирование, анкетирование.

На итоговом занятии предусматриваю проведение круглого стола по теме: “Россия в современном мире”.

Переход общеобразовательных учреждений на профильное обучение актуализирует проблему включения учащихся в практическую пробу сил в разных сферах трудовой деятельности.

Считаю, что при проведении занятий курса по выбору полезно применять профессиональные пробы, которые предоставляют детям возможность не только приобрести опыт освоения элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения и соотнести их с требованиями профессии.

Профессиональная проба – это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершенный вид, и способствует сознательному, обоснованному выбору профессии. Так, на занятии предусмотрено профессеографические занятия (профессиональные пробы), в результате, которых расширяются знания о профессии эколога, а именно уровень антропогенного вмешательства в природные комплексы; мероприятия по спасению отдельных территорий, а вот для картографа нужно уметь определять и читать карту.

Проведение курсов по выбору я сопровождаю диагностикой, которая выполняет функции:

    1. Диагностика успешности овладения учащимися материалов курса по выбору (через тестирование).
    2. Диагностика интересов, склонностей, способностей и других индивидуальных особенностей, которые в дальнейшем смогут определить как выбор профиля, так и успешность образовательной деятельности учащегося.
    3. Диагностика готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения, как ключевого этапа самообразовательной деятельности. Последние две функции выявляются анкетированием.

Кроме того, я применяю мобильный тест Холланда.

В итоге прохождения курса по выбору достижения записываются ученику в портфолио, то есть результаты его деятельности. Указывается тема курса, продолжительность занятий, затем записываются практические результаты, тема выполненного мини-проекта, практическая работа на контурной карте, реферат и т. д.

Далее пишутся рекомендации в форме: продолжить работу над проектом, оформить устное сообщение в лекторской группе, в школьной газете и т. д.

Считаю, что курсы по выбору помогают ученику:

  • самоопределится в отношении профилирующего направления, оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
  • получить реальный опыт в формировании индивидуальных учебных программ;
  • подготовится к поступлению в старшую школу на избранный профиль.