Урок народоведения "Крещенские вечерки"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Приобщение детей к вековым традициям своего народа.

2. Развитие фантазии и интеллекта у детей

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Познакомить учащихся с обычаями и обрядами праздника Крещение.

2. Дать понятия: СОЧЕЛЬНИК, КОЛИВО, СВЯТКИ, КОЛЯДОВАНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, СТРАШНЫЕ ВЕЧЕРА.

3. Создание творческой атмосферы через участие в играх, конкурсах.

ОБОРУДОВАНИЕ: аудиозапись, сделанная участниками фольклорной экспедиций по

деревням Южного Урала (страшная история, которая произошла недалеко от Челябинска, в деревне Кичигино), свечи, книга, ручка, пирог с запеченной горошиной (монеткой), загадки, игра "Звонок", "звездная вода", крещенские свечи, воск.

ХОД УРОКА:

I. Оргмомент.

II. Повторение.

Учитель:

- О каких основных любимых в народе праздниках января месяца мы говорили с вами на предыдущем уроке?

Возможные ответы детей:

- Мы говорили о Новом Годе, Рождестве, о святках, колядках, сочельниках.

Учитель:

- Почему перечисленные вами праздники имеют такие интересные названия?

Возможные ответы детей:

- Рождество – самый главный церковный праздник, посвященный рождению Иисуса Христа.

- Колядками, Святками называются зимние народные праздники – в честь древнего славянского бога света и тепла Святовита. В эти праздники зима поворачивает на лето, рождается новое солнце - начинает прибавляться световой день. Колядование - обходы домов с рождественскими поздравлениями и добрыми пожеланиями. Колядки, Святки, (игры, песни, посиделки, гадания) праздновались всеми, но особенно молодежью - проводились трижды: в Рождество на 7 января, под Новый Год и накануне Крещения.

- Cочельник (канун, навечерие праздника). Происходит это слово от названия обыкновенной каши. Впрочем – не обыкновенной, а праздничной (на стол в сочельник подавали коливо – кашу из пшеницы на меду. В некоторых местностях России коливо называли сочивом – отсюда и пошло название праздника – Сочельник).

III. Объяснение нового материала.

Учитель:

- Сегодня мы познакомимся с еще одним почитаемым церковью празднике - Крещении (Богоявлении). 19 января.

Мы с вами уже говорили о рождении младенца Иисуса в Вифлееме и о том, как Мария с Иисусом и Иосифом покинули Вифлеем и убежали в Египет. Позднее, когда Иосиф узнает о смерти Ирода, он вернется с Марией и Иисусом к себе домой, в город Назарет. Здесь пройдут юные годы Иисуса. Каждый год, весной, семья Иосифа (а после Иисуса у Марии и Иосифа родятся еще 6 сынов и дочерей) будет ходить в Иерусалим на Праздник Пасхи. А когда Иисусу исполнится 12 лет, он впервые побеседует со взрослыми – учителями из храма Бога в Иерусалиме. А те удивятся: откуда Иисус столько знает о Боге и Библии. Все они будут поражены мудростью столь юного создания.

И вот, когда Иисусу будет около 30 лет, он попросит своего троюродного брата Иоанна крестить его. 19 января его просьба будет исполнена, и в этот день люди впоследствии станут отмечать Крещение Господне.

- Что же такое крещение и что это за праздник?

Крещение – магический акт, символизирующий смерть (утопление) и чудесное воскресение. Иоанн погрузил Иисуса в воду реки Иордан. Таким образом, произошло крещение человека. Так как Иоанн крестит народ, его называют Иоанном Крестителем. Иоанн крестит людей в знак, или в подтверждение их сердечного раскаяния в грехах, в неправильных поступках, которые они совершили. Но ведь Иисус не делал ничего плохого, он безгрешен. Почему же он крестился? Для того, чтобы выполнять волю Бога. Доволен ли Бог тем, что Иисус крестился? Конечно – потому что, когда Иисус выходил из воды, с неба раздался голос: “Это мой Сын, которым я доволен”. И небо словно открылось, на Иисуса сел голубь. Это не настоящий голубь. Он только так выглядит. На самом деле это был святой дух Бога, и Иисус становится духовным Сыном Бога.

В Крещение ходили за водой на речку и брали ее из проруби. Вода в этот день считается богоявленной – целебной, могла в доме весь год храниться, ей можно было лечить взрослых и детей. А также в этот день купаются в проруби, очищая себя от грехов. Люди верят, что в этот день совершается чудо: отверзаются над Иорданью небеса, и сходит с них Истинный Христос.

День был хорош и для крещения младенцев, и для заключения свадебного договора “рукобитья”.

На Руси новогодние праздники были самыми любимыми и долгожданными. В старом быту на Крещение (в ночь с 18 на 19 января - третий сочельник) устраивались вечерки, которые обычно назывались страшными вечерами. Дни были короткими, ночи длинными, вечера тянулись бесконечно. За окнами завывала вьюга, трещал мороз; в избе было темно; после ужина, ради экономии лучин, свечей, огни гасили и сидели, почти не видя друг друга. Все это будоражило фантазию людей, особенно детей, вызывало смутные образы, возникало желание попугать друг друга всякими небылицами. Но никто особенно не боялся: знали, что все это выдумки, сказки. Поэтому и вечера назывались страшными, а не страшными.

(Учитель предлагает ребятам послушать аудиозапись сделанную участниками фольклорной экспедиции по деревням Южного Урала, страшной истории, которая произошла недалеко от Челябинска, в деревне Кичигино. Можно приглушить свет, зажечь свечи для яркости восприятия):

Одна бабушка рассказывала: "Девушки, подружки бабушки, собрались погадать на лучинах. Каждая из них опустила свою лучину в ведро с водой, а потом все одновременно по сигналу старшей мокрые концы лучин сунули в огонь. Считали до десяти и вытаскивали лучины из печи. Загадывали перед этим: у кого лучина загорится, той скоро замуж идти. Вытащили – у всех лучины загорелись, а у Акулины, хозяйской дочери, нет. "Давайте, - говорит, - еще раз попытаем". Согласились, еще раз попытали, и опять – у всех лучины горят, огнями переливаются, а у Акулины лучина как мертвая, даже не шипит. Она просит подруг в третий раз испытать судьбу. И опять, как на грех, результат все тот же. Не хочет лучина Акулины возжигаться – не выйти Акулине никогда замуж. Рассердилась она, закричала (девка была вредная): "Глупости все это… Плевала я на ваши обычаи! " Подошла и в самом деле плюнула в огонь. А по народным понятиям это большой грех. И получила Акулина наказание сразу же. Из створа печи выпал уголек, превратился вдруг в красавицу-девицу, в девку Огневицу. Она в красном сарафане, в красной косыночке, с красным платочком в руке. Поплыла она по избе, как в хороводе, всем раскланиваясь и улыбаясь. А когда до Акулины дошла, нахмурилась, строгой, даже сердитой, сделалась. И сказала: "Не то плохо, что плохо сказано, а то плохо, что плохо сделано". Протянула свободную руку, раскрыла ладонь, а в ней слюна, плевок Акулинин лежит. Размахнулась огненная девица и ударила этой ладонью со слюной нашу Акулину по щеке! И дальше поплыла, ласковая, улыбчивая, как будто и сердитой не была. Никто слова сказать не успел, а она снова превратилась в уголек и прыгнула в печку. Опомнились, перевели взгляд на Акулину, а у той вся щека безобразным родимым пятном покрыта. Так и осталось оно у нее на всю жизнь. И замуж она никогда не вышла…"

Учитель:

- На вечерках всегда была хозяйка. Чаще всего ей была самая находчивая, веселая девушка. Она принимала гостей, распоряжалась, когда чем заниматься: сказки сказывать, песни петь, кадрили водить, гадать-ворожить, просто играть.

(Учитель предлагает детям отгадать загадки):

1. Загадки.

  • На посиделках любили загадывать загадки, загадки веселые с подвохом, например:
  1. Какая еда без другой еды не еда? (Соль)
  2. Три теленка. Сколько будет ног? (4)
  3. Как можно понести воду в решете? (Замороженную)
  4. Про что загадка – нос да пятка, на голове труба, вся жизнь ходьба? (Валенки)
  5. Какой плод до зимы живет? (Рябина)
  6. Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (Ложки)

(Можно соревнующимся предложить загадки на тему природы, стихии):

  1. Чтоб скорее уродили огороды и сады Разноцветные плоды,
    А поля нам подарили каравай, батон и булку…
    Кто-то вышел на прогулку…
  2. Право, чудо! За окошком серебристая окрошка! (Звезды)
  3. Из-за серых гор высоких, из чужих земель далеких Прилетела ведьма злая, дикой песней всех пугая.Закружила она все, запружила она все. (Метель)
  4. Что за огненная птица в грозном небе веселится? (Молния)
  5. Зима на крыши серые бросает семена – Растит морковки белые под крышами она. (Сосульки)
  6. Не хилела, не болела, а саван одела. (Земля)

2. Игры.

  • Когда все гости в сборе, хозяйка предлагала начать игру. Например:

(Учитель предлагает учащимся сыграть в любую из предложенных игр)

Игра "Звонок".

Учитель:

- Эта веселая посиделочная игра известна была еще в Древней Руси. Ею забавлялись великие князья и цари. Любил эту игру Иван Грозный. Может быть, не случайно…

Содержание ее просто:

Собравшиеся на посиделки образуют круг, какой позволяет помещение. Чем он шире, тем игра интереснее. В него входят двое избранных по жребию игроков: один со звонком, другой – с ремнем или поясом. Последнему завязывают глаза, и он по звонку колокольчика старается настигнуть первого и ужарить его жгутом. Как только попадет – меняются местами. Потом на круг выходит новая пара, выбранная первой.

Говорят, что когда-то таким образом испытывали судьбу человека, подозреваемого в каком-то преступлении, но не сознавшегося в нем. Судьбе (или палачу) завязывали глаза, а в руки давали лук и стрелу – всего одну. Если попадет в человека со звонком – значит, наказан преступник. Если промахнется – обвинение не подтвердилось. Богиня Фемида, вершительница судеб людей в Древней Греции, ведь тоже не случайно изображалась с повязкою на глазах.

Игры со снегом.

Учитель:

- Задумывались ли вы о роли снега в вашей жизни? Едва ли. Какая там роль?! Сугробы, покрытые копотью. И иной раз думаешь, хоть бы его совсем не было! А зря. Снег и теперь имеет для нас важное значение. От него – урожай, от него – вода, от него – жизнь.

Это понимали наши деды и оказывали снегу должное уважение и почет. Ему посвящались такие же праздники, игры, как другим явлениям и событиям в природе.

  1. В деревнях под Крещение устраивались семейные процессии к стогам, стоявшим в поле или за околицей: на санях ехал хозяин с хозяйкою, а дети – свои, родственников, соседей – шли следом, прокладывая тропинку в снегу, которая должна пригодиться на обратном пути.
  2. Цель играющих в том, чтобы снять со стога кусок снега и в сохранности донести его до дома. Устраивалось своеобразное соревнование: кто снимет или вырежет наибольший кусок и кто раньше, не разрушив его, одолеет “дистанцию”. Во дворе снег принимала бабушка, складывая его в определенную посуду, и награждала чем-нибудь сладким победителя. Смысл игры, помимо спортивного интереса, заключается в том, чтобы собрать побольше чистого стогового снега: считалось, что только водой, добытой из этого снега, можно было стирать и выбелить всякую холстину.

  3. В тот же крещенский вечер парни и девушки устраивали другое соревнование: кто выпилит в поле наибольший куб из снега и сумеет опустить его в цельном виде в колодец. Куб можно было нести на руках, везти на санках. Важно не разрушить его раньше времени. Трудность задачи заключается не только в том, что снег очень хрупок, а и в том, что соперники на всем пути атакуют несущего и, если у него не будет охраны, товарищей по команде, благополучно до колодца ему не добраться. Разумеется, все это делало игру динамичной, веселой, увлекательной. Но за всем этим стоял древний обычай, основанный на поверье, что если в крещенский вечер принести с поля снега и опустить его в колодец, то хозяйство на весь год будет обеспечено водой.

3. Гадания.

Учитель:

- Никогда русская семья не живет в таком раздолье, как на Святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселье, особенно женский пол. Молодые люди во время игр выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают опытом достоверность гаданий.

Вся важность святочных вечеров заключается в гаданиях, передаваемых из рода в род. святочные гадания совершаются с 7 по 18 января по новому стилю. Так, одни совершаются вечером, другие в полночь, а третьи – во время приготовления ко сну, например:

  1. Вечером в крещенский сочельник выносят сор на улицу.
  2. Слушают: где, в какой церкви ударят в колокола – там и венчаться.
  3. Считают колья в заборе: нечетное число – не сбудется желание.
  4. В блюдце с крупой бросают кольца. Перемешав, достают: золотое – за бизнесмена замуж идти; серебряное – за простого парня; с камушком – за барина.

Предсказать грядущие события можно и такими способами:

(на уроке может быть опробован на практике любой из понравившихся способ гадания):

  1. Семь раз не глядя открываем любую книгу и острым предметом (например, ручкой) наугад попадаем в слова. Эти слова записываем на бумагу, а затем из них составляем пророческий текст.
  2. В первый сочельник непременно пекли круглый пирог, куда клали горошину (сейчас - монетку и резали в расчете на всех членов семьи. Кто монетку (горошину) вытащит, тому быть в Новом Году счастливым и богатым.
  3. А вот еще традиция, до сих пор используемая в магии – приготовление "звездной воды". В любую звездную ночь до Крещения в посуду с растопленным снегом кладется кусочек ладана, после чего посуда выносится на улицу (балкон), чтобы звезды отражались в воде. Вода должно постоять какое-то время, но только до замерзания, чтобы не покрыться льдом. "Звездную воду" хранят в стеклянной таре и весь год используют для гадания, купания, оздоровления и омоложения кожи.
  4. На свечах. Чтобы предсказания выходили точнее, воск тоже желательно отливать в "звездную воду". В посуду с этой водой кладете кольцо, которое носили, и задаете вопрос: "Вода-водица покажи суженого?" или "Вода-водица, что мне год принесет? ". И только тогда растопленный в жестянке воск выливаете в воду. Для точности гадания надо использовать крещенские свечи. Затвердевший в воде воск вынимаете и рассматриваете получившиеся узоры, отыскивая среди извилин свою судьбу.
  5. "Звездная вода" требуется и для гадания на пепле. Берете сено, обматываете шерстяной ниткой, сжигаете, а пепел заливаете водой. На дне посуды непременно сложится важный для вас узор. Если же “звездной воды” нет, можно использовать "живую" или "святую" воду, которую черпают из источников и водоемов в день Крещения.

Учитель:

19 января – последний день гаданий, после чего наступало затишье вплоть до дня Ивана Купалы, празднующегося в день летнего солнцестояния.

VI. Домашнее задание.

Расспросить родителей об известных им крещенских играх, способах гадания, о том, как они отмечали новогодние праздники. Самое интересное записать в тетрадь.