Урок по предмету народоведение "Работа артелью — быть веселью"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Приобщение детей к вековым традициям своего народа, его неповторимого быта, самобытной культуре.

2. Дать представление о связи посиделок и вечёрок с народными календарно-обрядовыми и семейно-бытовыми праздниками.

3. Развитие фантазии и интеллекта у детей.

4. Воспитание детей в духе взаимопомощи и уважения к труду.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Раскрыть особенности уральских посиделок.

2. Дать краткую информацию об истории заселения Урала, его коренных жителях, развитии промышленности, о том, что в большей степени повлияло на формирование художественных традиций Уральского края.

3. Дать понимание основных отличий значений новых слов и выражений: ПОМОЧИ, РАБОТАТЬ АРТЕЛЬЮ, ПОСИДЕЛКИ И ВЕЧЁРКИ.

4. Создание творческой атмосферы через участие в ролевых играх и представлениях.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Лазарева А.И. Народоведение, 3 год обучения; тетрадь, ручка, кукольный театр: ширма, куклы - дед Анисим, бабка Ульяна, лавочка, аудиокассета с народной музыкой.

ХОД УРОКА:

Учитель:

- Тема нашего сегодняшнего урока "Работа артелью – быть веселью". Что означает выражение "работать артелью"?

Ответ детей:

- Оно означает - выполнять какую-то работу всем вместе.

Учитель:

- Почему и когда, в какое время года возникала такая необходимость в народе собираться всем вместе для выполнения определённой работы?

Возможные ответы детей:

- Когда этой работы было слишком много и одному человеку было с ней справиться не по силам;

- Скорее всего, это было время сбора урожая и подготовки к зиме. Осень.

Учитель:

- Верно. Наибольшим уважением среди народа пользовались посиделки по осени. Это время между "дожинками" (торжество по окончании жатвы) и Первым кутейником (Рождественская ночь):

"Убраны хлеба, уложены в скирды, ждут обмолота; сушится лён в евнях. Собран урожай овощей – морковь, свёкла, брюква, репа, редька, запрятаны в погреба; засоленные огурцы томятся в кадках. Настала очередь для рубки капусты, трепания льна, заготовки кудели и пряжи, наступило время плетения лаптей, катки валенной обуви – время посиделок"

Вековечный опыт народа привёл к тому, что все означенные выше работы стали вершиться артельно (тяжело да весело): "Артелью ночь посидишь – десять засидишь", т.е. артелью работать гораздо выгоднее: что одному хватило бы на десять ночей, то артель закончит в одну ночь".[1]

(Учащимся предлагается прочитать параграф из учебника Лазарева А.И. Народоведение: О рус. народе, его обычаях и худож. творчестве: Учеб. Для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев. 3 год обуч. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2000. – С. 40-41.):

…В чём сила и очарование старинных посиделок? В том, что они были очень удобной, привычной и, поэтому, естественной формой общения людей во время досуга, отдыха. Долгими зимними вечерами, собравшись в просторной избе при свете лампы и каганца, юноши и девушки сообща рубили капусту или выполняли какую-либо другую лёгкую работу и при этом развлекались – пели, играли, водили хороводы. Особенная прелесть посиделок в том и состояла, что труд и отдых были здесь коллективными, непринуждёнными. Недаром ведь в народе говорили: "Празднички - ватажнички, будни-одиночки".

Посиделки – форма художественного общения: песня, танец здесь так же непреложны, как течение воды в реке, как полёт птицы в воздухе, как сияние солнца. Птица курлычет в клетке, но по настоящему её песня звучит только на воле. Её можно положить на ноты, разучить и спеть по всем правилам, но никогда она не прозвучит так легко естественно, как в живом своём виде – в хороводе на берегу реки, в душевной атмосфере посиделочного веселья.

Учитель:

- Так что же такое ПОСИДЕЛКИ?

Возможные ответы детей:

- Форма художественного общения между людьми;

- Это коллективные вечера, когда люди одновременно трудятся, выполняют какую-либо работу, и отдыхают.

Учитель:

- В науке нет общепринятого определения посиделок.

1. Вл. Даль, например, в один ряд с понятием "посиделки" ставит понятия "вечёрки", "вечерницы", "беседки", "засидки", "досвитки", "дозорьки".

2. В энциклопедии прямо к слову "посиделки" даётся синоним "вечёрки".

3. В "Словаре русского языка" посиделки названы "вечеринками".

На первый взгляд может показаться, что, действительно, все эти слова обозначают одно и то же. Тем более, что сами посиделки в разных местностях Росси называли по-разному: "посиденки" – в Нижнем Новгороде, "посидки", "посидухи" – в Новгороде, Твери; "посядки" – в Архангельске; "посидушки" – в Костроме. И всё же в народе очень хорошо различали понятия "посиделки" и "вечёрки".[2]

(Записать в тетради определение посиделок и вечёрок, различия между этими понятиями):

ПОСИДЕЛКИ

ВЕЧЁРКИ

1. Посиделки форма художественного общения между людьми (увеселения), связанные с полезным трудом.

"Посиденки – ноги да зенки"

(на посиделках одинаково нужны ноги (для танцев) и глаза (для работы).

С.Г. Щелкунова (1887-1968гг), талантливейшая сказочница из г.Нязепетровска Чел.обл.

1. Вечёрки - форма художественного общения между людьми (увеселения), не связанные с

трудовой деятельностью.

(Вечёрки полностью оторваны от полезной трудовой деятельности; молодёжь собиралась на вечёрки исключительно для развлечений).

2. В основе классификации посиделок - характер труда: "капустки", копотихи", "супрядки"

(Это наиболее признанная классификация. Но, разумеется, в различных областях могли быть свои особенности, что выражалось даже в терминологии. Например, в Костромской и Тверской губерниях наряду со словом "посидки" бытовало понятие "засидки" со своим особым значением – первый осенний вечер с огнём.

Засидки, устраиваемые мужчинами, называются "лапотными", женщинами – "кудельными" или "чулочными").

2. В основе классификации вечёрок лежит не характер труда, а время или место их проведения. В зависимости от этого вечёрки бывают: святочные, кутейные, тёщины, золовкины, уличные.

 

Учитель:

- Обратите внимание, что вечёрки, как и посиделки, проводились не когда угодно, в определённые дни!

ПОСИДЕЛКИ

ВЕЧЁРКИ

3. Посиделки, как правило, проводились в помещениях. Бывали во всех домах, потому что рано или поздно все хозяева прибегали к "помочам" (т.е. к коллективной помощи в исполнении какой-либо работы).

Посиделки устраивались на бесплатных началах.

3. Вечёрки могли быть только в специальных помещениях – больших, просторных - и к тому же в домах относительно ненаселённых; чаще всего в старину таковыми были избы солдаток, молодых вдов.

За использование помещений для вечёрок с участников взималась плата.

Учитель:

- Обратите внимание, что посиделки и вечёрки тесно связаны с народными календарно-обрядовыми и семейно-бытовыми праздниками. Связь между ними выражаются в том, что посиделки и вечёрки включаются иногда как составные части того или иного обряда.

Так, праздничный ритуал масленицы содержит в себе "тёщины вечёрки" и "золовкины посиделки". Древний обычай колядования у славянских народов не мыслится без весёлых собраний молодёжи с их особыми песнями, играми, приговорками. Некоторые сцены народного свадебного обряда по своему содержанию и исполнению ничем не отличаются от посиделок или вечёрок, например "девичник" или "баня".

- В чем же своеобразие уральских посиделок и вечёрок? [3]

ПОСИДЕЛКИ

ВЕЧЁРКИ

1. Название такое же, как и в других русских районах:

- по большей части "посиделки",

- иногда – "посиденки" (в местах среднеуральского старожильческого населения,

- реже – "засидки" (Оренбургская область),

- ещё реже – "беседы" (Тирлянский завод).

Очень распространено название посиделок по их содержанию. Первыми в ряду посиделок шли:

"капустки" (капустные вечера),

а за ними уже –

"копотихи" (трепание льна),

"супрядки", "льняницы", "кудельницы" (прядение, чесание льна),

"чулочники" (вязание из шерстяной пряжи),

"лапотники" (плетение лаптей),

"корзинники" (плетение корзин) и т.п.

1. Вечёрки на Урале называют "вечеринками"

- "вечорами" - особенно часто и чисто по-уральски,

- "вечерницами" (в местах с украинским населением: Чесменский, Варненский и Брединский районы Чел. обл.),

- "особки" (в горнозаводских районах Южного Урала).

Существовали и очень локальные обычаи и соответствующие им названия вечёрок:

- "токемач" (в Дубровской волости Оханского уезда Пермской губернии),

- "три ёлочки" (в Богородской волости

Пермского уезда),

- "бусары" (в Еткульской станице Челябин-ского уезда Оренбургской губернии) и др.

Учитель:

- Обратите внимание, что конкретное содержание посиделок и вечёрок, праздновавшихся на Урале, вобрало в себя особенности местной жизни самобытного края:

(Учитель даёт краткую информацию об истории заселения Урала, его коренных жителях, развитии промышленности, о том, что в большей степени повлияло на формирование художественных традиций Уральского края).

<Приложение1 (см. ниже)>

Учитель:

- Старинные посиделки – частица истории нашего великого народа, его самобытной культуры, его неповторимого быта.

Ребята, сегодня к нам в гости пришли Бабушка Ульяна и Дед Анисим. Уж коли мы что не сказали про посиделки, так они добавят. Вы только сидите рядком да слушайте молчком!

СЦЕНКА "КАПУСТНИК" (с использованием кукольного театра)

(Над ширмой появляются куклы: бабушка Ульяна и дед Анисим. Садятся на лавочку и начинают вспоминать свою молодость, а всё больше про то, как собирались они на посиделки, да как веселы были прошедшие деньки. Где-то вдалеке звучит лирическая народная мелодия (или песня под гармонь).

Бабушка Ульяна:

- Эх, Анисим! Сейчас и не верится, что всё это было с нами. Шутка ли, столько годков утекло.

Дед Анисим:

- Что нам годы-непогоды, главное – душой не стареть, а молодая душа, она всегда заводная. Помнишь, (поёт частушку):

Наше поле каменисто,
Нельзя полюшком идти.
Наши девушки форсисты,
Нельзя близко подойти…

Бабушка Ульяна:

- Эх, мне бы сбросить годков пятьдесят: и сплясала бы, и пирог спекла – уж и так-то ли

укусно, хоть язык проглатывай…(Вспоминает).

(Далее сценку продолжают подготовленные участники: появляется молодая хозяйка дома. На посиделки к ней потихоньку начинают приходить гости - молодые девушки (стайками и поодиночке). Хозяйка встречает их честь по чести):

Хозяйка (кукла):

- Заходите, гостьюшки дорогие, помощницы золотые! Кто пироги любит есть, для того работка на целый день есть! Мойте рученьки свои белые да беритесь дружнёхонько за кочаны спелые!.. Заждалась вас капустка спелая, кочерыжка белая"!

Подружки:

- Постараемся – не умаемся; лёжа на печи, зря прождёте калачи!

(Звучит песня "Хмель мой хмель". Девушки принимаются за работу. Берут в руки капусту и начинают её рубить да в кадки складывать).

Хмель, мой хмель,
Ох, ты хмелюшка, хмель мировой,
Без тебя, мой хмелюшка,
Добры молодцы не женятся
Красных девушек замуж не берут.
Вздумала девунюшка –
Замуж пошла.

Тёща по зятюшку пирог испекла
Как зятюшка сел –
Весь пирог этот съел.
- Как тебя, зятюшка,
Не разорвало?
- Как тебя, милого,
Не разорвало?

Подружки:

- Давайте, девчонки, загадаем на кочерыжки, у кого какому мужу быть!

(И тут девушки норовят вилок поболе выискать, чтобы их кочерышка познатней была).

Одна из подружек:

- Смотри, Мань, у Клавы кочерыжка какая длинная и тонкая, как гвоздь: не иначе муж – жердяка будет.

Другая из подружек:

- Смотрите, смотрите! Это что за кочешок – мягонький и тупенький, как поросячий пятачок!..

(После работы появляется хозяйка с мылом и полотенцем, помогает девушкам умыться и приглашает их за стол).

Хозяйка:

- Шутки шутками, прибаутки прибаутками, а в печи давно пироги поспели, хотят, чтоб вы их съели.

(За дверью слышен разговор женихов):

Женихи:

- Из большой беседки в маленьку
Ходил, буду ходить.
Небольшого роста кралечку
Любил, буду любить.

- Посмотри, моя хорошая,
Из горенки в окно:
Успокой моё сердечко,
Не видал тебя давно!

Одна из девушек:

- Покликайте, девоньки, парней, а то они от песен надорвутся, пирогов не дождутся, умрут голодные!

Одна из девушек:

- Жалко!

Кто-то из девушек запевает:

Одна из девушек:

- Вы, тальянистые,
Задавалистые,
Заверните на огонь,
Нам нужна ваша гармонь!

(Парни охотно откликаются, входят шумной гурьбой, но держатся чинно, ещё и на божницу махнут крестом. Сходу разворачивают гармонь)

Один из женихов:

- Наша мужицкая забота – вовремя к пирогам поспеть!

Женихи:

- Пироги подовые,
Пряники медовые.
Только девушкам без нас
Горек мёд на этот час.
Выставляйте пироги,
Не умрёте от тоски!

Хозяйка:

- Угощайтесь, гости дорогие! Ваш труд, наши припасы. Нет радости краше усталости, на дне она, доставай до дна!

(Действие снова переходит к бабке Ульяне и деду Анисим).

Бабка Ульяна:

- На капустках игровых песен и хороводов не водили. После пирогов, бывало, сядем по лавкам – парни с одной стороны, мы – с другой – и поём, поём. Особенно любили вот эту, про "шулды-булды"..

Дед Анисим:

- А ну, детишки, повторяйте за мной:

( Дед Анисим и бабка Ульяна играют с учащимися, показывая им основные движения (соответствующие тому или иному животному) по тексту песни. Дети повторяют эти движения и имитируют голоса животных, постепенно выучивая слова песни).

1. Поедем мы, женушка, в город погулять,
Поедем, раскрасавица, гостинец покупать.
Купим мы, женушка курочку себе.
Наша курочка по сеничкам:
Тюк-тю, рю-рюк!

2. Поедем мы, женушка, в город погулять,
Поедем, раскрасавица, гостинец покупать.
Купим мы, женушка тегоньгу себе.
Наша тега: "га-га-га!"
Наша курочка по сеничкам:
Тюк-тю, рю-рюк!

Тегоньга (гусыня, гусь). В 3, 4, 5, 6, 7 куплетах купили: коровку, лошадь, козу, барашка, индюка)……….

8. Поедем мы, женушка, в город погулять,
Поедем, раскрасавица, гостинец покупать.
Купим мы, женушка, чушечку себе.
Наша чушка: "Кхо-кхо-кхо!" (петушок)
А коровка: "Му да му!" (коровка)
Наша лошадь: "Иу-Иу!" (лошадь)
Наша "тпруська": ""Мики-ми!" (коза)
Наш барашек: "Бяки-бя!" (барашек)
Наш индей: "Шулды-булды!" (индюшка)
Наша тега: "га-га-га!" (гусь)
Наша курочка по сеничкам:
Тюк-тю, рю-рюк!

Дед Анисим:

- Ох, и любили мы эту песню… Долгая она, но весёлая.

Бабка Ульяна:

- Самое удовольствие, как после посиделок домой идтить. Гусь да гагарочка – вот вам и парочка. Нет того хуже, если тебя проводиь некому. Ничё – переживали. Припевки заместо парня – и айда! (Поёт):

- Дорогому моему
Ходить далёко одному,
Ему дорога далека,
Его другая завлекла.
или такую: Сербияночку пляшу,
Сама на милого гляжу.
Как не стыдно тебе, миленький,
Одна домой хожу.

Дед Анисим:

- Разойдутся гости, но из окна ещё долго слышаться частушки. Вот и нам с тобой поди уж пора со двора, засиделись.

(Дед Анисим и бабка Ульяна встают, берут друг друга под руки и уходят, напевая):

Бабка Ульяна:

- Нету листика,
Да нет лаврового,
Нету мальчика,
Люблю которого.

Дед Анисим:

- Дорога дальняя
Да ґ лесная.
Для неё любовь
Не интересная.

Бабка Ульяна:

- Да нету мальчика -
Обещал пойти.
Дорога длинная,
Далеко идти.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Знать и понимать значение новых слов и выражений: ПОМОЧИ, РАБОТАТЬ АРТЕЛЬЮ,

2. Уметь дать определение ПОСИДЕЛОК И ВЕЧЁРОК, знать основные отличия между этими понятиями

3. Ответить на вопрос: В чём особенность уральских посиделок? (Устно)

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Лазарев А.И. Уральские посиделки. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977. – С. 20.
  2. Лазарев А.И Уральские посиделки. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977. – С. 6-10.
  3. Лазарев А.И Уральские посиделки. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977. – С. 12-17.
  4. Лазарев А.И. Народоведение: О рус. народе, его обычаях и худож. творчестве: Учеб. Для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев. 3 год обуч. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2000. – С. 40-41.

Приложение

Краткая информация об истории заселения Урала, его коренных жителях, развитии промышленности. Влияние исторического развития на формирование художественных традиций Уральского края.

На формирование художественных традиций Уральского края наибольшее значение оказали:

1. Пёстрый состав уральского населения.

Здесь бок о бок жили выходцы из разных уголков обширной Российской империи – русские, украинцы, белорусы, представители других национальностей. Здесь, на Урале, они вступили в тесный контакт с местными народностями – коми-пермяками, зырянами, башкирами, татарами, удмуртами. В таких условиях процесс обмена посиделочными традициями был неизбежен.

- от русских вечёрок в нём

а) игровые песни ("Лён ты мой лён", "Ах вы сени мои, сени", "Как по морю, морю синему";

б) исполнение "улишных" частушек, в которых парни и девушки попеременно высмеивают друг друга,

в) обычай собираться по осенним и зимним вечерам.

- от сабантуя -

а) обычай проведения всякого рода спортивных соревнований (скачки, борьба на качающихся брёвнах);

б) организация массового пира с традиционными татаро-башкирскими угощениями (курник, бишбармак и т.д.)

2. Оригинальный строй промышленности – другая важная особенность Урала. Сформировано представление о рабочем как об особом типе трудящегося: пользуясь даровыми богатствами земельных угодий Урала, промышленники очень легко обманывали наёмных рабочих. Выплачивая им пониженную плату, они возмещали будто бы это нарезами пахотной земли. Так на Урале появился тип полурабочего - полукрестьянина. (Вот почему здесь посиделки в городах были распространены так же широко, как и в деревнях). Разумеется, заводские парни и девушки исполняли на вечёрках и посиделках песни и танцы, непохожие на чисто деревенские и в той или иной степени отражавшие промышленный труд, рабочую психологию, культуру и речь. Осознаётся особое положение рабочего человека и поэтому особенно важной считается именно его оценка событий.

3. Третья особенность Урала, существенно повлиявшая на характер местных посиделок – психология здешнего коренного населения, во многом определившая уральские художественные традиции. Дело в том, что предки современных уральцев были, в основном, насильственно переселены на новые земли; если ж кто ехал по своей воле, то тоже не из радости – нужда гнала. Естественно, что, не сразу прижившись к Уралу, переселенцы тосковали о Родине, и это чувство стало постоянной чертой их душевного состояния. Это и помогло уральцам сохранить обычаи, предания и песни своих предков, сохранить кровную связь с лучшими устно-поэтическими традициями России. Неудивительно, что именно на Урале традиционный фольклор оказался наименее подверженным влиянию времени, сохранил свои высокие эстетические качества.