Организация предпрофильной подготовки в школе

Разделы: Администрирование школы


Для осуществления предпрофильной подготовки необходимо определить собственную модель, которая отвечала бы особенностям, исторически сложившимся условиям и традиционным связям учебного заведения.

Наша модель предпрофильной подготовки включает в себя следующие элементы:

  • Учебную программу “Твоя профессиональная карьера”, рассчитанную на 140 часов в 8 - 9 классах.
  • Набор элективных курсов для 9-х классов.
  • Психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей в процессе предпрофильной подготовки.
  • Информационная работа по предпрофильной подготовке в рамках классных часов и родительских собраний.
  • Реализация информационных проектов внутришкольного уровня (информационные стенды).
  • Внешкольные формы предпрофильной ориентации: участие в проектах ЧелГУ, в рамках университетского округа и сотрудничество с колледжем “Экономики и права”
  • Элементы дистанционного образования в процессе предпрофильной подготовки обучающихся.

После того, как модель предпрофильной подготовки сформирована и одобрена методическим советом школы, следующим шагом необходимо определить функциональные обязанности педагогических и руководящих работников МОУ СОШ № 59.

Руководящим и педагогическим работникам, в связи с участием в эксперименте, были вменены следующие функциональные обязанности:

Директор МОУ:

  • Утверждает план деятельности по предпрофильной подготовке, учебный план, расписание занятий.
  • Осуществляет контроль над реализацией программы предпрофильной подготовки.
  • Заключает договоры и обеспечивает их выполнение.

Заместитель директора по учебно-методической работе (с вмененными функциями куратора эксперимента):

  • Разрабатывает и обеспечивает выполнение плана предпрофильной подготовки.
  • Организует взаимодействие всех участников эксперимента по предпрофильной подготовке, осуществляет контроль за ходом образовательного процесса.
  • Инициирует информационные проекты внутришкольного уровня.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

  • Осуществляет формирование учебных групп на основании заявлений учащихся.
  • Организует посещение учащимися курсов по выбору.
  • Осуществляет контроль за ведением элективных курсов
  • Руководит деятельностью классных руководителей 9-х классов.

Научно-методический совет:

  • Определяет направления экспериментальной методической работы, осуществляет общую педагогическую поддержку в его проведении.
  • Выполняет роль координационного совета.

Центр охраны здоровья:

  • Осуществляет психологическое сопровождение предпрофильной подготовки.
  • Проводит диагностику склонностей, интересов, возможностей и ограничений в выборе школьниками дальнейшей сферы деятельности.
  • Обрабатывает результаты диагностики.
  • Осуществляет обратную связь на основе анализа результатов диагностики.
  • Проводит индивидуальное консультирование и профильную ориентацию детей.

В рамках предпрофильной подготовки в школе были созданы временные творческие группы:

  • Классные руководители 9-х классов. Функция - организация работы учащихся с образовательными маршрутами. Прием заявлений на курсы от учащихся, обобщение информации. Изучение мнения учащихся и родителей о мероприятиях предпрофильной подготовки. Организация работы (на уровне класса) по обеспечению посещения учащимися курсов по выбору. Организационная работа (на уровне класса) по обеспечению выбора учащимися дальнейшего образовательного маршрута. Сбор и обобщение информации по итогам выбора учащихся.
  • Преподаватели элективных курсов и технологии. Функция - проведение профинформационной работы в рамках предмета, проведение занятий по программам элективных курсов по выбору. Апробация учебно-методических комплексов элективных курсов и их анализ.

В связи с важностью решаемых в ходе эксперимента задач, многие вопросы экспериментальной деятельности становились темами совещаний при директоре, малых и больших педагогических советов, семинаров и конференций.

Заседания педагогического совета

Март 2004 г.

Организация и осуществление предпрофильной подготовки в 2003-2004 учебном году

Май 2004 г.

Предварительное комплектование 10-х классов

Август 2004 г.

Анализ итогов деятельности МОУ СОШ № 59 за 2003-2004 учебный год. (Вопросы опытно-экспериментальной работы)

Заседания научно-методического совета

Сроки

Тема

Июнь 2003  г. Разработка плана мероприятий по реализации предпрофильной подготовки учащихся.
Август 2003 г. Разработка учебного плана на 2003–2004 учебный год. Расписание занятий.
Сентябрь 2003 г. Методика преподавания элективных курсов.
Декабрь 2003 г. Организация методической недели информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Февраль 2004 г. Промежуточные результаты и анализ эффективности деятельности в контексте задач предпрофильной подготовки.
Март 2004 г. Подготовка Педсовета “Организация и осуществление предпрофильной подготовки в 2003-2004 учебном году”.
Май 2004 г. Итоги деятельности и реализации плана МОУ по предпрофильной подготовке.
Июнь 2004 г. Экспертиза учебно-методических комплексов, используемых в предпрофильной подготовке.

Совещание классных руководителей 9–х классов и преподавателей элективных курсов

Сроки

Тема

Июнь 2003 г.

Функционал классных руководителей 9-х классов в системе предпрофильной подготовки обучающихся.

Август 2003 г.

Формирование учебных групп на основании заявлений учащихся.

Сентябрь 2003 г.

Организация работы учащихся с образовательной картой района.

Январь 2004 г.

Организация элективных курсов и их посещаемость.

Апрель 2004 г.

Об организации и проведении социологического опроса по определению значимых установок учащихся 9-х классов.

Апрель 2004 г.

Об итоговой аттестации и зачислении на старшую ступень общего образования.

Май 2004 г.

Выполнение учебной программы “Твоя профессиональная карьера” и программ вариативной части учебного плана в 9-х классах.

Педагогические совещания при заместителе директора по УМР

Сроки

Тема

Август 2003 г.

Организация взаимодействия всех участников педагогического процесса по предпрофильной подготовке учащихся.

Сентябрь 2003 г.

Составление графика проведения элективных курсов.

Сентябрь 2003 г.

Тематическое планирование элективных курсов.

Октябрь 2003 г.

Организация информационных проектов внутришкольного уровня, формирование позитивного общественного мнения.

Ноябрь 2003 г.

Организация посещения учащимися курсов по выбору.

Декабрь 2003 г.

Реализация программы “Твоя профессиональная карьера” в рамках предмета “Технология”.

Январь 2004 г.

Состояние преподавания элективных курсов.

Февраль 2004 г.

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки..

Март 2004 г.

Эффективность деятельности служб сопровождения в контексте задач предпрофильной подготовки учащихся.

 

Совещание при директоре

Задачи

Содержание деятельности

Август 2003 г.

Утверждение учебного плана и расписания занятий на 2003–2004 учебный год.

Август 2003 г.

Определение вариантов сетевого взаимодействия и заключение договоров с учреждениями, осуществляющими предпрофильную подготовку учащихся.

октябрь 2003 г.

Участие родителей в деятельности по реализации мероприятий предпрофильной подготовки учащихся (организация экскурсий, конкурсов и т.п.).

Январь 2004 г.

Обеспечение выполнения договорных обязательств.

Февраль 2004 г.

Состояние здоровья детей в классах, участвующих в предпрофильной подготовке.

Март 2004 г.

Реализация плана предпрофильной подготовки учащихся.

Апрель 2004 г.

Выполнение учебного плана.

Май 2004 г.

Предварительное комплектование Х кл.

Место предпрофильной подготовки в учебном плане:

В учебном плане школы на предпрофильную подготовку в 9-х классах отведены часы учебного предмета “Технология”, где реализуется программа “Твоя профессиональная карьера”. В вариативной части учебного плана введены элективные курсы общим объемом 105 часов.

Программа “Твоя профессиональная карьера” направлена на формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Программа призвана помочь учащимся соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. В рамках предмета предусмотрено проведение серии проб по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: “человек - человек”, “человек - техника”, “человек - природа”, “человек - знаковая система”, “человек - художественный образ”. Осуществляться они могут как на базе школы, так и за ее пределами. Существующие материально-технические и организационно-педагогические условия МОУ СОШ № 59 позволяют реализовать их на базе школы. На базе центра охраны здоровья осуществляется проба “человек - человек”, на базе компьютерных классов - “человек - знаковая система”, на базе станкового парка кабинетов технологии - проба “человек - техника”, в рамках работы на пришкольном участке - “человек - природа”, при участии эстетического центра осуществляются пробы - “человек - художественный образ”.

Организация курсов по выбору в 9 классах осуществлялась в полном соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ, принципами и целями предпрофильной подготовки и теми конкретными условиями, в рамках которых существует на сегодняшний день МОУ СОШ № 59.

В 2003-2004 учебном году методическим объединениям школы была поставлена задача подготовить по своей образовательной области (разработать или воспользоваться предложенными Министерством образования РФ) элективные курсы общим объемом учебного времени 102 часа, количеством не менее 3-х, один из которых может быть рассчитан на 34 часа, а остальные не должны превышать 17 часов.

Предметные курсы, рассчитанные на 34 часа и более, несут функцию целевой подготовки обучающихся, в том числе и к сдаче выпускных экзаменов. Курсы, рассчитанные на меньшее количество часов, выполняют развивающую, ознакомительную и мотивационную функцию. Для проведения элективных курсов был выделен отдельный день - пятница. Информационная работа о том, какие курсы в течение года будут представлены обучающимся, была проведена. Расписание составлялось таким образом, чтобы первым часом шли 34-часовые курсы всех образовательных областей, затем меньшие по объему. Это позволяет обучающимся переходить с одного курса на другой. Курсы, рассчитанные менее чем на 34 часа, проводились несколько раз в году, что позволяло обучающимся посетить большее количество разнообразных курсов. Оплата курсов осуществляется по факту их проведения. Организация элективных курсов в 2003-2004 учебном году поставила следующие проблемы:

1. Тарификация педагогов, ведущих элективные курсы, рассчитанные менее чем на 35 часов

2. Недостаточное количество программ элективных курсов, которые удовлетворяли бы задачам предпрофильной подготовки.

3. Недостаточное количество часов, отводимых на элективные курсы, которое возникает при сокращении численности школы. Существует объективная необходимость деления часов вариативной части учебного плана.

4. Преподавание элективных курсов педагогами, которые не ведут предметы инвариантной части (это вопрос должен решаться индивидуально, исходя из имеющихся в школе кадров).

5. Вопрос оценивания элективных курсов (общая оценка за элективные курсы не должна превышать экзаменационные оценки). Кроме того, возникает вопрос, как соотнести экзаменационную оценку и баллы по элективным курсам в портфолио при приеме в профильный класс.

6. Унификация портфолио (на наш взгляд, рейтинг достижений обучающихся должен быть унифицирован в рамках крупной образовательной единицы - района или города.

7. Отсутствие материальной заинтересованности педагогов в подготовке и апробации элективных курсов.

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки в нашей школе осуществляется со всеми субъектами образовательного процесса - педагогами, учащимися, родителями.

Психологическое сопровождение педагогов включает в себя:

1. Обеспечение информацией о потенциальных способностях учащихся;

2. Программно-методическое обеспечение по развитию навыков целеполагания у учащихся и навыков принятия решений;

3. Организацию взаимодействия педагогов с психологом для реализации профильного информирования. Совместную разработку и проведение социологических опросов на изучение профессиональных потребностей, на определение личной направленности обучающихся.

Психологическое сопровождение семьи (родителей учащихся) осуществляется посредством

  • индивидуального и группового консультирования;
  • семейного консультирования;
  • родительских собраний;
  • психологических тренингов;
  • лекций и семинаров.

Родителям доводится информация по результатам психодиагностики, амнестических данных развития учащихся, о потенциале способностей и профессионально значимых характеристиках личности. Осуществляется развитие психологической компетентности родителей в ходе обучения методам выбора дальнейшего пути, методам развития адекватной самооценки.

Психологическое сопровождение учащихся в ходе предпрофильной подготовке включает в себя:

  1. Проведение диагностики склонностей, интересов, возможностей и ограничений в выборе школьниками дальнейшей сферы деятельности.
  2. Обработка и анализ результатов психодиагностики.
  3. Осуществление "обратной связи" на основе анализа результатов диагностики, составление и реализация индивидуальных коррекционных программ (при необходимости).
  4. Выявление и индивидуальное консультирование детей с несформированными профессиональными интересами.

Многочисленные опросы и обработка данных в ходе предпрофильной подготовки ставит сложную проблему перед организаторами эксперимента. Решению ее может способствовать создание социологической группы среди учащихся в рамках элективного курса “Введение в социологию”. Работа с социологическими опросами соответствует практической направленности данного курса.

Информационная работа по предпрофильной подготовке организуется по следующим направлениям:

1. В рамках классных часов и родительских собраний. Классные руководители 9-х классов составляют временную творческую группу, которая создается в конце восьмого класса приказом директора. Они являются временными членами научно-методического совета, осуществляющего общую координацию экспериментальной деятельности.

2. Организация наглядной информации в классных аудиториях (ответственные - классные руководители) и информационного школьного стенда (ответственный - координатор эксперимента).

3. Посещение выставок, дней открытых дверей в службе занятости, учебных заведений (ответственные - социальные педагоги, классные руководители, учителя технологии).

Внешкольные формы предпрофильной подготовки организованы в рамках университетского округа ЧелГУ. Учащиеся школы принимают участие в образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах университета. Итоги участия учитываются в рейтинге достижений обучающихся. В рамках предпрофильной подготовки организовано сотрудничество с колледжем “Экономики и права”, осуществляющим преподавание ряда предметов на условиях договора с родителями обучающихся.

Проблема всех форм внещкольной предпрофильной ориентации заключается в том, что они являются платными и не могут носить массового характера.

Элементы дистанционного образования в процессе предпрофильной подготовки - это довольно перспективное, на наш взгляд, направление. Мы апробировали участие обучающихся среднего звена в дистанционных эвристических олимпиадах, проводимых центром дистанционного образования “Эйдос”. Результаты олимпиад являются основанием для занесение в портфолио.

Предпрофильная подготовка в той или иной мере затрагивает значительную часть педагогического коллектива школы. Она требует от педагогов серьезной и квалифицированной работы, отсюда важная проблема управления - это создание мотивационных условий. На сегодняшний день в школе возможны только моральные формы поощрения педагогов. Материальные стимулы отсутствуют, что становится препятствием для успешной реализации программы эксперимента