Критериально-ориентированная диагностика на уроках русского языка (по ИОСО)

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Четыре года муниципальное общеобразовательное учреждение “Гимназия 164” г. Зеленогорска Красноярского края, являясь научно-внедренческой лабораторией ИППУО КГПУ, как я уже писала в прошлом году, использует в практике своей работы индивидуально- ориентированную систему обучения (ИОСО) – психологическую систему, направленную на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации учебных занятий и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков.

Наряду с традиционными оценками динамики продвижения учащихся в учебном процессе мы применяем и критериально-ориентированную диагностику (КОД).

Что данная технология эффективна, я выявила не только из личного общения с детьми и их оценки данной технологии, но и на основе КОДа эффективности преподавания предмета. (См. Методическое пособие А.А.Ярулова “Критериально-ориентированная диагностика в образовательном процессе”, Красноярск, 2002).

Предлагаю некоторые КОДы, проведенные для учащихся 6Б класса по русскому языку. Такую же диагностику мы проводим по классам, гимназии в целом, что дает нам возмозность продуктивно работать не только над качеством образовательного процесса, но и отслеживать сформированность ключевых компетентностей гимназистов, уровень познавательного интереса, определить правильность избранных приоритетов.

КОД успешности организации учебной деятельности

Перечень предлагаемых утверждений Cогласен Скорее согласен, чем не согласен Не уверен Скорее не согласен, чем согласен Не согласен
    5 4 3 2 1
1 В этом учебном году:          
А Я улучшил свою успеваемость по одному или нескольким предметам 8 12 4    
Б Я стал более ответственно относиться к учёбе 10 11 3    
В У меня появился интерес к изучению ранее не любимого мною предмета 10 11 3    
Г У меня улучшилось отношение с учителями и одноклассниками 18 4 2    
2 Мои усилия в учебе зависят от:          
А Желания узнать много нового и интересного 15 9      
Б Целей, которые я поставил перед собой 14 4 6    
В Требований, предъявляемых мною к самому себе 11 13      
Г Желания не отставать от одноклассников 16 4 4    
3 При выполнении учебных заданий:          
А Повторяю ранее изученный материал 12 12      
Б Пользуюсь справочниками, словарями, энциклопедиями 9 10 5    
В Стремлюсь находить различные варианты решения поставленных передо мною вопросов и задач 8 16      
Г Проверяю правильность выполненных мною задач и упражнений 16 8      
4 Как правило, в учёбе я стараюсь:          
А Планировать и использовать с пользой для себя учебное время 14 6 4    
Б Не списывать и добиваться результата самостоятельно 16 8      
В Регулярно готовиться к урокам 21 3      
Г Не опаздывать и не пропускать занятия без уважительных причин 24 -      
5 На уроках я не боюсь:          
А Задавать вопросы, участвовать в обсуждении изучаемого материала 18 3 3    
Б Отвечать учебный материал 19 3 2    
В Ошибиться при выполнении учебных заданий 20 1 3    
Г Обращаться за помощью к учителям 24 -      
6 Во внеурочное время:          
А Я читаю дополнительную литературу по интересующим меня предметам 4 20      
Б Посещаю занятия предметных кружков, или факультативов, или курсов углублённого изучения предметов, или консультации 24 -      
В Люблю заниматься интеллектуальными играми (решать кроссворды, играть в шахматы, отвечать на вопросы викторины и т.д.) 16 8      
Г Люблю смотреть телепередачи, фильмы познавательного (научно-популярного) характера 17 2 5    

Данные по каждому ученику заносятся в бланк ответов, составляемому по форме, где хорошо видно, как учится каждый ученик; отдельно мальчики, девочки; сколько баллов набирает ученик и каков его уровень динамики развития учебной деятельности. (Уровневые критерии определены автором технологии). В данном классе ученики в основном находятся на субъектном и позитивном уровнях, т.е. у них положительное отношение к учебе, достаточно развито самообразование, осознание соотношений мотивов и целей.

КОД личностного развития гимназиста в контексте учебной деятельности показал, чтоу шестиклассников отмечается устойчивый познавательный интерес - 62%.

Мотивы в основном учебно- познавательные, связанные с содержанием и процессом обучения, 41% учащихся самостоятельно строит свои учебные действия на основе анализа условий и полной ориентировки в них, учебные действия формируются быстро, выполняются без ошибок и широко переносятся в новые условия.

53% лучше понимает содержание материала, отличает существенные признаки от несущественных, но учебные действия усваиваются в готовом виде и осуществляются, хотя и без ошибок, но на ограниченном учебном материале.

Большинство учащихся владеет своими чувствами, организованы, ответственны, у них отмечается трудолюбие, умение планировать свою деятельность и оценивать ее результаты, уверены в своих силах.

Вместе с тем, учащиеся не всегда умеют рассчитывать свои силы, не настойчивы в достижении цели, над чем и необходимо работать. Кроме того, следует обратить внимание на отдельные позиции (у некоторых учащихся отсутствует познавательный интерес, недостаточно понимают содержание учебного материала).

При соотнесении полученных результатов с уровневыми критериями выявилось следующее:

Класс Кол-во

уч-ся

У Р О В Н И

Субъектный Позитивный Потенциальный Негативный
24 9 11 4  

Рекомендации: для побуждения учащихся к совершенствованию своей учебной деятельности провести знакомство с личными результатами каждого, чтобы дети проанализировали свои сильные и слабые стороны, акцентировали свое внимание на существующие у них проблемы и наметили пути их решения. Провести часы общения по наиболее остро стоящим проблемам.

В конце каждого полугодия провожу контрольные срезы ЗУН – самостоятельности учащихся.

Итоги контрольного среза ЗУН – самостоятельности учащихся по русскому языку

6Б класс – 24 ученика № задания Выполнившие задания

%

Справив-шиеся

%

% ЗУН – самостоятельности
1 100 94 94
2 100 100 100
3 100 88 88
ИТОГО 1 уровень     94
4 100 82 82
5 100 94 94
6 95 100 100
Итого 2 уровень     92
7 91 94 94
8 95 82 82
ИТОГО 3 уровень     88
Всего по 3 уровням     91

Рейтинг личной успешности ученика по русскому языку определяется по сумме полученных отметок, деленной на их количество

Список класса 2003-2004 уч.г. 2004-2005уч.г.
Начало Конец Начало Конец
Рейтинг ученика
Панин Костя 5,0 5,0 5,0  
Лесняк Настя 5,0 5,0 5,0  
Склярова Саша 5,0 5,0 4,9  
Кривоносова Таня 4,5 4,9 4,4  
Ушакова Женя 4,1 4,4 4,2  
Турышева Софья 4,0 4,2 4,4  
Донец Сергей 4,2 4,6 4,3  
Болотникова Оля 3,6 4,0 4,0  
Мухачёв Виталий 4,0 4,0 4,0  
Фролова Настя 4,1 4,4 4,3  
Бородина Катя 4,1 4,5 4,2  
Тужилин Максим 3,8 4,5 3,7  
Тольга Настя 3,2 3,5 3,5  
Солодкий Миша 3,3 4,0 3,8  
Оськина Аня 3,5 3,7 3,9  
Малышкина Лена 3,5 3,7 3,5  
Дебдин Артём 3,9 4,0 3,2  
Алексеенко Таня 3,5 3,5 3,1  
Токма Настя 3,2 3,6 3,3  
Дресвянская Инна 3,3 3,4 3,1  
Подкур Паша 3,2 3,4 3,4  
Назаренко Катя 3,0 3,2 3,0  
Катроша Полина 3,3 3,4 3,3  
Девяткин Саша 3,0 3,1 3,0  
Итого 3,8 4,2 3,9  

Рейтинг помогает видеть рост или спад знаний каждого ученика, в соответствии с этим “простроить” индивидуальную работу с ребенком. Такой рейтинг можно подсчитать по отдельной теме, по итогам четверти и т.д., что стимулирует ученика. В гимназии он проводится по предметам, классам, гимназии.

Ежегодно каждый учитель по каждому классу по своему предмету вычленяет наиболее значимые умения и навыки, над которыми работает в течение года, проводит диагностику, анализирует и продвигается дальше с учетом результатов. Например:

Предмет - русский язык Класс ФИО учителя Ксиво А.А.

Перечень умений и навыков На начало года I полугодие II полугодие Контрольный срез
влад. не влад влад не влад влад не влад влад не влад
Общеучебные умения и навыки
Учебно - организационные
1

2

3

Организовать рабочее место.

Вникать в смысл учебного задания.

Выполнять правила гигиены труда.

24

22

23

 

2

1

           
Учебно - интеллектуальные
1

2

3

4

Анализировать.

Сравнивать.

Выделять главное.

Делать выводы.

15

14

14

16

9

10

10

8

           
Учебно - информационные
1

2

3

Проводить библио-течный поиск.

Пользоваться компьютером.

Использовать СМИ.

18

24

18

6

 

 

6

           
Предметные умения и навыки
1

2

3

 

4

Работать со словарями.

Составлять простой и сложный планы.

Работать с лингвистическим текстом.

Развивать навыки говорения, письма.

20

19

17

 

17

4

5

7

 

7

           
Логические умения и навыки
1

2

3

Выделять главное.

Делать текст логически связным.

Раскрывать суть информации в сравнении.

14

19

14

10

5

10

           
Коммуникативные умения
1

 

2

3

 

4

Выстраивать деловые отношения с одноклассниками.

Самостоятельно планировать работу.

Оценивать свои действия и действия одноклассников.

Слушать и слышать

объяснения учителя.

22

 

18

20

 

19

2

 

6

4

 

5

           

КОД “Какими ценностями я руководствуюсь в школе”

Параметры Суждения
Да Нет
1 Активная, деятельная жизнь 20 4
2 Зрелость суждений и здравый смысл поступков (осознание и предвидение последствий своих действий и поступков) 21 3
3 Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 21 3
4 Самостоятельность (как способность ценить свое время и время других, доводить начатое дело до конечного результата без необходимой помощи извне) 20 4
5 Свобода от праздности (как ответственность за свои действия и поступки) 18 6
6 Творчество (возможность творческой деятельности) 21 3
7 Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) 21 3
8 Здоровый образ жизни 16 8
9 Ответственность за свое будущее 22 2
10 Уважительное отношение к другим (принятие других такими, какие они есть, отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях) 23 1

Все диагностики показать в данной статье не предоставляется возможным, их несколько и, по нашему мнению, они работают на успешность как ученика, так и учителя, служат ориентиром для образовательной деятельности.