Кафедра иностранного языка как фактор профессионального развития учителей

Разделы: Иностранные языки, Администрирование школы


Год создания кафедры - 2001

Неофициальное название - Остров Форин Лэнгвиджиз.

Есть Эмблема, Гимн <Приложение 1>.

Состав: 6 постоянных членов:

  • высшей категории – 2,
  • второй категории – 2,
  • молодой специалист – 1,
  • продолжает учебу – 1,
  • Средний возраст - 32 года,
  • Влюбленных в свою профессию – 6,

Девиз: “Уча других - учишься сам”. (Сенека)

Работа ведется по плану, <Приложение 2> включающему тематику ежемесячных заседаний, научно-методических работ учителей, график проведения открытых уроков, внеклассных мероприятий, организации социо-культурного пространства Лицея и т.п.

Тема, над которой работают все члены кафедры: “Проектные формы работы на уроках иностранного языка”.

Основные задачи:

1. Повышать эффективность учебно-воспитательного процесса через внедрение новых педагогических технологий, использование проектной методики, способствующей развитию творческих способностей учащихся, дающих им возможность больше работать самостоятельно, проявлять себя в лидерстве и взаимодействии.

2. Формировать необходимые профессиональные качества преподавателей:

  • Критическое и рефлексивное мышление;

  • Осознание;

  • Принятие поликультурности мира;

  • Уважение и чувство толерантности по отношению к иной культуре и др.

3. Повышать научную информированность преподавателей и учащихся.

Исследования последних лет, касающиеся вопроса совершенствования профессиональных качеств педагога в послевузовский период его деятельности, являются особенно актуальными в настоящее время - время качественного обновления содержания образования и появления новых типов образовательных учреждений.

Особая роль в повышении компетентности педагога и его профессионального развития принадлежит кафедре (МПЦК), объединяющей учителей одного предмета или предметов одного цикла. Она не только оказывает оперативную помощь, но и направляет и организует индивидуальную работу, работу по взаимообразованию учителей. Особенно актуальна, на мой взгляд, проблема овладения педагогическими технологиями. Этому вопросу уделяется большое внимание на нашей кафедре. Путем проб и экспериментов мы пришли к единому мнению, что главное условие при обучении иностранному языку (да и обучению вообще) - это наличие мотивации. Таким образом, мы подошли к необходимости изучения технологии мотивационного подхода в обучении (автор Шалаев И.К.).

Использование этой технологии на уроках и во внеклассной работе дает свои положительные результаты, и все вновь прибывающие на кафедру преподаватели обязательно знакомятся с особенностями этой технологии затем, чтобы применять ее на практике.

Очень важным качеством современного специалиста являются его креативные способности, степень их развития, имеющие самое разное проявление. Фактически для современного образования, к какому б типу оно ни относилось - школьному, вузовскому или послевузовскому, характерен такой параметр, как инновационность. При внедрении инновационных технологий и инновационного режима в образовательных учреждениях различного типа и профиля, креативные способности педагога, специалиста крайне необходимы. Особый акцент несет на себе проявление такой креативной способности, как способность к преодолению традиционности в процессе обучения иностранным языкам, которая не может быть реализована и развита вне способности к проектированию.

Работа на нашей кафедре построена так, что каждый учитель имеет возможность проявить себя, раскрыть свои таланты. Традиционно учителя кафедры проводят открытые уроки (в октябре и в апреле месяце, чтобы иметь возможность увидеть профессиональный рост учителя). Чаще всего - это нестандартные уроки:

  • Урок-путешествие.

  • Урок-праздник.

  • Урок-конференция.

  • Урок-игра.

Причем и наши молодые преподаватели не боятся экспериментировать, учатся педагогическому и методическому мастерству у старших коллег.

Большие возможности для творчества учителя и учащихся дает использование метода проектов. В работу над проектами вовлекаются не только сильные учащиеся, но и те, которые нуждаются в индивидуальной помощи. Каждый преподаватель нашей кафедры использует в своей работе метод проектов. Конечно, не все и не у всех одинаково хорошо получается, но есть уже положительный опыт. Это информационно-прикладной проект “Электронный альбом по страноведению. Австралия” (Weicome to Australia); игровой проект “Защита времен года”; информационный проект “Праздники Великобритании”; прикладной проект “Малая Британская Энциклопедия”.

В эту работу вовлечены учащиеся с 5 по 11 класс.

Не менее значимы в контексте современной образовательной парадигмы, именуемой чаще всего гуманистической, способность рефлексивного мышления, способность учителя как личности к саморефлексии и его умения организовать совместные рефлексивные процессы в рамках профессиональной деятельности. Рефлексивное мышление является непреложным профессиональным и личностным качеством современного учителя, оно напрямую связано с критическим мышлением.

Для учителя иностранного языка понимание сущности целей, функции поликультурного образования первостепенно. Если у него самого не развито критическое и рефлексивное мышление, осознание, принятие поликультурности мира, уважение и чувство толерантности по отношению к иной культуре, то он вряд ли сможет научить своих учеников делать правильные оценочные суждения о культурных явлениях, исторических событиях в жизни других стран и народов.

Думаю, что решению этой задачи способствует вовлечение учителей и учащихся во внеклассную работу по предмету. В том, что наш салон “Chez nous” стал центром работы по страноведению, есть заслуга всех преподавателей. Вместе с учащимися они знакомятся с культурой стран изучаемого языка, расширяют свои знания и знания учащихся об истории, выдающихся личностях, новых явлениях и т.д. в этих странах.

Процесс профессионального развития специалистов в образовательной области “Иностранный язык” - это не только непрерывный процесс, но и процесс управляемый, основанный на гуманных отношениях к его участникам и опирающийся не на администирование, а на создание оптимальных организационно-педагогических условий, необходимых для развития и саморазвития их личности.

Организует и направляет работу на кафедре ее руководитель. И я думаю, что он играет не последнюю роль в успешности ее работы. От личностных качеств руководителя, его деловых качеств во многом зависит результат и эффективность работы МПЦК. Современный руководитель должен быть лидером и уметь мотивировать сотрудников. В общении со своими сотрудниками мы обращаемся не только к их разуму, но и чувствам. “Воодушевленный руководитель не только обращает на себя внимание и привлекает своей страстью и эмоциональность, убеждая их гораздо эффективнее, нежели сугубо профессиональные доводы, знания и умения, опыт прежней деятельности и многое другое” (А.Бакурадзе, кандидат педагогических наук). Я согласна с автором и так же считаю, что руководитель, если он стремится к тому, чтобы кафедра работала успешно, должен возвышать своих педагогов, а не умалять их достоинства. Гораздо продуктивнее найти положительные моменты в работе даже самого неподготовленного учителя и попытаться усилить их. К руководителю, который стремится видеть положительное, педагоги не боятся обратиться в случае возникновения проблем, поскольку воспринимают его не просто как начальника, а видят в нем советчика, старшего партнера.

Человек, неспособный стимулировать самого себя, не может оказать влияние и на окружающих. Если руководитель сам лично не мотивирован на наиболее эффективное выполнение задач своей кафедры, то этот недостаток очень скоро станет очевидным для учителей. Если же он излучает веру в себя и в свой успех, он добивается его как единственно возможного для себя результата.

Сплочение учителей на основе общности задач создает предпосылки хорошего морально-психологического климата в работе и является важным условием ее эффективности. А.С.Макаренко утверждал, что лучше иметь 5 слабых воспитателей, объединенных в коллектив, увлеченных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих сообща, чем 10 хороших воспитателей, работающих порознь.

Нам повезло: у нас на кафедре работают молодые, энергичные, увлеченные своей профессией педагоги. О том, какую роль играет в их профессиональном развитии кафедра, работа в таком инновационном заведении как Лицей, они пишут в своих эссе-размышлениях о профессии, о себе, о своем месте в образовательном пространстве Лицея. О профессиональном развитии педагогов говорят результаты работы: открытые уроки, проведенные на хорошем методическом уровне, кабинеты и УМК (один из лучших в городе), ежегодно члены кафедры успешно выступают на городских педчтениях, участвуют в областной научно-практической конференции, имеют печатные труды.

Об успехах говорят многочисленные грамоты Лицея, ГорОО. ОблДО, которыми награждены преподаватели; результаты учащихся и их неугасимый интерес к изучению иностранных языков.