Лабораторная работа на уроках словесности

Разделы: Литература


С целью создания условий для непосредственного общения читателя с художественным текстом на уроке литературы мы предлагаем использовать практику проведения лабораторных работ. Лабораторные работы позволяют увлечь читателя самим процессом чтения, а также развивают навыки самостоятельной работы с текстом: письменное выполнение заданий по тексту развивает речь школьника, формирует умение лаконично и точно излагать свои мысли.

  1. Какое настроение стремились бы вы передать при чтении стихотворения А.Блока “На железной дороге”? Чем оно (это настроение) вызвано у поэта? <Приложение 1>

  2. Почему в зачине стихотворения выделены детали полноты и расцвета молодости (“как живая”, “красивая и молодая”)?

(Первая строфа стихотворения представляет собой простую констатацию факта самоубийства “красивой и молодой” женщины на железной дороге, которая и после смерти “лежит и смотрит, как живая”.)

1. Определите место действия трагедии. Проследите, как оно расширяется благодаря присутствию во 2 и 3 строфах образов-символов?

(Место действия - небольшая железнодорожная станция: “платформа, сад с кустами блеклыми”, железнодорожная насыпь, “некошеный” ров. Тема железной дороги, вынесенная Блоком в название его произведения, звучит не как случайное место гибели героини, а как символ пути, воспроизводящего частные человеческие судьбы. “На шум и свист за ближайшим лесом” героиня шла как на долгожданное тайное свидание, связывая с ним свои окрыляющие надежды. Сумерки - это необходимое условие приближения поезда. Значимым, видимым знаком в стихотворении являются “три ярких глаза набегающих”. С одной стороны, это бытовая реалия, но она перерастает у Блока в своеобразный образ будущего, связанного с надеждой на счастье.)

2. Почему М.В.Исаковский по поводу четвертой строфы написал: “В этих четырех строчках дана картина всей дореволюционной России. С одной стороны - Россия нищая, голодная, которая “плачет и поет”, гонимая нуждой в дальние края, и другой стороны - Россия самодовольных богачей, сановников”?

а) почему в той строфе А.Блок использует все глаголы в прошедшем времени (“шли”, “подрагивали”, “молчали”, “плакали”)?

(Все действия даны в плане давнопрошедшего и повторяющегося; все они (действия) одинаково привычны и длительны.)

б) воспользуясь “Словарем литературоведческих терминов” найдите определение инверсии. Почему этот художественный прием использует автор в этой строфе?

(“Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели...” - подлежащее, сказуемое, второстепенные члены. В мире механизмов и машин все правильно и четко, все подчинено определенному распорядку. Вторая часть строфы уже дана с нарушенным порядком слов:

Молчали желтые и синие.

Речь идет о человеческой судьбе, о надеждах и ожиданиях, поэтому автор прибегает к нарушению “прямого” порядка слов и в результате этого создается впечатление неблагополучия в окружающем мире.)

3. Почему инверсия и контраст становятся изобразительными средствами и пятой строфы?

(Противопоставлены “сонные” с их “ровным взглядом” и она, наконец-то появившаяся в тексте. Она для сонных людей такой же скучный и примелькавшийся предмет, как платформа, сад с блеклыми кустами, жандармы.)

4. Шестая строфа резко выделяется в ряду других фонетическим составом: обилием сонорных л-р-р-р-н-р-н-л-н. Такой художественный прием называется аллитерацией. Какой звуковой образ создается подобным фонетическим составом стиха?

(Фонетический состав стиха создает особый мелодический рисунок, звучащий празднично и торжественно. Создается впечатление, что где-то за пределами серых будней полустанка есть другая жизнь.

а) поэтика цвета - очень существенный фактор образной системы А.Блока. Бархат алый в стихотворении “На железной дороге” появился отнюдь не случайно. Каждая деталь в системе текста как образно-речевого целого неизбежно соотносится со всей образной системой.

Присутствие алого цвета обозначает:

- нежный и ласковый цвет зари;

- знак любви, которая есть или которая была;

- знак надежды, возможности любви?

Избранную точку зрения обосновать своими размышлениями.

5. Строфа седьмая имела несколько вариантов:

И мчалась юность бесполезная,
И жизнь взяла свое
наскучила.
Тоска дорожная, железная
Впилась
и сердце ей замучила.
и

Хотела юность бесполезная
Растечься в небе ясной зорькою,

А жизнь замучила железная
Такая наглая и горькая.

Все варианты объединяются устойчивыми ключевыми образами: “юность бесполезная”, “тоска железная”. Какова символика образов железной дороги и “дорожной, железной тоски”?

(Железная дорога - это символ-знак “страшного мира”, символ холодной и злой жестокости. Железная тоска - это отчаяние, порожденное жестокостью бездуховной.)

6. Почему А.Блок уклоняется от конкретного ответа о причинах гибели молодой жизни? Почему последняя строфа начинается с обращения: “Не подходите к ней с вопросом”?

(Никто не сможет объяснить причины ее гибели. Столкновение человеческой души с “железным”, “страшным миром” неизбежно ведет к смерти, самоубийству.)

7. Почему это стихотворение входит в цикл “Родина”?

(Трагическая судьба женщины. Она раздавлена безотрадной жизнью. В своем цветном платке, “на косы брошенном”, она связывается в представлении читателей с излюбленным образом России. Мудрость и прозорливость поэта связана с тем, что он сумел понять вечную предрасположенность нашей Родины к страданиям.)

Прочитайте стихотворение А.Блока “Уж светлой полосою”, 1909 года. Сравните его со стихотворением “На железной дороге”, что общего между этими стихотворениями поэта?