Использование документально-методического комплекса в развитии познавательного интереса к предмету история

Разделы: История и обществознание


Изменения, которые происходят в обществе, приводят к переосмыслению многих важнейших событий. На любого человека ежедневно обрушиваются потоки информации, сообщений по каналам массовой коммуникации: газет, телевидения, радио, а также получаемой в процессе общения с другими людьми. Чтобы не утонуть в ней, не запутаться, не стать жертвой манипуляции и дезинформации, чтобы использовать практически значимую для себя информацию, нужно уверенно ориентироваться в ней.

В повседневной жизни человек сталкивается с необходимостью обращаться к нормативным (правовым) документам, создавать или читать тексты личного характера, а осваивая роль избирателя, изучать политические документы, чтобы выработать собственное отношение к партиям и кандидатам в депутаты и со знанием дела проголосовать на выборах.

Все это требует развитого умения работы с различными источниками. Работу на современном уроке истории невозможно представить без критической работы с источниками. Именно данная работа позволяет сформировать у учащихся специальные умения, связанные со спецификой познавательной деятельности при изучении конкретной дисциплины.

Эти специальные умения можно условно разделить на информационные и интеллектуальные. К информационным умениям относят способы деятельности, связанные с поиском, приобретением информации из различных видов источников знаний (письменных, изобразительных, вещественным и т.д.), её воспроизведением (рассказ, описание, изложение и т.д.) и письменной фиксации (составление плана, опорного конспекта, тезисов и т.д.).

К интеллектуальным умениям нужно отнести способности учащихся реконструировать и интерпретировать исторические события, явления, процессы, сравнивать и оценивать их.

Данная классификация умений весьма условна, так как восприятие сведений о прошлом всегда одновременно требует их осмысления и понимания. Такое деление удобно для учителя, позволяет ему планировать ход обучения с учетом особенностей формирования у школьников способностей к тому или иному виду деятельности.

Столкнувшись с проблемой рационального использования источников на уроках, я решила более подробно изучить методику работы с источниками. Я познакомилась с опытом казахстанских педагогов, опубликованный на страницах журналов: «История Казахстана. Преподавание в школах и вузах», «История Казахстана: преподавание в школе» и российских педагогов, опубликованных на страницах журнала «Преподавание истории и обществознания в школе». Большую помощь мне оказали исследования Л.С. Бахмутовой, М.А. Зарифовой, Л. Лисовой, Н. Шахимордановой и других. На основе этого материала были разработаны памятки «Как работать с документом» по видам документов <Приложение 1>.

Я решила создать документально-методический комплекс, который содержал бы различный набор источников, объединенных тематически. После изучения учебно-методического комплекса начала создание картотеки.

Например: по теме «Великая Отечественная война» был создан следующий вариант, который содержит документы двух противоборствующих сторон:

  • «О подготовке Германии к войне».
  • Записка М.М. Литвинова И.В. Сталину.
  • «Заметки об интервью, которые генерал Гринг дал г-ну Г.Уорду Прайсу в Берлине 19 ноября 1936 г.»
  • «Записка С.К. Тимошенко и Г.К. Жукова В.М. Молотову», 26 апреля 1941 г.
  • «Записка С.Г. Гендина И.В. Сталину», 1937 г.
  • «Телеграмма из Кишинева»
  • Рукопись статьи М.Н. Тухачевского «Военные планы Гитлера», 1935 г.
  • «О развертывании партизанского движения» - телеграмма П.К. Пономаренко Сталину – 1941 г.
  • «Организуется народное ополчение» - телеграмма из Киева Н.С. Хрущева, 1941 г.
  • «Опыт первого месяца войны с Германией.» Доклад командования Южного фронта, 1941 г.
  • «О положении на фронте Брест-Кобринского направления», записка М.Н. Тупицина, 1941 г.
  • «О прикрытии Москвы по Можайскому направлению», записка В.М. Молотова, К.Е. Ворошилова и т.д. И.В. Сталину – 1941 г.
  • «Приказ штаба 4-й немецкой армии», 1941 г.
  • Из показаний маршала Антонеску, А.С. Якушевский «Фактор внезапности в нападении Германии на СССР».
  • М.И. Мельтюхов «22 июня 1941 г. Цифры свидетельствуют».

Используя дифференцированный подход, составляю систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется как познавательными возможностями ученика, так и целями обучения.

Воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста, составление простого плана по известному ученикам типу.

На преобразующем уровне вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их ученикам для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем, подготовка небольших рефератов, докладов.

На творческо-поисковом уровне предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения, положений нескольких документов; выявление линий сравнения таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильная поисковая деятельность по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовка творческих сочинений.

Использование документально-методического комплекса возможно на различных этапах урока. Так при изучении темы «Джунгаро-казахские войны» для создания эмоционального фона, поддерживающего познавательный интерес к изучаемым фактам, стало применение книги И. Есенберлина «Кочевники». Ярко описанные подвиги Богембая-батыра заставили представить величие народа в его стремлении к победе, понять, что только в единстве Казахстан мог выстоять.

При изучении восстания под руководством Кенесары Касымова ставлю проблемную задачу: раскрыть личность Кенесары как политика, воина, человека. Были использованы статьи из газеты «Казахстанская правда»: «Кенесары Касымов: политик и воин», «Непокорный султан» Г. Круглякова, «О подготовке и праздновании 200-летия хана Кенесары», отрывки из произведения И. Есенберлина «Кочевники». Учащиеся выявили такие качества, как цельность натуры, беспредельная преданность интересам народа, жертвенность в достижении цели, незаурядное качество тонкого политика.

Одной из форм проведения урока по материалам исторических документов является лабораторная работа. <Приложение 2>

После изучения истории Гражданской войны, рассмотрения различных позиций сторонников белого и красного движения обсудили проблему «Исторические последствия и уроки гражданской войны. Учащиеся выразили свое отношение к тезисам: «В гражданской войне нет ни правых, ни виноватых, нет справедливых, нет победителей! В ней есть только побежденные – мы все, весь народ», «Гражданская война есть самая преступная, самая бессмысленная и самая жестокая из всех войн».

В заключении урока было предложено стихотворение М. Цветаевой.

Все рядом лежат –
Не развесть лежат –
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал;
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал;
Смерть побелила.

Анализируя стихотворение, ученики отвечали на вопросы:

Какая мысль содержится в этом отрывке? Согласны ли вы с автором? Готово ли нынешнее общество к такому пониманию гражданской войны?

Обобщающие вопросы урока:

«Каковы итоги гражданской войны?»

«Какие итоги гражданской войны остались не усвоенными обществом».

Домашнее задание строится по дифференцированному принципу, по 3 уровням (по выбору учащихся):

  1. По итогам изучения темы работы с ДМК. Напишите свою страницу о гражданской войне для школьного учебника истории.
  2. Напишите мемуары или отдельный документ гражданский войны от имени её участника или современника (попробуй воссоздать образ мыслей, взгляды, настроения людей того времени, объясни мотивы их поступков, понять их ценности).
  3. Попробуйте описать (нарисовать) ваш вариант памятника участникам и жертвам гражданской войны.

Таким образом, на основе работы с ДМК у учащихся формируются навыки исследования, осваивается методика процесса получения и проверки личного знания, появляются навыки и умения учитывать множество факторов при решении проблем, развивается познавательный интерес к предмету. Работа с методическим комплексом способствует самостоятельному поиску фактов и складыванию на их основе внутренне непротиворечивого исторического познания. Создается прецедент такого исторического исследования, которое ученик сам «проживает». Следовательно, использование этого комплекса помогает совершенствованию общеучебных и специальных навыков, содействует развитию аналитических способностей, развитию речи, формированию активной гражданской позиции учащихся, воспитанию личностей, стремящихся познать и понять происходящие исторические события.