Уроки контроля в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова

Разделы: Физика


В новых социально-экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы требований стандарта, осознанно оценивать свою деятельность.

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – одна из немногих, позволяющая эффективно решать названную проблему. Большое значение в этой системе отводится контролю знаний учащихся.

Уроки контроля знаний предлагаю проводить в следующей последовательности.

Урок контроля № 1 обычно проводится при изучении новых тем, например, урок контроля по теме "Электромагнитные колебания и волны" в 11 классе – при изучении темы "Квантовая физика". В начале урока проходит экспресс-опрос по основным понятиям и законам физики (большая часть опроса посвящена контролируемой теме), после чего учащиеся приступают к выполнению теста № 1 (тестово-диагностический урок). Урок идет на фоне инструментальной музыки. Основу теста составляют вопросы, по которым ранее учащимися при выполнении самостоятельных работ по данной теме были допущены ошибки, таким образом, чтобы каждый ребенок нашел посильные для себя задания. Данная работа длится обычно 10–15 минут, затем учащиеся получают коды правильных ответов, считают общую сумму набранных баллов и строят соответствующую диаграмму на оценочном листе. Практика показывает, что удобнее организовать работу следующим образом: учитель, прочитав задание, просит поднять руку тех учащихся, кто справился, параллельно он определяет пробелы в знаниях учащихся, выясняет причины неверных решений у тех, кто не справился.

Урок контроля № 2 – самостоятельная работа, задания к которой учитель составляет по пробелам в знаниях учащихся, обнаруженным при выполнении теста № 1. На каждый пробел в знаниях составляется задание для его отработки, поэтому самостоятельная работа состоит из нескольких задач. Работа длится 10–15 минут. В это время учитель, наблюдая за работой учащихся, определяет, кто из учащихся сделал ошибки в решении, предлагает им записать свои решения на доске. В то время пока учащиеся записывают свои решения на доске, остальные работают в парах – вырабатывают критерии оценки работы, проверяют решения друг у друга и строят соответствующую диаграмму на оценочном листе. Важно, чтобы учитель на данном этапе организовал дискуссию учащихся по обсуждению решений, а найденные ошибки предложил исправить на доске самим авторам мелом другого цвета. Задания тестово-диагностического урока № 2 составляются по аналогии с тестом № 1. Работа длится 10–15 минут. В конце урока выдается код правильных ответов. Учащиеся сравнивают правильные ответы со своими и строят соответствующую диаграмму на оценочном листе, нескольким ученикам предлагается построить и сравнить диаграммы по тестам № 1 и № 2.

Урок контроля № 3 – практическая работа № 1. Она составляется учителем из нескольких задач. Первая задача – предлагается несколько решений задачи, учащийся должен выбрать правильное. Вторая задача – аналогична первой, но учащийся должен ее решить самостоятельно и получить предложенный правильный ответ. Третья задача – учащийся должен ее решить и выбрать правильный ответ из нескольких предложенных. Четвертая задача – правильный ответ учащемуся не предлагается вообще. Пятую задачу учащийся должен составить самостоятельно, она должна быть подобна задаче № 4. Шестая задача – задача-ловушка. Седьмую задачу-ловушку учащийся должен составить самостоятельно. Восьмая задача – задача повышенного уровня сложности. Последовательность решения задач соблюдать необязательно. После выполнения заданий учащиеся сдают тетради, учитель отмечает на полях ошибки, но не исправляет их. На следующем уроке проводится обсуждение решений, в процессе которого учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки.

Урок контроля № 4 – практическая работа № 2. Задания в целом похожи, но можно предложить более легкие, чем в практической работе № 1. Учитель, проверяя работу, исправляет ошибки, которые анализируются на следующем уроке.

От учителя, работающего в такой системе, требуется огромный труд, знание психологических особенностей учащихся, методическая подготовленность. Важны и организационные умения учителя: сформировать пары, организовать дискуссию, работу в группах, на уроке и т.д. Необходимо знать индивидуальные особенности учащихся, опираться на жизненный опыт, знания, полученные ими в быту.

Правильно организованный контроль знаний и умений учащихся имеет огромное значение, так как обучение не может быть эффективным без регулярной и объективной информации об усвоении учащимися учебного материала. Благодаря контролю, между учителем и учащимися устанавливается "обратная связь", которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

Электромагнитные колебания и волны

Урок контроля с использованием элементов системы
развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (11 кл.)

Урок контроля с элементами развивающего обучения по теме “Электромагнитные колебания и волны”, 11 класс, который проводился в процессе изучения темы “Квантовая физика” (спустя 1,5 месяца после изучения темы “Электромагнитные колебания и волны”), имеет следующую структуру.

Структура урока контроля

  1. Тестово-диагностический урок № 1.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Тестово-диагностический урок № 2.
  4. Проверочная работа № 1.

Тест № 1

1. Изменение заряда конденсатора в колебательном контуре происходит по закону q = 10-4 cos 10 t (Кл). Чему равна частота электромагнитных колебаний в контуре?

А. 10 Гц

Б. 10 Гц

В. 5/ Гц

Г. 5 Гц

2. Каким выражением определяется период электромагнитных колебаний в контуре, состоящем из конденсатора емкости С и катушки индуктивностью L?

А. (LС)1/2

Б. 1/(LC)1/2

В. 2 (LC)1/2

Г. 1/(2(LC)1/2)

3. Как изменится период электромагнитных колебаний в контуре L-C, если электроемкость конденсатора увеличить в 4 раза?

A. Увеличится в 2 раза

Б. Увеличится в 4 раза

B. Уменьшится в 2 раза

Г. Уменьшится в 4 раза

4. Выразите из формулы I = 0,15 cos 4t время. t =

A. i/(0,15cos4)

Б. 0,15 cos4/I

B. (arccos (i/0,15))/4

Г. arccos (0,15 cos4/i)

5. Заряд на пластинах конденсатора изменяется с течением времени по закону q=10-4 sin105 t (Кл). Чему равна амплитуда силы тока?

А. 10-4 (А)

Б. 10 (А)

В. 10 (А)

Г. 10cos105t (A)

6. Пластины плоского конденсатора, включенного в колебательный контур, сближают. Как будет меняться при этом частота колебаний в контуре?

А. Увеличивается

Б. Уменьшается

В. Не изменяется

7. Колебательный контур состоит из катушки индуктивностью 4Гн и конденсатора емкостью 1 мкФ. Амплитуда колебаний заряда на обкладках конденсатора равна 100 мкКл. Уравнение зависимости q(t) имеет вид:

A. q=10-4cos500t (Кл)

Б. q=104sin500t (Кл)

В. q=100cos500t (Кл)

8. Как изменяется амплитуда электромагнитных колебаний при увеличении активного сопротивления катушки при прочих равных условиях?

А. Увеличивается

Б. Уменьшается

В. Не изменяется

9. Уравнение i = 5cos105t (А) выражает зависимость силы тока от времени в колебательном контуре. Каково соотношение между энергией электрического поля конденсатора W1 и магнитного поля в катушке W2 в момент времени, когда i=5 A?

A. W1-max, W2=0

Б. W1 = 0, W2 -max

В. W1 = W2

Г. W1 =0, W2=0

10. На рисунке представлен график зависимости силы тока от времени. Выберите правильное уравнение данной зависимости i(t).

A. i= 0.5sin8t (A)

Б. i= 0.5 cos8t (A)

B. i=1 sin0.04t (A)

Г. 1cos4t (A)

Тест № 2

1. Изменение заряда конденсатора в колебательном контуре происходит по закону q =10-4cos 10t (Кл). Чему равен период электромагнитных колебаний в контуре?

А. 0.2 с

Б. /5 с

В. 0.1 с

Г. 0.1 с

2. Каким выражением определяется частота электромагнитных колебаний в контуре, состоящем из конденсатора емкости С и катушки индуктивностью L?

A. (LC)1/2

Б. 1/(LC)1/2

В. 2 (LС)1/2

Г. l/(2 (LC)1/2)

3. Как изменится период электромагнитных колебаний в контуре L-C, если индуктивность катушки уменьшить в 4 раза?

А. Увеличится в 2 раза

Б. Увеличится в 4 раза

В. Уменьшится в 2 раза

Г. Уменьшится в 4 раза

4. Выразите из формулы q=10-4 sin450t время. t =

A. q/(10-4 sin450)

Б. 10-4sin450/q

В. (arcsin (q/10-4))/450

Г. arcsin (10-4 450/q)

5. Заряд на пластинах конденсатора изменяется с течением времени по закону q=10-4 sin 105 t (Кл). Какое из уравнений выражает зависимость силы тока от времени?

A. i=10 cos105t (A)

Б. i=10 cos 105t (А)

В. i=10-4 sin 105t (А)

Г. i=10 sin 105 t (А)

6. Пластины плоского конденсатора, включенного в колебательный контур, удаляют друг от друга. Как будет меняться при этом частота колебаний в контуре?

А. Увеличивается

Б. Уменьшается

В. Не изменяется

7. Колебательный контур состоит из катушки индуктивностью 4 Гн и конденсатора емкостью 1мкФ. Амплитуда колебаний заряда на обкладках конденсатора равна 100 мкКл. Уравнение зависимости u(t) имеет вид:

A. u=10-4cos500t (B)

Б. u=104sin500t (B)

В. u=100cos500t (В)

Г. u= 100 cos 500 t (B)

8. Как изменяются амплитуда и период электромагнитных колебаний при уменьшении активного сопротивления катушки при прочих равных условиях?

А. Амплитуда увеличивается, период уменьшается

Б. Амплитуда уменьшается, период увеличивается

В. Амплитуда не изменяется, период уменьшается

Г. Амплитуда не изменяется, период увеличивается

9. Уравнение i = 5cos105t (А) выражает зависимость силы тока от времени в колебательном контуре. Каково соотношение между энергией электрического поля конденсатора W1 и магнитного поля в катушке W2 в момент времени, когда i=0 A?

A. W1 -max, W2=0

Б. W1 =0, W2 -max

В. W1 = W2

Г. W1=0, W2=0

10. На рисунке представлен график зависимости заряда от времени. Выберите правильное уравнение данной зависимости i(t).

A. i = - 0,005 sin 50 t (A)

Б. i= -0,005 cos 50t (A)

В. i= -1 sin 50t (A)

Г. 1 cos 50t

Самостоятельная работа

1. Вычислить частоту собственных колебаний в контуре, если его емкость увеличить в 3 раза, а индуктивность уменьшить в 9 раз. Активным сопротивлением пренебречь.

2. Напряжение на обкладках конденсатора емкостью 1 мкФ меняется по закону, график которого представлен на рисунке.

Найдите: а) максимальное значение напряжения на обкладках конденсатора; б) период, частоту и циклическую частоту колебаний в контуре; в) максимальный заряд конденсатора; г) индуктивность контура; д) максимальную силу тока в контуре.

Напишите уравнения зависимости: е) заряда от времени; ж) силы тока от времени.

Практическая работа № 1

1. Какую индуктивность надо включить в колебательный контур, чтобы при электроемкости 2мкФ получить колебания с периодом 10-3с?

2. Конденсатор какой емкости надо включить в колебательный контур, чтобы при индуктивности катушки равной 5,1 мкГн получить колебания с частотой 10 МГц?

Ответ: 50 пФ.

3. Плоский конденсатор состоит из двух круглых пластин диаметром 8 см. Между пластинами зажата стеклянная пластина толщиной 5 мм. Обкладки конденсатора замкнуты через катушку индуктивностью 0,02 Гн. Определите частоту колебаний, возникающих в этом контуре.

А. 0,142 МГц

Б. 14,2 МГц

В. 45 МГц

Г. Свой вариант ответа

4. Заряд на обкладках конденсатора изменяется по закону q=2х10-6cos(10 1) (Кл). Запишите уравнение зависимости силы тока в контуре от времени.

5. По заданному графику зависимости силы тока от времени построить график зависимости заряда от времени, магнитной энергии от времени, если известно, что индуктивность катушки составляет 0,4 Гн.

6. В контуре, состоящем из емкости 25 мкФ, индуктивности 4 мГн и сопротивления 4 Ом, напряжение на обкладках конденсатора изменяется по закону u=150 cos 450 t (B). Определите амплитудное значение силы тока в цепи.

7. Конденсатор переменной емкости может изменять свою емкость от 56 Ф до 670 Ф. Сколько катушек надо иметь, чтобы колебательный контур радиоприемника можно было настраивать на любые радиостанции, работающие в диапазоне длин волн от 40 м до 2600 м?

8. Почему увеличение дальности радиосвязи с космическими кораблями в 3 раза требует увеличения мощности передатчика в 9 раз? Во сколько раз следует увеличить мощность передатчика для увеличения в 3 раза дальности радиолокации? В обоих случаях излучатель радиоволн можно считать точечным. Поглощением энергии при распространении радиоволн пренебречь.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценочный лист

Фамилия, имя, (класс)____________________________________________

Вид работы

Варианты ответов на вопросы

Оценка,
%

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Тест № 1                      
Тест № 2                      
Самост.
работа
                     
Проверочн. работа № 1                      
Проверочн. работа № 2                      

Диаграмма оценки знаний

Примечание. Каждый правильный ответ оценивается в 10 баллов, что соответствует 10 %. Максимальное количество баллов – 100 (100 %).