Урок русского языка и литературы в 8 классе. Мастерская "Памяти В.П. Астафьева"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Обучающие: освоение учащимися закономерностей создания текстов определённого типа – “затесей” В.П. Астафьева и подготовка к созданию собственных текстов по идеальному образцу. Критерий достижения цели - текст.
  • Развивающие: формирование надпредметных способов учебной деятельности: понимания текста, анализа текста, исследовательских умений, умений участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, умения организовать себя на выполнение поставленных задач, умения работать в группе. Критерий достижения цели – выполнение плана урока, организованность и дисциплина учащихся, заинтересованность и активность учащихся во время урока.
  • Воспитательные: воспитание интереса к личности и творчеству В.П. Астафьева, воспитание, самостоятельности, взаимовыручки, чувства ответственности. Цель длительного достижения, косвенные параметры: интерес учащихся к теме урока.
  • Профессиональная: освоение новой технологии урок-мастерская.

Оформление урока: портреты В.П. Астафьева, книги Астафьева из школьной библиотеки.

ХОД УРОКА

  1. Учитель: Можно ли заблудиться в жизни, как в лесу? Что нужно делать, чтобы не заблудиться в лесу? А в жизни?
  2. Учитель: У Астафьева среди книг, которые помогают найти ответы на этот вопрос, есть книга “Затеси”. Что означает слово “затеси”, почему В.П. Астафьев так назвал свою книгу, как вы думаете, о чём она? (Обсуждение в группах, высказывание версий)
  3. Работа в группах с текстами о названии книги. (Обсуждение в группах, каждая группа (6 групп) докладывает о результатах)

Тексты для работы в группах:

1 вариант

“Меня часто спрашивают на встречах и в письмах, что такое – затеси. Откуда такое название? Чтобы избежать объяснений, первому изданию “Затесей” (“Советский писатель”, 1972) я дал подзаголовок “Короткие рассказы”. Но это неточно. Рассказов как таковых в той книге было мало, остальные – миниатюры – не “тянули” на рассказ, они были вне жанра, не скованные устоявшимися формами литературы.

А затесь – сама по себе вещь древняя и всем ведомая – это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало зимовье, заимка, затем село и город.

В разных концах России название мет варьируется: “зарубы”, “затёсины”, “затёски”, “затёсы”, по-сибирски – “з'атеси”. В обжитых и ещё не тронутых наших лесах метами подобного рода пользуются и теперь лесоустроители, охотники, геологи и просто шатучие люди, искатели приключений, угрюмые браконьеры и резвящиеся дикие туристы.

Остаётся лишь добавить, что “Затеси”, собранные в эту книгу, писались и вели меня к ней более четверти века”.

  • Найдите истинные и ложные высказывания.
  1. “Затеси” – это только короткие рассказы.
  2. “Затеси” – в основном миниатюры, произведения вне жанра, вне устоявшихся форм литературы.
  3. Затесь – это стёс, сделанный на дереве острым предметом, например, топором.
  4. Затеси делаются для того, чтобы не сбиться с пути.
  • Верные высказывания запишите на листе и поместите на доске.

На доске оформляются выводы групп:

“Затеси” – в основном миниатюры, произведения вне жанра, вне устоявшихся форм литературы.
Затесь – это стёс, сделанный на дереве острым предметом, например, топором.
Затеси делаются для того, чтобы не сбиться с пути.

2 вариант

“У В.П. Астафьева есть книга небольших произведений “Затеси”.

Затесь – это зарубка на дереве, которую делает человек, чтобы проложить дорогу в нехоженом месте. Сначала тропа, потом кто-то пройдёт по ней и будет дорога, а где дорога – там обязательно возникнет человеческое жильё.

Название книги, конечно, символично: в жизни человека тоже должны быть какие-то “затеси”, по которым он должен двигаться в жизни, - честность, совесть, умение трудиться, приносить добро людям. Вот такие зарубки в душе и оставляют книги В.П. Астафьева: повесть “Кража” (1966) о беспризорном детстве за Полярным кругом мальчика-сироты, повесть “Пастух и пастушка” (1971), рассказывающая о любви, трагически обречённой войной на разлуку, удивительная книга “Царь-рыба”, проникнутая страстной любовью к родной природе и, конечно, “Последний поклон”.

Какова тема текста? Какова основная мысль текста? Найдите предложение, в котором она сформулирована. Подчеркните его

О каких зарубках идёт речь в книге В. Астафьева “Затеси”? Выберите правильный ответ, прикрепите на доску.

По каким “затесям” должен двигаться человек в жизни? (Каждая группа называет одну затесь, учитель вывешивает на доске.) Какие бы “затеси” вы ещё указали? Запишите на листе, передайте учителю.

На доске оформляются выводы групп, например:

Честность

Совесть

Умение трудиться, приносить людям добро

Ответственность, чувство долга

Чувство справедливости

Учитель: Общий вопрос для всех групп: Почему свою книгу В.П. Астафьев назвал “Затеси”?

4. Учитель: Создайте свою “затесь”, обращённую к младшим школьникам, своим сверстникам. С чего начнёте? – 0,5 мин. Трудно, вы в замешательстве?

Попытаемся понять, как Астафьев создавал свои “затеси”.

Работа в группах.

I . Группе учащихся предлагается текст “Игра”.

Мальчишки гоняли по тротуару шайбу. Она щелкала звонко, летала легко и отчего-то крошилась.

Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником вместо шайбы, ржаным, медовым, круглым пряником, какие в детстве нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.

Пряник походил на маленькую далёкую луну и так же, как луна, был манящ, недоступен и призрачен.

Вопросы для анализа:

- Выразительно прочитайте текст.

  • С чего начинается произведение? О чём писатель рассказывает в начале произведения?
  • Как автор относится к игре мальчишек? Каким настроением пронизано произведение?
  • Сформулировал ли автор основную мысль? Почему? Какова основная мысль произведения? Подчеркните ключевые слова. Как они помогают понять основную мысль произведения?
  • Чем заканчивается произведение? Только ли с рассказанным в начале связано окончание текста?
  • О чём заставляет задуматься эта “затесь”?

II. Группе учащихся предлагается текст “Предел”.

Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном.

Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слёзы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка.

Провал. Забытьё.

Вопросы для анализа:

- Выразительно прочитайте текст.

  • Что означает слово “предел”?
  • “Терпение кончилось” – что мог терпеть герой? Отчего на лице слёзы?
  • Как выглядит герой? О каком душевном состоянии говорит деталь “ростки бороды”?
  • Почему короткие предложения, фразы как будто рубленные?
  • Дайте свою оценку этому произведению, выбрав соответствующие слова: изящный, красивый, грубый, сумрачный, печальный, шутливый, задушевный, унылый, грозный, зловещий, горестный, скорбный, живописный, нежный, светлый, яркий, трепетный, пронизанный любовью, берущий за душу, тревожащий.

III. Группе учащихся предлагается текст “Мелодия”.

Пёстрый лист, красный шиповник. Искры обклёванной калины в серых кустах. Жёлтая хвойная опадь с лиственниц. Чёрная, обнажённая в полях земля под горою. Зачем так скоро?!

Вопросы для анализа:

- Выразительно прочитайте текст.

  • Создайте цветовой портрет миниатюры, используя краски. Какое настроение рождается цветовой гаммой произведения.
  • Что означает вопрос “ зачем так скоро?”
  • Почему автор назвал своё произведение “Мелодия”?
  • Дайте свою оценку этому произведению, выбрав соответствующие слова: изящный, красивый, грубый, сумрачный, печальный, шутливый, задушевный, унылый, грозный, зловещий, горестный, скорбный, живописный, нежный, светлый, яркий, трепетный, пронизанный любовью, берущий за душу, тревожащий.
  • О чём заставляет задуматься эта “затесь”?

IV. Группе учащихся предлагается текст “Тоска ”.

Растаял мокрый снег.

Осталось на стекле приклеившееся птичье пёрышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал её, не пустил. И пёрышко это, как укор, белеет на стекле.

Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то пёрышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня пёрышко. Прилипло к моему сердцу.

Вопросы для анализа:

- Выразительно прочитайте текст.

  • О чём этот текст?
  • В каком предложении сформулирована основная мысль произведения?
  • Что значит слово “тоска”?
  • Каким вы представляете себе автора, прочитав эту миниатюру?

V. Группа учащихся анализирует выразительные средства, использованные автором в “Затесях”.

  • Какие выразительные средства из приведённых ниже автор использует в своих произведениях? Приведите примеры.
Эпитеты CCC Метафоры
Сравнения Антитеза
Цветопись ь Гипербола
Звукопись Риторические вопросы CCC Инверсия

(Ребята подчёркивают примеры в тексте, надписывают вид средства)

VI. Группа учащихся анализирует синтаксические средства выразительности.

Какие предложения использует автор: по количеству основ, по строению грамматической основы, по способу связи простых предложений в составе сложного, чем осложнены предложения? Заполните таблицу. Приведите примеры.

По количеству основ По строению грамматической основы По наличию второстепенных членов Полные и неполные предложения Чем осложнены предложения По способу связи простых предложений в составе сложного

(Таблица воспроизводится на доске)

Вопросы для обсуждения в классе после предъявления результатов работы групп 1,2,3,4.

  1. С чего начинаются ваши произведения?
  2. Назовите ключевые слова или фразы.
  3. Что переживает автор этих строк?
  4. Какие чувства испытывает читатель, прочитав произведение?
  5. О чём прочитанные вами тексты?

После обсуждения в тетради оформляются выводы:

Законы создания Затесей.

1. Конкретный эпизод, случай из жизни, воспоминание, пейзаж.
2. Философские вопросы, раздумья о нравственности, о жизни, о людях.
3. Чувство, воздействие на читателя.

После обсуждения работы групп 5, 6 в тетради записи:

4. Образность, эмоциональность, выразительность.
5. Богатство языка.

На доске: на отдельных листах, по мере выступлений групп появляются заметки:

Конкретный эпизод, случай из жизни, воспоминание, пейзаж.

Философские вопросы, раздумья
о нравственности,
о жизни, о людях.

Чувство, воздействие на читателя.

Образность, эмоциональность, выразительность.

Богатство языка.

5. Итоги работы в мастерской.

Учитель: Сформулируйте законы, по которым В.П. Астафьев создавал свои “Затеси” (предложена опора):

От … к …

Писать нужно только о том, что …

Произведение должно (как воздействовать на читателя?)…

После прочтения читатель становится (каким?)…., испытывает (что?)…

Писать нужно (как?)

Нужно использовать все возможности языка (какие?)

6. Рефлексия работы на уроке: Как вы оцениваете урок: зачем мне нужен этот урок, как мы (я) работали, что получилось, что не получилось, нужны ли мастерские?

7. Домашнее задание: создать свою “затесь”; подумать над названием сборника созданных вами “затесей”? (Образцы ученических работ см. в Приложении 1)