Конспект открытого урока по теме: "Восточный макрорегион"

Разделы: География


Российское могущество прирастать будет Сибирью” (В.М.Ломоносов).

Цели:

Образовательные: знать историю ВМР, ЭГП, его состав, ресурсы, проблемы и перспективы макрорегиона.

Развивающие: продолжать отрабатывать умения и навыки работы с атласом, учебником и контурной картой.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю.

Методы проведения занятия: частично-поисковый, урок изучения нового материала.

Материальное обеспечение: учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром “География населения и хозяйство России”, карточки с заданием, атлас.

План занятия:

1. Вступительное слово учителя.

2. Объяснение нового материала.

3. Закрепление.

4. Итог.

Ход занятия

Учитель: На уроке мы познакомимся с Восточным макрорегионом нашего государства, его особенностями, географическим положением, ресурсами, историей и этапами освоения его территории, найдем проблемы и перспективы данного региона. Территория ВМР на западе граничит с Уралом и Европейским Севером, на юге государственные границы с Казахстаном, Монголией и с Северной Кореей, северные и восточные окраины омываются водами Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также имеют водные границы с США и Японией. Площадь 12,8 миллионов км2, что преобладает по своей величине над крупным государством Канада. (Веду показ у карты).

Задание классу. Работа с атласом “Физическая карта”.

1 вариант измеряет протяженность территории ВМР с запада на восток и с севера на юг. 2 вариант анализирует карту атласа “про себя”, затем показывает у карты крупные географические объекты данного региона.

Ученик 1 вариант: С севера на юг протяженность 2600 км, с запада на восток 4200 км.

Ученик 2 вариант: От Урала до Енисея простирается Западно-Сибирская равнина, в центре которой вдоль 65 параллели протянулись Сибирские Увалы, а на юге Васюганская равнина и Барабинская низменность. От реки Енисей до реки Лена Среднесибирское плоскогорье, где на севере полуострова Таймыр расположены горы Бырранга, к югу от них Северо-Сибирская низменность, в центре плоскогорья плато Путорана с высотой 1701 м. К востоку от реки Лена и до Тихоокеанского побережья с севера на юг протянулась цепь горных хребтов: Верхоянский, Черского, Момский, Сунтар-Хаята, Срединный хребет, Джугджур и Сихотэ-Алинь, а так же на северо-востоке Колымское нагорье и Чукотское нагорье.

Учитель: (показывает по карте) Азиатский макрорегион состоит из Западно-Сибирского экономического района, Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономического района.

Учитель дает задание: Отметить на контурных картах России экономические районы Азиатского региона.

Учитель: Прослушайте краткое сообщение о том, как шло освоение Сибири и Дальнего Востока, при этом выпишите города-остроги образовавшиеся на данной территории и занесите их на контурную карту.

Ученик: В конце 16 века начинается освоение и заселение Сибири русскими. При этом закрепление за Россией огромной территории к востоку произошло чрезвычайно быстро: от походов легендарного Ермака в Западной Сибири (1582 год) до выхода отряда Ивана Москвитина к Тихому океану (1639 год) прошло 60 лет. Россия из Русского государства превратилась в Российское, так как включает в свой состав территории, населенные разными народами. После присоединения к России начинается создание сети городов, ставших опорной базой расселения и закрепления территорий. Начался этот процесс в 16-17 веках с создания крепостей-острогов: Тюменского (1586 года), Тобольского (1587 года), Томского (1604 года), Енисейского (1618 года), Красноярского (1628 года), Якутского (1632 года), Охотского (1648 года).

Таким образом, менее чем за 100 лет за Русским государством закрепились обширные пространства тайги от Урала до берегов Тихого океана. Позднее созданы города в лесостепной и степной зонах, а затем на юге Дальнего Востока. В целом до революции было создано 44 города.

Учитель предлагает работу с карточками, где нужно выделить положительные и отрицательные стороны ЭГП ВМР.

Текст карточки: Омывается водами двух океанов; удален от центра; нехватка железных и автомобильных дорог в северных регионах; имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток; большие по площади экономические районы; суровый климат и вечная мерзлота; граничит с Уральским экономическим районом; нехватка трудовых ресурсов отдельных территорий Азиатского макрорегиона; имеет громадные запасы минерального сырья; наличие крупных водных ресурсов; имеет железную и автомобильную дороги, соединяющие запад и восток.

Учитель просит учеников зачитать положительные и отрицательные стороны ЭГП макрорегиона.

Ученик: Положительные стороны: омывается водами двух океанов, граничит с Уральским экономическим районом, имеет громадные запасы минерального сырья, наличие крупных водных ресурсов и имеет железные и автомобильные дороги, соединяющие запад с востоком.

Отрицательные стороны: отдален от центра, нехватка железных и автомобильных дорог в северных регионах, имеет большую протяженность с севера на юг и с запада на восток, большие по площади экономические районы, суровый климат и вечная мерзлота.

Учитель дает задание выделить экономические этапы развития данного региона и записать в тетрадь со слов учителя.

Учитель: В течение многих столетий население Сибири и Дальнего Востока занималось кочевым скотоводством: оленеводством на севере и разведением овец и лошадей в степной части, рыболовством и охотой в тайге и на побережье морей. Промысловая стихия не была преодолена вплоть до 19 века. После отмены крепостного права и особенно проведения Транссибирской железной дороги в лесостепные и степные районы Сибири хлынули миллионы крестьян из центральных губерний. Их усилиями Западная Сибирь была превращена в крупный зерновой и животноводческий район. Восточная Сибирь и Дальний Восток остались по-прежнему неразвитыми, освоение и использование земель шло экстенсивно. В 30-50 годы начались сталинские репрессии. Большое количество людей было переселено насильственно на территорию Сибири и Дальнего Востока. Благодаря им были построены города, мосты, дороги в труднодоступные районы, велись разработки и добыча полезных ископаемых. В годы войны большая часть военных предприятий была переброшена в города Западной Сибири, расположенные вдоль железной дороги, что послужило в дальнейшем развитию промышленности этого региона. В 60-е годы начинается добыча нефти и газа на севере Западной Сибири, что дало толчок развитию нефтяной и газовой промышленности. В 70-е годы осуществляется большое транспортное строительство (БАМ, дорога на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль-АЯМ). Эти дороги были проведены к местам месторождений полезных ископаемых Восточной Сибири и Дальнего Востока, что послужило строительству поселков и городов. За данный период формировались территориально-производственные комплексы.

Ученики выделяют основные этапы: 1. Строительство железной дороги. 2. Развитие сельского хозяйства. 3. Внесение большого труда репрессированных в развитие региона. 4. Военные годы и дальнейшее развитие промышленности. 5. Разработка и добыча полезных ископаемых Западной Сибири. 6. Строительство БАМа. 7. Формирование ТПК.

Учитель дает задание: используя атлас, дать характеристику основным ресурсам данного макрорегиона.

Ученик по картам дает ответ: Западно-Сибирский экономический район богат на севере и в центральной части нефтью и газом, на юго-востоке углем, полиметаллическими и медными рудами. Восточная Сибирь богата бурым, каменным углем, апатитами, фосфоритами, золотом, железом, полиметаллическими рудами, никелевыми рудами. Дальний Восток - оловянными, медными, бурым и каменным углем, нефтью и газом. Агроклиматические ресурсы. Так как территория простирается с севера на юг, она проходит от холодного пояса до умеренного подпояса. Почвенные ресурсы. Богата только южная часть Западной Сибири и Восточной Сибири, так как большая часть территории вечная мерзлота. Водные ресурсы. Это крупные реки Обь, Иртыш, Енисей, озеро Байкал. По территории проходит зона тайги и смешанных лесов, поэтому территория богата лесом.

Учитель: Используя учебник составить и выписать в таблицу проблемы региона и перспективы.

Ученик оформляет таблицу в тетради:

Проблемы

Перспективы

  1. Распад Советского Союза.
  2. Железнодорожные магистрали (две) оказались на территории Казахстана.
  3. Необходимость реконструкции Транссиба.
  4. Экономические реформы привели к сокращению численности населения.
  5. Конверсия на оборонной промышленности.
  6. Слабое развитие транспорта.
  1. Использование меридиональных речных путей.
  2. Создание авиационных межконтинентальных сообщений через внутренние районы страны.
  3. Развитие инфраструктуры транспортной и социальной.
  4. Создание новых транспортных средств.
  5. Использование спутниковой связи.

Учитель спрашивает учеников, что нового они узнали на уроке.

Ученик: Историю освоения Сибири и Дальнего Востока, этапы экономического развития ВМР, состав, ЭГП, ресурсы, проблемы и их пути решения.

Учитель предлагает ученикам записать домашнее задание.