Как размножаются живые организмы

Разделы: Биология


Курс “Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс” Т.С. Суховой и В.И. Строганова является пропедевтическим в изучении биологических дисциплин. Его роль дать обобщенное представление о жизни на Земле, начать формирование основных биологических понятий, развитие которых будет продолжаться в курсе биологии.

Тема “Как размножаются живые организмы” имеет большое методическое значение, так как при изучении растений, животных и человека, конкретизируются понятия "типы размножения", "раздельнополые и обоеполые особи (гермафродиты)", "формирование половых клеток - гамет и их особенности". Поэтому важно чтобы учащиеся освоили общие закономерности процесса размножения у разных живых организмов, условия появления зародыша нового организма и условия его развития.

Однообразное использование учебников, таблиц, схем вызывает ослабление интереса к “не главному” предмету. Поэтому, в связи с компьютеризацией школ, целесообразно использование информационных технологий на уроках. Таким образом, дети понимают, что компьютер нужен не только для игры, но и для обучения. Пока в нашей школе один компьютерный класс, поэтому возможности его использования для других предметов эпизодические и чаще всего проводятся в демонстрационном режиме (обучение информатике начинается с 8 класса).

Урок оформлен в виде презентации, которая проецируется через мультимедийный проектор на экран. Всю навигацию по презентации осуществляет учитель. Анимационные эффекты презентации помогают детям проникнуться атмосферой игры, во время которой учитываются и индивидуальные знания учащегося и умение работать в команде..

Подготовительный этап урока: учащиеся дома готовят несколько вопросов по изученной теме. От учителя требуются четкие инструкции и консультации. Класс делится на 4 группы по 6 - 7 человек. Выбирается 1 - 2 ученика для помощи учителю на уроке в качестве жюри.

Тема: Как размножаются живые организмы
Задачи:

Образовательные:

 

Воспитательные:

Развивающие:

Обобщить знания полученные детьми при изучении темы, обращая особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы.

Формирование естественнонаучной картины мира.

Развивать умение работать в группе (умение выслушать товарища, оценить полноту ответа, доказывать правильность своей точки зрения)

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, разноцветные звездочки индивидуальных оценок, песочные часы (1 мин), 4 флажка, 4 степлера, 4 конверта с заданиями,
Тип урока и форма проведения: Обобщающий урок-игра с использованием информационных технологий. (45 мин)

Ход урока:

Через проектор на экран проектируется первый слайд презентации

  Рисунок 1

Рисунок 1

Ребята, сегодня наш урок необычен. Мы проведем игру, в процессе которой повторим и запомним основные моменты темы “Как размножаются живые организмы”. У каждой команды есть флажок, которым вы будете сигнализировать свою готовность к ответу. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, но команда может получить баллы за дополнения или общие вопросы. Баллы мы будем записывать на доске. Общие вопросы и дополнения оцениваются индивидуально - звездочками.

Первоначально на слайде высвечивается только эпиграф: "Живое возникает из живого".

Ребята, давайте обратим внимание на эпиграф нашего урока. Для нас это правило не требующее доказательств. Но всегда ли так было?

После ответа по щелчку высвечивается картинка и фамилия ученого на слайде.

Рисунок 2

Рисунок 2

1 общий вопрос: Кто из ученых и как впервые доказал это правило?

Отвечает тот, кто первым поднимет флажок отвечающий получает звездочку, а команда 1 балл.

Ответ: итальянский врач Фраческо Реди в 17 в. провел опыт. В 2 банки он положил по куску мяса. Одну банку закрыл марлей, а другую оставил открытой. Через некоторое время в незакрытой банке появились белые личинки мух, а в закрытой нет, т.к. доступ мух в банку был невозможен.

  Каждая команда получает конверт, в котором лежат несколько основных понятий и определения к ним (причем последних больше). За 1 мин. нужно установить соответствия и скрепить листочки степлером.

После сдачи конвертов жюри и ребята делают проверку по слайду.

За каждое правильное решение 1 балл (итого максимально 4 балла).

  Конкурс “Путаница”

1 конверт. Понятия: лупа, яйцеклетка, половое размножение.

2 конверт. Понятия: микроскоп, гермафродиты, оплодотворение.

3 конверт. Понятия: обоеполые цветки, семя, гаметы.

4 конверт. Понятия: бесполое размножение, разнополые цветки, сперматозоиды или спермии.

Определения вкладываются в каждый конверт:

  1. Самый простой увеличительный прибор.
  2. Сложный увеличительный прибор состоящий из системы линз.
  3. Клетки необходимые для полового размножения.
  4. Размножение при помощи половых клеток.
  5. Размножение при помощи клеток тела.
  6. Женские половые клетки.
  7. Мужские половые клетки.
  8. Организмы, у которых имеются и мужские и женские половые клетки.
  9. Слияние мужской и женской половых клеток.
  10. Орган размножения растений.
  11. Цветки, у которых есть и пестики и тычинки.
  12. Цветки, у которых есть или пестики или тычинки.

Рисунок 3

Рисунок 3

Первоначально на слайде появляется только вопрос, а после ответа учащихся в качестве проверки по щелчку появляется ответ

2 общий вопрос: Назовите основные свойства живых организмов.

Рисунок 4

Рисунок 4

Ответ: Все живые организмы состоят из клеток, дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются.

Конкурс “Иероглифы”

На экране проецируется слайд с названием конкурса. Команды по очереди выбирают номер, и по гиперссылке открывается требуемый слайд. За 30 секунд ребята должны наиболее подробно охарактеризовать каждую схему. За каждый правильный ответ 1 балл (максимально за конкурс 4 балла). В случае затруднения вопрос разыгрывается как общий. (В зависимости от времени конкурс можно сократить.)

Рисунок 5

Рисунок 5

Конкурс “Загадки природы”

Из составленных заранее детьми вопросов отбираются самые интересные. Под каждой анимационной картинкой скрыты вопросы. При щелчке по гиперссылке происходит переход на нужный слайд. Команда за 1 минуту должна составить наиболее подробный ответ на вопрос. Другие команды тоже готовят ответ, в случае если вопрос будет передан на общее обсуждение.

Рисунок 22

Рисунок 22

Рисунок 23

Рисунок 23

Рисунок 24

Рисунок 24

Рисунок 25

Рисунок 25

Рисунок 26

Рисунок 26

Заключение: Подведение командных и индивидуальных итогов.

Ребята, мы повторили и запомнили все основные понятия темы “Как развиваются живые организмы”, общие закономерности развития жизни на Земле. Все эти знания пригодятся вам при дальнейшем изучении биологии растений, животных и человека.

Презентация