Сценарий конкурса "Папа, мама и я — математическая семья"

Разделы: Внеклассная работа


Цель конкурса: повышение интереса учащихся и родителей к предмету математики, пропаганда красоты математики для более широкого круга любителей.

Задачи

  • Ознакомление студийцев с проведением внеклассного мероприятия с привлечением родителей и учащихся.
  • Развитие организаторских способностей студийцев.
  • Активная, творческая работа студентов по составлению различных заданий для конкурса.

Оборудование: табло показателей соревнований, барьеры для эстафеты, жетоны, головные уборы с эмблемами и фамилиями семей для каждого участника конкурса, карточки, конверты с заданиями, азимуты, предметы для измерения на глазомер.

Участники: учащиеся начальных классов со своими мамами и папами.

План проведения конкурса:;

  1. Домашнее задание для отцов;
  2. Открытие конкурса;
  3. Конкурс по решению различных математических задач.

      I этап: Математическая эстафета;
      II этап: Глазомер;
      III этап: По недрам земли;
      IV этап: Блиц-турнир;

  4. Поведение итогов;
  5. Объявление победителей, вручение призов.

Домашнее задание папам:

  1. Вы намерены построить себе новый дом, и Вы кладете фундамент этого дома. Для того, чтобы фундамент вашего дома был прямоугольником, какой теоремой из школьного курса математики Вы воспользуетесь? (Не пользуясь углоизмерительными приборами).
  2. Вам нужно построить крышу дома, для этого необходимо знать длину балки под шифер (см. рис.). Зная высоту (h) крыши и размеры дома, с помощью какой теоремы можно вычислить длину балки? (Не пользуясь измерительными инструментами).

  3. Всем известно, что стол с тремя ножками не шатается. Па какой теореме это обосновывается?
  4. Когда автомобиль прошел расстояния между городами, то до половины пути ему осталось пройти 150 км. Как велико расстояние между городами?
  5. Сколько секунд в одних сутках?

Ход конкурса

I этап: Математическая эстафета.

Первый этап конкурса - математическая эстафета. На этом этапе участвуют дети с мамами. Каждый участник проходит пять барьеров, на которых каждому участнику разложены по одной индивидуальной задаче. На карточках написаны имена, и участники сначала находят свой вариант, решают его, затем подходят к судье данного барьера, называют ответ. Если ответ правильный, то судья дает жетон в знак того, что задача решена верно, а если ответ неверный, то этот этап участник проходит без ничего, возвращаться к своей задаче ему не разрешается. Тому, кто первым подойдет к финишу, дается дополнительный жетон.

Барьеры - веревки, протянутые между стенами коридора. На них скрепками прикрепляются карточки - задания (на каждой веревке по 8 заданий: 4 для мам, 4 для детей).

Барьер 1

Барьер 2

Барьер 3

Барьер 4

Барьер 5

Барьер 1:

Задания для мам:

Вычислить:

№ 1

19 · 24 + 19 · 76 = ?

(1900)

№ 2

18 · 36 + 18 ·  74 = ?

(1800)

№ 3

17 · 133 - 17 · 33 = ?

(1700)

№ 4

23 · 15 + 23 · 85 = ?

(2300)

Задания для детей:

Вычислить:

1 класс

11 - 2 =

(9)

2 класс

9 · 3 - 17 =

(10)

3 класс

3 · 8 - 14:7 =

(22)

4 класс

(20 · 12 - 30) : 3 =

(70)

Барьер 2:

Задания для мам:

Анаграмма - составь слово:

№ 1

Л Н Е А Е Н М З А Т Ь (Знаменатель)

№ 2

Ь И Т И Л Л Ч С Е (Числитель)

№ 3

Е Р З Д И Н Е В П О Е (Произведение)

№ 4

К Т Р Х Л Н И Г Ч У Е Е Ы О Ь (Четырехугольники)

Задания для детей:

Решить уравнения

1 класс

Найди неизвестное число: 9 + ? = 10 (1)

2 класс

Найди неизвестное число: 13 ·  ? = 39

(3)

3 класс

Найди неизвестное число: ? : 3 = 21

(63)

4 класс

Решить уравнение: 2x + 40 = 120

(40)

Барьер 3:

Задания для мам:

Тест

№ 1

По какой формуле можно найти площадь треугольника, если известны все его стороны? (Герона)

а) Эйлера

б) Герона

в) Пифагора

г) Ферма

№ 2

Имя первой женщины - математика (Софья Ковалевская)

а) С. Ковалевская

б) М.С. - Кюри

в) Г. Александрийская

г) Н. Крупская

№ 3

Кем была введена координатная плоскость? (Декартом)

а) Пифагором

б) Евклидом

в) Эйлером

г) Декартом

№ 4

Автор первого русского учебника арифметики? (Магницкий)

а) Магницкий

б) Эйлер

в) Евклид

г) Декарт

Задания для детей:

Сколько всего фигур:

1 класс

Сколько кругов на рисунке? (7)

2 класс

Сколько всего прямоугольников? (5)

3 класс

Сколько всего прямоугольников? (6)

4 класс

Сколько всего прямоугольников? (10)

Барьер 4:

Задания для мам:

Решить задачу:

№ 1

В группе 30 студентов, 66,6% из них имеют тройки. Сколько в группе троечников? (20 троечников)

№ 2

В группе 20 студентов, из них 18 студентов занимаются спортом. Сколько процентов студентов занимается спортом? (90%)

№ 3

В группе 40 студентов из них 75% контрольную по математике выполнили на качество. Сколько студентов по контрольной получили “4” и “5”? (30 студентов)

№ 4

В группе 25 студентов, из них один не успевает. Какова успеваемость группы? (96%)

Задания для детей:

Решить задачу:

1 класс

(13 руб)

2 класс

На одном кусте 42 помидора, а на другом 62. На сколько помидоров больше на одном кусте, чем на другом? (20)

3 класс

Вася весит 36 кг, а его отец 72 кг. Во сколько раз отец тяжелее сына? (2 раза)

4 класс

6 одинаковых стульев и одно кресло, стоимостью 2000 р, стоят 3200 рублей. Сколько стоит 1 стул? (200 р)

Барьер 5:

Задания для мам:

Найди лишнее:

№ 1

Сумма, сложение, разность, произведение, частное? (Сложение)

№ 2

0; -5; 0,5; 16; -12; 43. (0,5)

№ 3

1; 4; 16; 9; 7; 25. (7)

№ 4

21; 9; 88; 19; 61; 70. (9)

Задания для детей:

Площадь:

1 класс

Сколько квадратов?

(9)

2 класс

Сколько квадратов?

(17)

3 класс

Найди площадь: 

(90)

4 класс

Найди площадь: 

(8)

Во время эстафеты жюри проверяет домашние задания. Набранные за домашние работы баллы отражает на табло.

II этап: Глазомер. (Участвуют все: мамы, папы и дети).

На столах разложены нитки определенной длины, прямоугольники (картон в форме прямоугольника), коробки и стопки книг. Каждой семье предлагается без измерительных приборов (“на глаз”) определить длину нити, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (коробки), вес стопки книг. На столах таблички с фамилиями семей. Все измерения ранее комиссией выполнены и правильные ответы находятся у жюри. На столах черновики, участники могут ими пользоваться при вычислении площадей и объемов. Ответы оцениваются баллом 3, если они максимально приближаются к ответу, баллом 2, если имеются незначительная разница, баллом 1, если значительная разница и остаются без балла те участники, у которых ответы абсолютно не сходятся с правильными.

III этап: По недрам земли. (Участвуют папы и дети)

Этап называется “По недрам земли”, так как сначала участники отправляются на поиски подземных богатств, местонахождение которых участники могут найти по схемам, вложенным в конверты с фамилиями семей, находят, возвращаются за свой стол, открывают конверты, а там диаграммы с данными добычи природного газа с 1970 по 1999 год. По этим данным участники должны составить арифметическую задачу. За самую хорошую задачу получают три жетона, за хорошую - 2, за удовлетворительную -1, а если совсем не смогут составить задачу, остаются без жетонов. От участников требуется не только умение составлять задачи по готовым данным, но и умение ориентироваться с помощью азимута; быстрота, умение интуитивно измерять расстояние в метрах.

Маршруты участников

Составь задачу.

IV этап: Блиц-турнир. (Участвуют родители)

Последний этап конкурса: он называется блиц-турнир. Каждая семья отвечает в течение 2 минут на вопросы, составленные комиссией. Старается дать как можно больше правильных ответов, для этого, если не может ответить на данный вопрос, может сказать “дальше”, чтоб сэкономить время. В какой очередности будут отвечать семьи, определяют по жребию.

Вопросы командам

Семье № 1

  1. Какая дробь называется правильной? (Если числитель меньше знаменателя).
  2. 33 = ? (27).
  3. Формула площади прямоугольника? (S = а·в).
  4. Как можно найти скорость, зная пройденный путь и время? (Пройденный путь разделить на скорость).
  5. 0 : а = ? (0).
  6. Тупой угол это…? (Угол, больший чем 90° ).
  7. Что найдем, если площадь прямоугольника разделим на его длину? (Ширину прямоугольника).
  8. 5х = 20, чему равен х? (х = 4).
  9. 1 дм3 = …см3 ? ((1000).
  10. Сколько граней у куба? (6).

Семье № 2

  1. Какая дробь называется неправильной? (Если числитель больше знаменателя).
  2. 52 = ? (25).
  3. Формула площади квадрата? (S = а2).
  4. Формула пройденного пути? (S = V·t)
  5. а·а = ? (а2).
  6. Острый угол это …? (Угол, меньший, чем 90° ).
  7. Что найдем, если площадь прямоугольника разделим на его ширину? (Длину).
  8. 4х = 12, чему равен х? (х = 3).
  9. 1 м3 = … дм3? (1000).
  10. Сколько вершин у куба? (8).

Семье №3

  1. Как называется часть числа? (1%)
  2. 62 = ? (36)
  3. Что такое периметр? (Сумма сторон)
  4. Каким действием найдем время, зная пройденный путь и скорость? (Делением)
  5. а·а·а = ? (а3)
  6. Сумма смежных углов? (180° )
  7. а : 0 = ? (Не существует, на ноль делить не нельзя)
  8. 3x = 27. Чему равен x? (x = 9)
  9. 3 = …дм2. Сколько кубических дециметров составляет один кубический метр? (1000 дм3)
  10. Сколько ребер у куба? (12 ребер)

Семье № 4

  1. 3, 9 округлить до единицы: (4)
  2. Четырехугольник с прямыми углами? (Прямоугольник)
  3. Какое расстояние пройдет пешеход за 2 часа, двигаясь со скоростью 7 км/ч? (14).
  4. Формула периметра квадрата со стороной а?(4а)
  5. Чему равно а0? (1)
  6. Прямой угол это … (угол, равный 90° )
  7. Результат от вычитания? (Разность)
  8. Развернутый угол равен: (180° )
  9. Наука об измерении земли? (Геометрия)
  10. Отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника? (Средняя линия)

Подведение итогов:

Выводятся итоги конкурса.

 

Семья № 1

Семья № 2

Семья № 3

Семья № 4

Домашняя работа для отцов

       

Математическая эстафета

       

Глазомер

       

По недрам земли

       

Блиц-турнир

       

Итого:

       

Место:

       

Проводится анкетирование участников.

Во время работы жюри участники заполняют анкету.

 

Довольны ли вы участием в конкурсе?

Какие этапы, какие задания  показались вам:

Ваше мнение по проведению данного конкурса

Ваши предложения по организации таких конкурсов

наиболее легкими

наиболее трудными

слишком трудными

1

           

2

           

3

           

4

           

Объявляются победители, вручаются призы.

Конкурс проводился членами студии “МГУ” (“Математика - гимнастика ума”) Вилюйского педагогического колледжа имени Н. Г. Чернышевского.