Эколого-валеологическая игра "Зернышко"в начальной школе. Внеклассное мероприятие "Сохранить природу — сохранить жизнь на Земле"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: воспитание гармонической личности средствами игровой методики во внеурочное время.

Задачи:

  • формирование научной картины мира;
  • формирование таких нравственных качеств как доброта, терпимость, уважение к чужому мнению, бережное отношение к окружающему миру;
  • формирование основных понятий о здоровом образе жизни;
  • развитие коммуникативных качеств учеников.

Игра - поиск

Подготовительная работа

1. Серия классных часов: “О братьях наших меньших”; “Кто на свете всех важнее?”; “Кто они, исчезающие растения и животные Татарстана?”

2. КВН среди учеников 3 -их классов: “Знаем ли мы планету Земля?”;

3.Конкурсы рисунков: “Краски осени”; “Мама, папа, я - здоровая семья”.

Оформление класса и классной доски, рабочего места учеников

Класс поделён на 4 группы, на столах каждой группы лежит закрытый лист с двустишием и словами песни, конверт с разрезанными частями эмблемы группы;

цветные картинки тех видов животных, группу которых они представляют, экологические знаки.

Во всю ширину доски аппликация зелёного дерева, справа от него в верхнем углу доски - яркое солнце.

Выставка книг о жизни растений и животных России и Татарстана.

Красная книга Татарстана.

На доске слева таблички: Человек - царь природы; Природа, Разум.

Законы природы:

- всё связано со всем

- всё должно куда-то деваться

- природа знает лучше

- ничто не даётся даром.

Ход мероприятия

Занятие начинается с прослушивания записи лесных звуков и трелей обитателей леса.

1. Вступление

Учитель: Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса и поля, реки и горы! Птицы и звери! Ребята, если мы с вами каждый день вот так бы здоровались не только с родными, но и со всем живым и неживым, что окружает нас, то до сих пор на земле жили бы все те растения и животные, которые исчезли с лица земли. Жили бы те, кого мы никогда не увидим не только из-за планетарных катаклизмов, но и из-за бездумной деятельности самого человека. И не пришлось бы человеку заводить вот такие Красные книги. (Показывает Красную книгу Татарстана).

Вопрос: Что вы знаете о Красной книге Татарстана и зачем понадобились такие книги?

Учитель: Правильно, ребята. Все виды жизни на Земле связаны между собой. Мы все звенья одной цепи (указывает на доску). Древо жизни не простое дерево, это символ всего живого на земле, от маленького червячка до гигантских животных.

Ведь всё живое на земле рождается, дышит, кормится, стареет и умирает, давая начало другой жизни.

Не так давно было принято говорить, что человек - это царь природы! А сегодня мы попытаемся узнать мнение разных жителей Земли, согласны ли они с этим утверждением? Для этого вы поделились на 4 группы-команды. Сейчас вы откроете конверты на столе и соберёте название и эмблему своей команды (по знаку учителя ребята собирают картинки).

2. Представление и защита команд

(Другие команды отгадывают название соперников).

1-я команда:

Мы муравьи-малыши,
Мы трудимся от души!

2 -я команда:

А мы - птички невелички.
Песни наши хороши!

3 - я команда:

Мы - звери разные,
И добрые, и опасные!

4 - я команда:

Мы - люди на Земле,
Мы можем всё поправить.

Итак, все команды в сборе! Насекомые; Птицы; Звери; Люди.

3. Внимание, конкурс!

Учитель: На вершину дерева жизни хотят попасть все: ближе к солнцу, к теплу. Чья команда выиграет больше заданий и конкурсов, представители тех видов Царства Фауны и будут на вершине.

Разминка: Угадай своего брата по крови, назови его, расскажи, где и как живёт, что делает, что-нибудь интересное о нём.

Для команды “Муравьи” звучит фонограмма жужжания пчёл в улье.

Для команды “Птицы” звучит воркованье голубей.

Для команды “Звери” запись ржания коней.

Для команды “Человек” звучит песня из м /ф. “Антошка”.

(Ученики угадывают своего “брата по крови” и сообщают, как можно больше информации о нём).

4. Конкурс на артистичное исполнение заданной песни (на столе реквизит, маски)

  1. В траве сидел кузнечик.
  2. У дороги чибис.
  3. Раз морозною зимой.
  4. Улыбка.

Дети исполняют песни.

5. Подведение итогов.

Учитель: Все представители выступали хорошо. Трудно выбрать самого лучшего и достойного. Ребята, а может не надо никого выбирать? Разве можно представить себе мир без пчёл, бабочек, мух, жуков и стрекоз? Посмотрите, как скучно нашему древу без них! Ну-ка, команда насекомых, оживите дерево! (Дети прикрепляют к древу насекомых).

А как мы можем прожить без пения птиц? Ну-ка, птицы, оживите крону нашего древа!

И как можно представить жизнь леса без зайцев и лис, медведя и волка? Звери, займите своё место у нашего дерева!

И, наконец, мы, люди, дети и взрослые?

Где наше место под солнцем?

Хором:

Бом! Бом! Бом!
Начинается погром!
Выезжаем на природу
Сколько здесь всего народу!
Здесь костёр и там костёр.
Банки, склянки, всякий сор!

Учитель: Знакомая картина? У зверей, птиц, рыб и насекомых накопилось много чего сказать людям, но они не могут. Мать-природа любит всех своих детей, но подарила именно человеку самое ценное. Что? (Разум). И ждёт помощи от разумного своего дитя. Ведь человек и озвучил законы природы (читают с доски законы природы).

- всё связано со всем

- всё должно куда-то деваться

- природа знает лучше

- ничто не даётся даром.

Вот вы - будущее нашей планеты. От кого зависит чистота рек, озёр, воздуха? Может быть, я преувеличиваю? И человек всё-таки что-то делает в защиту природы?

Выступление детей:

1) Наверное, Красная книга - это надежда не только растений и животных, но и самого человека!!!

2) Люди наконец-то начинают осознавать, что сохранить природу - это значит сохранить жизнь. У нас в Татарстане более 30 памятников природы, заповедных мест: Берсутский пихтарник, колонии серой цапли, Волжско-Камский заповедник, Раифский заповедник.

3) Красная книга, заповедные места - это попытки человека исправить свои ошибки. Мы учимся общаться с природой по-новому. Неправда, что человек - царь природы. Мы - дети природы.

4) Даже мы, школьники, уже можем принести много пользы. Мы придумали экологические знаки, делаем кормушки для птиц, кормим птиц зимой, вешаем скворечники, принимаем участие в международном празднике природы “День рождения Земли” 23 апреля, мы назвали свой отряд “Юннаты”.

Учитель: Итак, ребята, что же объединяет растения, животных, человека и создаёт гармонию в нашем мире? Природа!

Звучит песня “Давайте сохраним…”