Классный час для учащихся 6–7-х классов: "Я, ты, он, она – вместе дружная страна!"

Разделы: Классное руководство


Цель: Воспитание гражданственности на традициях семьи и общества в условиях города, в котором мы живём.

Форма проведения: проектная деятельность.

Учет возрастных особенностей: 6 - 7 класс.

Наглядность: высказывания великих людей о государстве и о гражданине, на доске начерчен кроссворд, стенд оформлен видами Казани, комплекты на столы с перечнем черт характера, какими должен обладать президент “идеального” государства, с высказываниями великих людей, с кодексом чести, с правами и обязанностями ребенка.

Подготовительная работа: анкетирование родителей о правах и обязанностях детей.

Содержание

Все мы граждане Земли, мира, своей страны, своей республики, своего города. От того какими будем мы с вами, наши дела и поступки зависит наша жизнь и жизнь нашего города. Об этом мы порассуждаем сегодня.

РОДНОЙ ГОРОД - именно с любви к родному городу начинается гражданин любого государства. Я знаю, что Алсу сочинила прекрасное стихотворение о Казани.

Какие замечательные стихи, я считаю, что только человек, любящий свой родной город, может написать такие добрые и красивые слова о нем.

А хорошо ли мы с вами знаем свой родной город, которому совсем скоро исполнится 1000 лет?

Викторина

Национальный герб Татарстана.

Символ города Казани.

Когда мы отмечаем День Конституции Татарстана?

Какой татарский поэт был казнен в фашистском концлагере?

Где находится памятник-обелиск воинам, павшим в годы ВОВ?

Какой великий русский певец родился в г. Казани?

Какие находки доказывают, что Казани 1000 лет?

Президент Татарстана.

Слово “ГРАЖДАНИН” употребляется в различных смыслах: во-первых, это житель какой-то страны, имеющий права на гражданство. Во-вторых, начиная с античных времен оно имеет более глубокий смысл. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почетно. Гражданин обладал важными правами. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего - соблюдать законы и защищать отечество.

Гражданин должен обладать определенными качествами, давайте попробуем выявить какими.

КРОССВОРД

КРОССВОРД

1. Любовь ко всем людям, человечность. (Гуманизм)

2.

Если люди тебя уважают,
Часто просят дать им совет.
И тебя очень многие знают
Значит, завоевал ты …(Авторитет)

3. Это качество ассоциируется, прежде всего, с мамой, которая оберегает вас всю жизнь. (Заботливость)

4. Почтительное отношение, основанное на признании ч.л. достоинств. (Уважение)

5. Качество, характеризующее человека на которого всегда можно положиться. (Надежность)

6. Какое чувство испытывает человек к другому человеку за оказанную помощь, поддержку. (Благодарность)

7. Правдивость-(Честность) Сценка.

8. Синоним к слову “индивидуальность”. (Личность)

9. (Ответственность) Сценка.

Теперь мы с вами знаем, какими качествами должен обладать настоящий гражданин. Именно из таких граждан должно состоять идеальное государство. А самому достойному из всех доверяют руководство этим Идеальным государством. Давайте мы с вами составим портрет такого президента. У вас на столах листы с названиями качеств. Вы должны выбрать те из них, которые вы хотите видеть у президента Идеального государства.

НАДЕЖНОСТЬ

УВАЖЕНИЕ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

АВТОРИТЕТ

ЗЛОСТЬ

ЭГОИЗМ

ЗАБОТЛИВОСТЬ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

ЗАМКНУТОСТЬ

НЕУВАЖЕНИЕ

(Ребята выбирают, прикрепляют к доске и объясняют, почему выбрали именно это качество).

Теперь я вижу, каким вы представляете идеального гражданина, идеального президента идеального государства. Но каждое государство должно жить и действовать по определенным принципам. Сейчас я предлагаю вам выбрать тот принцип, по которому вы хотели бы построить свое государство. Вам предлагаются высказывания великих людей, выберете одно из них; если хотите, вы можете выдвинуть свой принцип, свое правило. Обоснуйте.

“НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТО, ЧЕГО НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ” (Конфуций)

“ПРОСЫПАЯСЬ УТРОМ, СПРОСИ СЕБЯ: “ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ?” ВЕЧЕРОМ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАСНУТЬ: “ЧТО Я СДЕЛАЛ?” (Пифагор)

“СТАРОСТЬ УВАЖАТЬ - МОЛОДОСТИ ДОЛГ” (пословица)

“ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДЛЯ ВСЕХ ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ” (Монтескье)

“БУДЕМ ИЗМЕРЯТЬ ЖИЗНЬ ПОСТУПКАМИ, А НЕ ВРЕМЕНЕМ” (Сенека).

“ПОСЛЕ МЕНЯ ХОТЬ ПОТОП”

“ЕСЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕ БУДЕШЬ, НИ К ЧЕМУ УМА ПАЛАТА”

(Ш. Руставели).

“МОЯ ХАТА С КРАЮ”

“ГОСУДАРСТ ВО - ЭТО Я” (Людовиг XIV)

Самая маленькая форма государства - это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности. Мы провели анкетирование среди ваших родителей о правах и обязанностях детей в семье. Но прежде, чем ознакомить вас с результатами, я хотела, чтобы вы сами определили, какие права и обязанности вы считаете главными. Из предложенного списка выберите совместно, что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.

Права ребёнка

  • право на жизнь
  • право свободно выражать свои взгляды и мнения
  • право на образование
  • право жить с родителями
  • право на защиту от насилия
  • право свободно выражать свои взгляды и мнения

Обязанности ребёнка

  • хорошо учиться
  • помогать по дому
  • заботиться о старших
  • стараться самому обслуживать себя
  • заботиться о младших
  • не обсуждать поступки родителей с посторонними

А теперь посмотрим, совпадают ли ваше мнение и мнение ваших родителей (дети сравнивают свои анкеты с родительскими).

В каждом государстве существуют свои законы, так называемый КОДЕКС ЧЕСТИ. Я предлагаю вам три первых пункта:

СТРЕМИСЬ СДЕЛАТЬ ЭТОТ МИР ЛУЧШЕ ДЛЯ ВСЕХ.

ДЕРЖИ СВОЕ СЛОВО.

РЕШАЙ СПОРЫ МИРНЫМ ПУТЕМ.

Допишите следующие 3, которые, вы думаете, необходимо выполнять в идеальном государстве (дети обдумывают и записывают).

Ни одно государство не существует без герба, который является символом государства. Сделайте набросок герба вашего государства и объясните.

Мы выявили с вами, каким должен быть идеальный гражданин. Хотите узнать, каким гражданином являетесь вы? Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. С ними вы сталкиваетесь каждый день. Это поможет вам выявить, являетесь ли вы настоящим гражданином нашего города или вам еще надо работать над собой. Но надо отвечать честно.

1 ситуация - Тебе поручили оформить классный уголок:

а) Отложу все дела и займусь оформлением уголка

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация - Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация - Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) постараюсь защитить

б) попрошу вмешаться прохожих

в) пройду мимо

4 ситуация - В магазине нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам администратору

в) Возьму себе

Ответ А - 5 баллов; Б - 3 балла; В - 0 баллов.

Если вы набрали от 15-20 баллов - вы настоящий гражданин своего города. Продолжайте выполнять свой долг так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10-15 баллов - вам есть над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Предполагаемые результаты: расширили и углубили знания по теме “Человек и общество”, “Человек и государство”. В ходе игры, предложенной классу, каждый из учащихся выявил свою гражданскую позицию, а также задумался о своих правах и обязанностях Все это способствует успешной социализации в обществе и толерантности учащегося.

Используемая литература

Эдуард Турнерелли “Виды Казани”. Изд-во “Заман”. 1994.

Беляева И.Б., Казанцева С.А., Платонова И.Э. Энциклопедия мысли. Собрание Афоризмов и изречений от Древности до наших дней. Изд-во “Кристалл”. Санкт-Петербург. 1997.