Интегрированный урок этика + литература по теме: "Жизнь дана на добрые дела"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развивать творческое воображение через слово, музыку, живопись.
  • Учить рассуждать, думать, сравнивать поступки героев из произведений с тем, что происходит в жизни.
  • Разбудить в чувствах детей необходимость в совершении добрых поступков.

Оборудование: музыкальные произведения Э.Грига “Утро”, “Благодарность”, “Французская серенада”, песня “Доброта” музыка Лученка, портреты К. Паустовского, Э.Грига, еловые веточки, пословица “Кто добр поистине, добро творит в молчании”

План:

1. Вводное слово учителя.

1.1. Постановка учебной задачи.
1.2. Работы над названием темы урока.

2. Практическая работа.

2.1. Работа с красками.
2.2. Выставка работ.
2.3. Анализ.
2.4. Вывод.

3. Работа над домашним заданием.

3.1. Использование ключевых слов.
3.2. Вывод.

4. Работа над темой.

4.1. Вводное слово учителя.
4.2. Практическая работа.
4.3. Вывод.

5. Рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Вводное слово учителя.

– Как всегда на уроках этики мы с вами учимся рассуждать и думать. Главные вопросы этого предмета. Почему? Зачем?
– Прочитайте тему урока.
Жизнь дана на добрые дела
– Первое слово – это существительное, дексическое значение, которого – существование человека, проявление его деятельности, энергии. Образовано от глагола жить. Четвертое слово – прилагательное. Так называют отзывчивых, душевных положительных, хороших людей, делающих полезные поступки. Пятое слово – синонимы этого существительного работа, труд, деятельность. От прилагательного добрые образуйте существительные.
Добро, доброта.
– Произнесем вместе: “Добро”, “Доброта”. Какие звуковые ассоциации, возникают, когда вы слышите эти слово? (Дом, день, дело, душа, думы, дарить, дар). Добро – это красота, душевность, ласка, тепло, счастье, веселье, жизнь, отзывчивость, любовь, праздник, мама, радость, смех, улыбка, семья. Перед вами смысловая цепочка слов связанных с нашим главным ключевым словом добро, слово которое притягивает ваше внимание.

II.  Практическая работа.

– А сейчас возьмем кисти и краски и с их помощью оживим выбранное слово.

(Звучит произведение Э.Грига “Французская серенада”. Дети рисуют под музыку.)

III. Выставка работ. Анализ.

– Посмотрите, внимательно какова цветовая гамма слова “добро”. Ребята, а как вы думаете, легко ли быть добрым? Об этом узнаем, послушав песню “Доброта” (слова Тулуковой, музыка Лученка)

Добрым быть совсем, совсем не просто
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.

IV. Работа над домашним заданием.

– Дома вы должны были найти фрагменты, отрывки из произведений, говорящих о добре. Нужно прочитать и доказать, почему вы выбрали этот отрывок. Не забудьте о ключевых cловах, которые будут вашими помощниками.

На доске ключевые слова:

  • Привлек меня тем…
  • Показался интересным…
  • Взволновал…
  • Заставил задуматься…
  • Вызвал на размышление…

“Дочка по целым дням на перине валялась, да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда, то воды натаскай, то хворосту привези. Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось однажды увидеть все 12 месяцев.

(С.Я.Маршак)

“Ваня нашел на дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих. Ваня взял его на руки, побежал напрямик через лес, надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.”

(П.Паустовский “Заячьи лапы)

“И с тех пор стала она ему каждый день крадучись молоко носить. А то делают татары из козьего молока лепешки сырные и сушат их на крышах, так она эти лепешки ему тайком понашивала”

(М.Лермонтов “Кавказский пленник”)

Виктор Гюго “Козетта”

А.Гайдар “Голубая чашка”

Евгений Шварц “Сказка о потерянном месяце” и другие произведения.

V. Работа над темой.

– Всегда приятно встретиться с добрыми людьми, которые умеют дарить тепло и нежность, которые при встрече отдают частичку своего сердца. Вот с таким человеком и встретилась маленькая девочка Дагни в еловом лесу в рассказе П. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”

Учитель показывает портреты Паустовского, Грига.

– Композитор Григ проводил осень в лесах около Бергена. Закройте глаза, постарайтесь предоставить себе тот осенний лес, ощутить его запах.

Чтение описания леса на фоне музыки Э.Грига “Благодарность”. На партах лежат еловые веточки.

Запах: (свежестью, грибами, листьями)

Звуки: (падающие листья)

– Зачем приходили в этот лес?

– Полюбоваться осенними листьями, красотой природы.

– Дагни понравилась Григу. У нее доброе сердце, поэтому он захотел сделать ей подарок. Она мала, трудолюбива, доверчива, мила, красива, чутка (думает о старом дедушке). Найдите и прочитайте отрывок, где словами выражено главное настроение мелодии.

Дети слушают мелодии “Утро” Э. Грига

– Почему же Дагни плакала? Прочитайте, за что Дагни была благодарна Григу.

VI. Рефлексия.

Под музыку ребята пишут на волшебных лепестках, что хорошего они уже сделали. Из разноцветных лепестков на доске появляется цветок.

– Зачитывать мы не будем, кричать о своих делах не стоит. Алтайская пословица говорит “ Кто добр поистине, добро творит в молчании”

Чтение стихотворения Л. Татьяничевой “Что ты сделал хорошего?”

VII. Итог урока.

– В завершении нашего урока я хочу поблагодарить вас за участие, работу.