Методические рекомендации к планированию содержания деятельности к проведению недели психологии на дошкольном отделении

Разделы: Работа с дошкольниками


День 1. "Тайна моего "Я"

2-ая младшая группа (3-4 года)

Цель: Сформировать уверенность в себе. Формировать у ребенка представление о себе: показать, чем человек отличается от куклы, сравнить себя с другими, ласково называть свое имя, вызывать желание вновь изменить свой облик, соотносить отражение в зеркале с соответствующими деталями одежды ребенка. Учить описывать свое отражение в зеркале, формировать к нему положительное отношение.

Блок деятельности:

  • Цикл занятий: "Я - это кто?"
  • Разглядывание себя в зеркале.
  • Сравнивание отпечаток ладошек, ступней ("Сравни ладошки").
  • Игры в уголке ряженья.
  • Игровое упражнение "Заблудился".
  • Игры: "Кто я?", "Игра в лица", "Имя", "Хорошо - плохо". Речевая игра: "Чьи вещи?"

Средняя группа (4-5 лет)

Цель: Формировать уверенность в себе. Продолжать формировать у ребенка понятия об уникальности каждого человека о том, что люди имеют свои характерные особенности, предпочтения.

Развивать внимание к самому себе, сравнивать себя с другими людьми, изменять в себе то, что не нравится, проявлять признаки взрослости, изменять свой облик в соответствии с воображаемым образом, сопоставлять себя с уже созданными поэтическими образами.

Познакомить детей с различными способами реакции на поддразнивания.

Блок деятельности:

  • "Разглядывание себя в зеркало"
  • "Рисование себя с использованием речного зеркала: "Я такой, как есть", "Нарисуй себя другим".
  • Изготовление именных карточек для каждого ребенка совместно с родителями.
  • Беседы: "Я не такой как все", "Я умею то, что не умеют другие", "Мне нравится…", "Мне не нравится…".
  • Игры в ряженье, гримерную, дизайнеров.
  • Предложить детям сделать отпечатки своих ладошек, ступней ног для сравнения их по величине и форме с другими.
  • Чтение русских народных потешек.
  • Чтение стихотворений: "В честь Андрея", "Машеньки", "Любочки", "Сонечка", "Катя", "Лешенька" - А. Барто; "Большой я или нет?" - Е. Ушана, "Мне 5 лет" - Е. Долиновой, "Вот когда я взрослым стану" - З. Приходько, "Как Маша стала большой" - Е. Пермяка, "Митя - сам" - Э. Маяковской, "Наташа хозяйничает" - З. Александровой.
  • Поговорить с детьми о том, "Как вы себя чувствуете, когда вас дразнят? Даете ли вы отпор? Уступаете ли вы поддразниванию? Какое средство помогает?"
  • Чтение дразнилок с определением их характера (обидная, веселая, приятная).
  • Моделирование ситуаций, в которых дети получили бы знания о приемах, как отвечать на поддразнивания.

Старшая группа (5-6 лет)

Цель: Развивать у ребенка уверенность в себе. Закреплять знания о частях речи, о строении человека, назначении органов, о физическом отличии его от других.

Учить с достоинством носить свое имя, говорить о себе без стеснения, придумывать о себе эпизоды с желаемыми изменениями в жизни и поведении.

Поддерживать желание рисовать себя таким, каким ребенок видит себя в зеркале.

Самостоятельно находит изменения, происходящие с телом ребенка на протяжении от младенчества до настоящего времени. Поддерживать желание рассказать о своих возможностях, интересах, выделять свои индивидуальные особенности. Развивать умения описывать свои ощущения, личностные особенности (застенчивость, замкнутость), развивать чувство собственной значимости.

Блок деятельности:

  • Рисование "Мой портрет" с использованием зеркала.
  • Рисование и беседа "Если бы я был волшебником - я смог бы изменить себя так…"
  • "Что тебе нравится"
  • Рассматривание своего тела в зеркале.
  • Рассказы о себе: "Кто я такой", "Что ты предпочитаешь делать", "На кого я похож", "Из чего мы состоим?", "Что есть мое тело?", "Чем я отличаюсь от других?".
  • Придумывание сказок о человеке с таким именем, как у тебя, с опорой на знание звучания имени.
  • Чтение и разучивание чистоговорок, скороговорок, дразнилок со звучанием имени человека.
  • Игры: "Как нас можно называть по разному", "Назови свои сильные стороны", "Закончи предложение", "Я хочу…, я смогу…"
  • Игра "Собери картинку"
  • Загадывание загадок о частях тела, лица.
  • Рассматривание фотоснимков "Я - маленький", "Я - большой".
  • Игровая ситуация: "Представь себе: ты - стопа, рука, ухо…"

1-е классы (6-7 лет)

Цель: Развивать у ребенка уверенность в себе, внимание к самому себе, своему здоровью, потребностям и интересам, интерес к своему имени, расширять познания о значении имени для человека, хорошо к себе относиться. формировать умение выделять свои достоинства и недостатки, проявлять желание изменить в себе что-то. Формировать представления о своих возможностях, желаниях, ограничениях.

Научить устанавливать связи изменяющихся способностей, интересов, желаний, настроений, лишений в зависимости от ситуации.

Развивать чувство собственной значимости, самоуважения.

Блок деятельности:

  • Игры: "Ну-ка, зеркальце, скажи", "Я такой же как все (потому что у меня две руки, две ноги…)", "Я отличаюсь от (мамы - ростом, папы - силой)", "На кого ты похож больше?", "Кто я?", "Кому я такой нужен?".
  • "Психологический портрет" (круг подели на две половинки - красную и синею. Ребенок дотрагивается до красной половинке - рассказывает, за что его можно хвалить, до синий - за что его можно отругать).
  • Рисование автопортрета "Рисую себя", "Мой портрет в лучах солнца", "Миллион сумасшествий (внесение изменений во внешний вид, позу, мимику)", "Автопортрет - из бумаги, клея, ножниц".
  • Серия занятий "Я и мое тело".
  • Беседы типа: "Глаза мне помогают", "Нос мне помогает", "Уши мне помогают",… "Что я должен делать, чтобы быть здоровым"
  • Беседы на тему: "Какое у тебя имя?" (как называют детей дома родители, бабушки, дедушки, воспитатель, во дворе)
  • Беседы о себе:

- что тебе нравится в себе (что не нравится);

- когда мне весело (грустно);

- мои любимые книги, игрушки, телепередачи;

- мое имя означает…;

- когда я был маленьким, я не умел…;

- что ты думаешь о себе, когда помогаешь другим или заботишься о других;

- назови свои сильные (слабые) стороны;

- расскажи о себе (Ф. И. О., где родился, о родителях, где они работают, чем семья занимается в свободное время, что тебе нравится из одежды, что ты не любишь, почему, о чем мечтаешь)

  • Сказка о самом себе (о маме, бабушке, сестре).

День 2. "Дорога к самому себе"

2-ая младшая группа

Цель: Дать понятие об индивидуальных способностях людей; определить, чем похож на других людей, чем - нет; как тебя узнают другие люди, находить себя и других людей на фотоснимках.

Блок деятельности:

  • Занятие "Я - это кто?", упражнение "Свет мой, зеркальце, скажи".
  • Беседы на темы: "Что ты любишь?", "Моя любимая игрушка", "Моя любимая игра, одежда, кушанье, цвет, сказка".

Средняя группа

Цель: Формировать представления об индивидуальных особенностях других людей, определять детей и взрослых по внешним признакам по фигуре, цвету волос, форме лица, цвету глаз, прическе, голосу. Замечать сходство, различия, сравнивать себя с другими людьми.

Выяснить, какие качества ребенок выделяет в друге, сверстники. Почему? Каковы критерии оценки?

Блок деятельности:

  • Беседа: "Что в тебе и во мне общего?" (смотреть и слушать)
  • Дидактическая игра: "Узнай по голосу".
  • Дидактическая игра: "Узнай по осязанию"
  • "Имя", "Путаница" (я и мое тело).
  • Беседа: "На кого бы ты хотел быть похожим?"

Обсуждение сюжетных картинок, комиксов, иллюстраций.

Старшая группа

Цель: Дать понятие об индивидуальных особенностях других людей, о том, что каждый человек уникален и интересен.

Люди различных национальностей имеют различный цвет кожи, цвет волос, разрез глаз.

Правильно называть национальную принадлежность (латыш, грузин, киргиз, китаец)

Блок деятельности:

  • Встреча с хорошими, добрыми людьми.
  • Рассматривание фотографий - комментарий к ним.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных национальностей.
  • Беседы: "Кто что любит?", "Умелые руки" с обсуждением на основе сравнения.
  • Игры: "Опиши товарища", "Узнай по написанию", "Я умею - он умеет", "Телефонный разговор (узнай по голосу)", "Назови правильно".
  • "Я считаю себя хорошим потому, что…"
  • Телеигра: "Расскажи о себе", "Давай познакомимся".
  • Рисование "Мой друг", "Воображаемый друг", "Дети разных народов", "Свой самый интересный сон".

1-й класс

Цель: Дать понятие об индивидуальных особенностях других людей, детей, о том, что каждый человек важен и достоин внимания.

Людей разных национальностей объединяет потребность в мире, пище, крове, счастье.

Формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей, сословий, живущих в нашем регионе и за близкими и далекими его пределами.

Блок деятельности:

  • Занятия: "Я - кто?" (ТРИЗ) сравнение человека и машины, человека и другого человека, людей разных национальностей, системный анализ.
  • Составление фотороботов, игры: "Криминалисты", "Следствие ведут малыши", "Угадай по описанию", "Угадай по голосу", "Чьи следы" (определить, чей отпечаток руки или ноги).
  • Рассматривание иллюстраций с изображением жизни людей других стран.
  • Рисование: "Нарисуй себя таким, каким бы ты хотел быть", "Нарисуй свое любимое занятие", "Я и мое имя".
  • Праздник дружбы.

День 3. "Я и мои ощущения" + "Язык общения"

2-ая младшая группа

Цель: научить ребенка преодолевать замкнутость, пассивность, скованность, научить двигательному раскрепощению. Учитывать возможности ребенка, не допускать ощущения его несостоятельности, привлекать к выполнению несложных трудовых поручений типа: "Дай…", "Принеси…", "Расскажи…", "Сделай…". Привлекать застенчивых детей к общению, побуждать желание рассказать о себе.

Блок деятельности:

  • Ролевые игры: "Семья" - уложим дочку спать, оденем куклу на прогулку, купание куклы и т. д.
  • Дидактические игры: "Кто к нам пришел?", "Зайка", "по дороге Валя шла", "Котята".
  • Трудовые поручения.
  • Индивидуальные собеседования на предмет выяснения их интересов (что дети любят оценивать, смотреть, надевать, делать.)
  • Упражнения-имитации (имитировать движения животных, звукоподражания).
  • Игры-драматизации с несложными сюжетами.

Средняя группа

Цель: Научить преодолевать замкнутость, пассивность, развивать двигательную раскрепощенность, привлечь ребенка к общению, способствовать появлению желания делиться своими мыслями, желаниями, объяснять выбор, мотивы, копировать, имитировать движения, снимать мышечное напряжение, раскрепощаться в движениях.

Блок деятельности:

  • Рассказы детей о своих любимых играх, игрушках, интересах, любимой одежде, песенках, мультфильмах, телепередачах.
  • "Делай, как я"
  • Двигательные минутки под музыку.
  • Упражнения: "Походи как…"
  • Игра: "Качели", "Жмурки".
  • Театрализованная деятельность.

Старшая группа

Цель: Формировать способы предупреждения негативных переживаний, преодоление замкнутости, пассивности. Способствовать созданию условий для мышечного расслабления, двигательного раскрепощения.

Блок деятельности:

  • Участие в различных видах театра (выполнение различных ролей).
  • Игры-иммитации: изобрази профессию художника, певца, клоуна, ученого, воспитателя, движение различных видов транспорта, сказочных героев, своих друзей.
  • Дидактические игры: "Море волнуется", "Удочка", "Краски", "Походки".
  • Рассказы детей о себе (что любят и что не любят, любимые игры, телепередачи, времена года, книги.).
  • Самостоятельная музыкальная и речевая деятельность (концерты для малышей, постановка спектаклей, сочинение песен, стихов и т. д.)

1-й класс

Цель: Продолжать учить детей преодолевать замкнутость, пассивность. Способствовать двигательному раскрепощению.

Блок деятельности:

  • Участие в показе кукольных спектаклей.
  • Беседы детей на темы: "Я радуюсь, когда…", "Мне жутко, когда…", "Мне весело, когда…", "Лучше всего у меня получается…", "Я не умею…"
  • "Учимся хвалить себя" (я молодец, я умница), "Учимся ругать себя" (я копуша, неумеха, забывалка, растеряша).
  • Дразнилки, вызывающие положительные эмоции.
  • Игры: "Давайте говорить друг другу комплименты", "У нас все можно".
  • Ролевые игры: "Гримерная", "Ателье", "Парикмахерская", "Показ мод".
  • Игры на имитацию движений: "Узнай по походке"(хоккеист, обезьяна, мотоциклист)
  • Пантомимика: художник, певица, продавец.
  • Разыгрывание ситуаций "Познакомимся", "В доме появляется котенок, щенок".
  • Конкурс хвастунов, рыцарей.
  • Совместный рисунок "Новоселье", "Как мы боремся с трудностями".

День 4. "Я и мои чувства, желания, мнения"

2-ая младшая группа.

Цель: Развивать чувства, желания, мнения ребенка.

Учить осознанному восприятию своих внутренних чувств и ощущений, разъяснить, что чувства проявляются, зависят от различных ситуаций. Разъяснять причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие ребенка и окружающих его детей.

Блок деятельности:

  • Игровые упражнения: представь лицо, какое у тебя настроение, я плачу, я смеюсь.
  • Ситуации в картинках: мальчик упал и плачет, девочка плачет потому, что уходит мама.
  • Работа с сюжетными картинками, отображающими эмоциональное состояние: горе, огорчение, досаду от неуспеха, обиду.
  • Беседы на темы: "Когда ты плачешь?", "Когда ты радуешься?", "Почему грустит мама, бабушка, папа…?"
  • Чтение "Айболит" - К. И. Чуковского, "Тараканище", "Храбрый утенок" - Б. Житков, "Аленушка" - Е. Благинина, "Пых" - белорусская народная сказка, "Храбрый мальчик" - дагестанская народная сказка, "Заюшкина избушка".

Средняя группа

Цель: развивать чувства, желания, мнения детей. Продолжать учить осознанному восприятию своих чувств, желаний, взглядов. Вызвать желание передать настроение и впечатление от окружающего мира в рисунка, аппликациях, в движениях и песнях, устанавливать связи между мелодиями.

Блок деятельности:

  • Нарисуй свое настроение. Рисуем эмоции без кисточки и карандаша.
  • Воспоминания: счастливый, грустный, как я был сердитым, я плачу, я смеюсь.
  • Кукольный спектакль: "Страшно".
  • Аппликация "Красивый - страшный".
  • Дидактическая игра "Вкусно - невкусно", "Что Я люблю, сто я не люблю".
  • Мимическая гимнастика.
  • Музыка и эмоции (описать настроение музыки - сердитая, веселая, грустная, быстрая, теплая, усталая)
  • Слушание классической музыки.
  • Рассматривание произведений изобразительного искусства.
  • Упражнения перед зеркалом.
  • Дидактическая игра: "Веселая зарядка" (пиктограммы)

Старшая группа

Цель: Формировать чувства, желания, мнения детей.

Учить осознанному восприятию своих чувств, желаний, взглядов, выражению их таким образом, чтобы они были понятны другим.

Различать настроения, переживания, эмоциональное состояние других людей.

Формирование представлений о языке эмоций как средства выражения различных эмоциональных состояний.

Блок деятельности:

  • Рисунок, сопровождающийся рассказом: "Мое настроение".
  • Мимическая гимнастика.
  • Работа с пиктограммами.
  • "Рисуем чувства".
  • Беседы: "Как можно общаться без слов (язык жестов, мимика).
  • Через стекло.
  • "Сломанный телефон."
  • Отчего мне бывает так страшно?
  • "Робкий или неуклюжий"
  • "Про любовь"
  • Рисование парами (дети рисуют эмоциональное состояние партнера).
  • Мимические загадки.
  • Этюды на выражение различных эмоций.
  • Дидактические игры: "Азбука настроения", "Встреча эмоций".
  • Придумывание сказок.
  • Этюды на выражение эмоций (страха, удивления, восторга, гнева, безразличия).
  • Мимическая гимнастика.
  • Психологические игровые упражнения: "Нарисуй грустное, удивленное, веселое, злое, смешное лицо"
  • Составление рассказов из личного опыта: "Плохое настроение", "Грустный день", "Что такое хорошо, что такое плохо", "Волшебная аптека", "Мальчик, помогай!"
  • Беседы: "Когда ты плачешь", , "Что огорчает людей", "Что я сегодня сделал не так".
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных состояний. Используя метод доказательств, доказать, что это именно такое состояние, которое изображено.
  • Игры: "Гримаски", "Посмотри на себя глазами другого человека", "Рассмеши царевну Несмеяну".
  • Психогимнастика (Чистякова).
  • Анализ проблемных ситуаций, в которых ребенку приходилось бы найти самостоятельный способ преодоления эмоционального недуга.
  • Цикл бесед: "Кого мы называем добрыми, честными, справедливыми".
  • Игры: "Зеркало", "Передача чувств", "Уходи, злость, уходи", "2 барабана", "Штурм крепости".
  • "Ругаемся овощами" (на снижение агрессии).

1-й класс

Цель: развитие чувства, желания, мнения ребенка.

Научить осознанно владеть чувствами, желаниями, выражать их так, чтобы они были понятны другим.

Понимать причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие ребенка и окружающих его людей. Уважать чувства, желание других людей.

Блок деятельности:

  • Истории для раздумий: "У меня нет друзей", "Насмешки и издевательства".
  • Пиктограммы с различным выражением лица.
  • Чтение:
  1. "Новые приключения Колобка или диалектика для больших и маленьких" - Э. Шустерман.
  2. "Кот в сапогах", "Мальчик с пальчик" - Ш. Перро.
  3. "Жихарка", "Бременские музыканты".
  4. "Когда ты сердишься", "Когда ты боишься и что с этим делать", "Понятно, непонятно" - Э. М. Фрид.
  5. "Страшный рассказ" - Е. Чарунин.
  6. "Эмоциональный букварь" - Л. Стрелкова.
  7. "Красная шапочка" - З. Александрова.
  8. "По ночам" - А. Кондратьев.
  9. "Ночью в поезде" - У. Григорьева.
  10. "Храбрец" - А. Сидоров
  11. "Когда никого нет дома" - С. Черный
  12. "Один дома" - И. Токманова.

День 5. "Я + ты"

2-ая младшая группа

Цель: Формировать социальные навыки и социальное поведение.

Развиваль теплые отношения к ближним людям, сверстникам.

Проявлять симпатии, подвести к пониманию, что каждый в ком-нибудь нуждается, в каждом человеке можно найти хорошее, учить заботиться друг о друге.

Воспитывать желание быть нужным окружающим, уважение к другим людям.

Блок деятельности:

  • Беседа: "С кем ты живешь?", "Моя семья", "Как ласково называют тебя дома?"
  • Чтение: "Посидим в тишине", "Уборка" - Е. Благининой.
  • Дидактическая игра: "У нас порядок"
  • Пение песни "Пирожки"
  • Праздник семьи. День рождения.
  • Дидактическая игра :"Копилка вежливых слов"
  • Хороводная игра: "Как на наши именины".
  • Создание различных ситуаций, побуждающих детей к оказанию помощи друг другу.

Средняя группа

Цель: Формировать у детей способы социального поведения. Формировать доброжелательные отношения к людим: оценивать мотивы избирательного отношения к другим людям, взрослым, животным.

Учить различными способами выражать дружественные взаимоотношения, заботу, взаимопомощь, умение группироваться по интересам. Воспитывать уважение к сверстникам, старикам, тем людям, что рядом. Учить заботиться о тех, кто нуждается в помощи.

Развивать такие качества, как благородство, любовь, сострадание, добрата, правдивость, справедливость.

Блок деятельности:

  • Рассматривание картинок и комиксов, сопровождающееся беседой о том, кто бы мог быть твоим другом. Работа в уголке.
  • "Подарок другу"
  • рисование: "Мой друг", "Мои соседи", "С кем бы я хотел дружить", "Какой я друг".
  • Совместные действия в спортивном зале, на занятиях и других видах деятельности.
  • Чтение: "Мы с Томарой ходим парой", "Посидим в тишине", "Обида" - А. Барто, "Котенок" - Е. Благинина, "Мой брат Миша" - Я. Акима, "Мама" - К. Кубликсниса.

Старшая группа

Цель: Формировать способы социального поведения, доброжелательного, заботливого отношения к другим детям и взрослым, к людям других национальностей, потребностей в другом человеке.

Развивать умение замечать состояние человека по его внешнему виду, настроению, развивать наблюдательность и внимание к людям, с которыми живут и общаются дети. Учить избирательному отношению к людям.

Побуждать делать добрые поступки - один добрый поступок влечет за собой другой, добрые поступки - источники добрых чувств.

Блок деятельности:

  • Игра "Друзья-товарищи", "Поиски добрых слов"; игры народов мира.
  • Познакомить с "золотыми правилами":
  1. Относись к другим так, как хотел бы чтобы они относились к тебе (Кришна)
  2. Того, что зло для тебя, не делай ближнему своему. (Святая книга еврейской веры)
  • Ролевые игры "Семья", "Больница", "Магазин", "Библиотека", "Детский сад".
  • Составление письма другу.
  • Сочинение книжки "Доброта".
  • Беседы: "Кому бы я подарил свою любимую игрушку"
  • "Приветствия разных народов"
  • За что я люблю.
  • "Как я могу стать лучше"
  • Ситуации: "Как бы я поступил?", "Яем бы я помог?"
  • Чтение: "Два товарища" - Л. Н. Толстой, "Вовка добрая душа" - А. Барто, "Цветик-семицветик" - Катаев В., "Мир, в котором все хорошо" - Фрид.

1-й класс

Цель: Формировать социальные способы поведения детей в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к другим людям, детям, взрослым, формировать умение проектировать свои действия, вступая в сообщество с другими детьми, согласовывать с ними свои действия, предлагать свою помощь.

Блок деятельности:

Разъяснить "золотое правило"

- Относись к другим так, как хотел бы чтобы они относились к тебе (Кришна)

- Того, что зло для тебя, не делай ближнему своему. (Святая книга еврейской веры)

  • Ролевые игры: "Больница", "Детский сад", "Магазин", "Автобус".
  • Сплачивающие группу игры.
  • Понтомимки: показать, что ты чувствуешь, когда сильный бьет слабого, старушка несет тяжелую сумку, плачет маленький ребенок.
  • Приглашаем в гости малышей.
  • Праздники: "День рождения", "День семьи".
  • Всемирный день пожилых людей.
  • Создание условий для организации совместной деятельности.
  • Составление рассказов на предложеннуютему: "Мама заболела", "Бабушка устала", "Потерялся щенок"…
  • Развлечение спортивного характера "Папа, мама, я - спортивная семья", "Самый замечательный человек".

День №6. "Семь + я".

2-ая младшая группа.

Цель: Развивать теплые отношения к членам семьи. Научить осознавать себя как равноправного, любимого другими членами семьи человека.

Осознавать мотивы избирательного отношения к членам семьи.

Блок деятельности:

  • Праздник семьи. День рождения.
  • Беседы: "С кем ты живешь?", "Моя семья", "Как ласково называют тебя дома?"
  • Беседы с детьми о том, кто живет вместе с ними в семье, как взрослые заботятся о малышах, о стариках, как дети относятся к своим родителям, дедушкам, бабушкам, братьям, сестрам, к животным, живущим в доме.
  • Игры: "Дочки - матери"
  • Дидактические игры.
  • Самостоятельные игры детей.
  • Игры - драматизации. Рассказывание потешек по ролям.

Средняя группа

Цель: Формировать теплое отношение к членам семьи, учить ребенка осознавать себя как полноправного, принимаемого другими членами семьи.

Блок деятельности:

  • Рассказы детей о семейных праздниках, о своем доме, о семье, о взаимоотношения, о любимом уголке дома, о любимых вещах и занятиях членов семьи, о том, где работают, как отдыхают члены семьи.
  • Участие детей и родителей в конкурсе "Я и моя семья".
  • Совместное с родителями изготовление подушек с сюрпризом.
  • Чтение "Письмо" - Э. Маяковской.
  • Разучивание "Самолет" А. Барто.

Старшая группа

Цель: Определить мотивы избирательного отношения ребенка к членам семьи.

Блок деятельности:

  • Игровая ситуация "Подарок" (разыгрывание).
  • Рассматривание семейного фотоальбома "Моя семья", рассказ о своей родословной.
  • Беседы на темы: "Как я помогаю дома", "Кого я люблю", "Заветный уголок", "Если бы у меня была волшебная палочка…", "Мое отношение к семье", "Как любить родителей".
  • Рассказы детей о семейных традициях, об интересных историях из жизни своей семьи.
  • Коллективное рисование: "Руки помощи".
  • Чтение: "Белая уточка" - русская народная сказка, "Подарки феи" - Ш. Перро, "Старый дед и внучек", "Отец приказал сыновьям" - Л. Н. Толстой, "Солнечный денек" - Воронкова, "Гуси-лебеди" - русская народная сказка, "Розочка и беляночка" - братья Гримм., "Если бы я был девочкой" - Э. Успенский.

1-й класс

Цель: Продолжать формировать способы установления теплых отношений к членам семьи, способы проявления заботы, помощи, уважения.

Показать роль родителей в появлении ребенка на свет и его развития.

Формировать уважение к укладу семьи, обычаям, традициям, уходящим корням в прошлое народа.

Формировать способы речевой коммуникации, дать понятие, что добрые слова ведут к добрым поступкам, что нельзя злословить, придираться, искать недостатки у других.

Блок деятельности:

  • Беседы на темы: "Для чего нужны родители?", "Как я помогаю дома?" (какие поручения выполняет ребенок в семье, есть ли у детей постоянные обязанности дома, как их поощряют).
  • Ролевая игра: "Семья" (ждем гостей, мама уехала, помощники).
  • Просмотр телепередачи вместе с родителями с последующими обсуждениями.
  • Рассказы детей о семейных праздниках, традициях, как отмечают, кого приглашают, какие сюрпризы и подарки любят члены семьи.
  • "Моя родословная" или "Ниточка моей жизни", "Твои корни, малыш" (рассматривание семейных фотоснимков).
  • Игра: "Хорошо - плохо" (хорошо, что есть брат, плохо, что он шалит, плохо, что мама заболела, хорошо, что она весь день дома).
  • Предложить родителям дома, вместе с ребенком, испечь пирог "Доброта" или в группе сделать символический пирог. Предложить ребенку раздать членам семьи.
  • Мудрые советы из семейной ситуации.
  • Выпуск семейной газеты: "Мама, папа, я - счастье!"

Проект недели психологии