Урок-конференция по природоведению в 4 классе "Тайны планеты Земля"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Расширить знания учащихся о возникновении планеты Земля, об образовании современных материков, об эпохе динозавров. Обучать проведению исследовательской деятельности.
  2. Развивать правильное поведение в природном окружении на основе необходимых естественнонаучных знаний, эстетических и нравственных чувств, выработку активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему зелёному дому и жизни всех его обитателей.
  3. Воспитание осознания необходимости вести себя в природе экологически грамотно, учитывая её законы.

Оборудование:

  1. Эмблемы у учащихся.
  2. Рисунки «Возникновение Земли».
  3. Временная таблица динозавров. Рисунки динозавров.
  4. Экологические знаки.

1 этап - сообщение темы.

– Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы будем участвовать в научной конференции, тема которой «Тайны планеты Земля». Вы сами выступите в роли учёных (астрономов, геологов, палеонтологов, экологов), и мы узнаем много нового и интересного.

Девиз конференции: «Хочу всё знать!».

Какие тайны нашей планеты вас интересуют? (Учащиеся отвечают.)

На эти вопросы мы постараемся вместе с вами найти ответы на этом и следующих уроках природоведения.

2 этап – «Как возникла Земля?».

На этот вопрос ответят учёные-астрономы.

(Можно повторить, что изучает астрономия.)

1 учащийся:

Чтобы понять, как возникла Земля, учёные внимательно изучили Солнце, звёзды и горные породы самой Земли. Они пришли к выводу, что 4 миллиарда 700 миллионов лет назад Земля не существовала. Вместо неё вокруг Солнца обращалось громадное облако пыли и газа. В дальнейшем оно распалось на несколько небольших облаков. В конечном итоге из этих облаков, по всей видимости, сформировались планеты, ныне вращающиеся вокруг Солнца.

2 учащийся:

Со временем облако, из которого образовалась Земля, начало сжиматься и сделалось очень горячим. Нагреваясь, оно постепенно превратилось в шар из жидких горных пород, вращающийся вокруг своей оси.

(Рисунок 1 «Земля 4 млрд 600 млн лет назад»)

3 учащийся:

Затем этот шар начал медленно остывать. Спустя миллионы лет на его поверхности образовалась корка из затвердевшей породы, под которой по-прежнему бурлила горячая расплавленная порода.

(Рисунок 2 «Земля 4 млрд лет назад»)

4 учащийся:

Земля была окутана толстым слоем облаков. Когда они охладились, на Землю обрушились дожди. Они шли на протяжении многих тысячелетий, дождевая вода образовала первые реки и океаны нашей планеты.

(Рисунок 3 «Земля 3млрд 500 млн лет назад»)

– Ребята, что вам показалось особенно интересным? (Ученики обсуждают.)

3 этап – «Зарождение жизни на Земле».

Выступают учёные-биологи.

1 учащийся:

Первые живые существа обитали в морях. Они не были ни животными, ни растениями. Учёным известно о них очень мало, поскольку они были совсем крохотными.

(Рисунок 4 «3 млрд лет назад»)

2 учащийся:

Очень медленно эти крохотные существа видоизменялись, и от них произошли первые растения, также обитавшие в море. Животных на Земле ещё не было, так как на планете недоставало кислорода, необходимого для дыхания.

(Рисунок 5 «2 млрд лет назад»)

3 учащийся:

Когда растения растут, они выделяют кислород. Со временем в морях образовалось достаточно кислорода, чтобы там могли появиться первые животные. Среди них были медузы и губки.

(Рисунок 6 «600 млн лет назад»)

– Ребята, что вам показалось особенно интересным? (Ученики обсуждают.)

4 этап – «Как образовались современные материки?»

Выступают учёные-геологи.

Группа учащихся рассказывает домашнее задание (Учебник «Природоведение 4», А.А.Плешаков.)

– Какие вопросы вы подготовили дома для геологов?

(Ученики задают вопросы, группа геологов отвечает.)

5 этап – «Эра динозавров».

– Рассмотрите рисунки в учебнике, прочитаем текст.

Никто из людей не видел живых динозавров. Все динозавры вымерли задолго до появления человека на Земле. Но как же тогда учёные узнают о повадках и внешнем виде этих животных? В этом вопросе нам помогут разобраться учёные-палеонтологи (учёные, изучающие растительный и животный мир давно минувших эпох, называются палеонтологами.) Мы вместе с ними попробуем провести исследование на тему: «Как внешний вид динозавра зависел от питания?»

Учащиеся-палеонтологи с опорой на картинку (нарисованную самостоятельно или из «Временной таблицы динозавров») докладывают о результатах своих исследований. Например:

– Я рассмотрел внешний вид трицератопса. На вид он большой, как многие травоядные динозавры. Это рогатый динозавр. Очевидно, рога ему нужны для защиты от хищных динозавров. Челюсти оканчиваются острым клювом. Очевидно, он нужен для перекусывания прочных стеблей растений. Я думаю, что его зубы с плоской поверхностью, как у всех травоядных динозавров, он питался растениями.

Например:

– Я рассмотрел внешний вид тиранозавра. По внешнему виду трудно определить, чем он питался. Тираннозавр крупный, как многие растительноядные, но у него короткие передние лапы, как у хищника. Очевидно, он передвигался на задних лапах и умел быстро бегать, догоняя добычу. Хорошо бы посмотреть его зубы. Если они острые, то это хищник. Свои догадки я проверил по научным книгам. Тиранозавр – хищник.

Учащиеся высказывают своё мнение на основе рассматривания таблицы, сравнивая, анализируя, обобщая про другие виды динозавров.

6 этап – «Почему вымирают животные?»

– Ребята! А как вы думаете, почему вымерли динозавры? (Ученики высказывают свои предположения.)

В эпоху динозавров климат был тёплым на протяжении всего года. Однако примерно 65 млн. лет назад на Земле стало заметно прохладнее, особенно зимой. Будучи холоднокровными, динозавры нуждались в солнечном тепле. Когда же их громадные тела сильно остывали, им требовалось очень много времени, чтобы снова согреться, и многие погибали. Возможно, были и другие причины внезапного вымирания динозавров. К сожалению, у учёных есть только окаменелости, по которым они пытаются разобраться, что же послужило причиной гибели этих животных.

На нашу конференцию прибыли учёные-экологи. Они помогут нам ответить на вопросы: «Отчего вымирают животные?»

«Что же можем сделать мы с вами, чтобы животные нашей планеты не вымерли, как динозавры, чтобы Земля была покрыта зелёным ковром растений, как мы можем защитить природу нашей планеты?»

Давайте вспомним причины вымирания животных.

Ученики называют: в ходе эволюции, из-за природных катастроф, смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных мест обитания и загрязнение окружающей среды. (Если ученики затрудняются, экологи им помогают.)

Я прошу всех учащихся нашего класса выйти на демонстрацию защитников природы.

Ученики берут экологические знаки, которые сделали на уроках труда. Давайте вспомним, чему они учат.

  1. Не ломай ветви деревьев и кустарников!
  2. Не повреждай кору деревьев!
  3. Не рви в лесу, на лугу цветы!
  4. Собирая съедобные ягоды, орехи, не повреждай веточки!
  5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы необходимы в природе!
  6. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
  7. Не разоряй муравейники!
  8. Не лови диких животных и не уноси их домой!
  9. Не подходи близко и не разоряй птичьи гнёзда!
  10. Не шуми в лесу, в парке!
  11. Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусор!

Из знаков составляется выставка: «Береги природу!»

– Ребята, давайте покажем эту выставку всем учащимся начальной школы, чтобы каждый знал, как помочь природе.

Итог:

– Ребята! Понравился вам наш необычный урок? Что нового вы узнали? Что показалось особенно интересным? Какие выводы вы сделали?

Список использованной литературы

Ю. Школьник, Ю. Золотарева «Атлас животных». Москва, «Эксмо», 2004.

Анна Маккорд. «Доисторическая жизнь». Москва, «Росмэн», 1996.

Журналы «Начальная школа».