Литературная игра для старшеклассников по произведениям И.С. Тургенева

Разделы: Литература


Цели:

  1. Систематизировать знания, полученные во время изучения темы;
  2. Выявить уровень свободного владения материалом;
  3. Сформировать у учащихся умение работать в творческой группе;
  4. Воспитывать чувство прекрасного и уважение к русской культуре.

Настоящая литературная игра может быть использована в 10 классе как итог изучения темы “Творчество И.С. Тургенева”. Проведению игры предшествует серьёзная подготовительная работа, так как учащиеся должны вспомнить то, что изучили в 5-9 классах.

Для участия в игре формируются четыре команды по 4-6 человек.

1. Мир родной природы в произведениях И.С. Тургенева

И.С. Тургенев долгое время жил вдали от Родины, но никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней.

Могучим средством поэтизации изображаемого выступает у И.С. Тургенева пейзаж.

Попытаемся с вами раскрыть секрет тургеневского пейзажа. Учащимся вручаются карточки (по одной каждой команде) с записью прозаических отрывков, где пропущены эпитеты. За одну минуту участники игры должны вставить в текст подходящие по смыслу определения. Жюри оценивает выполнение задания по 3-балльной системе.

Побеждают те, кто подберёт эпитеты, наиболее близкие к тургеневским.

Карточка №1

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно: утренняя заря не пылает пожаром: утренняя заря не пылает пожаром: он разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. (“Бежин луг”)

Карточка №2

Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места… (“Бежин луг”)

Карточка №3

Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная, тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков. (“Отцы и дети”)

2. Мир цветов в произведениях И.С. Тургенева

Мир цветов таинствен и чудесен. Природа открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное, ощутить полноту жизни. Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера.

Ведущий вручает командам карточки, где записаны отрывки из произведений И.С.Тургенева (выделенные слова должны быть пропущены). Представители команд читают отрывки по очереди вслух и угадывают, о каком цветке идет речь.

За правильный ответ команда получает 3 балла.

Карточка №1

“На тебе, возьми, - прибавила она, бросая Ганину ветку гераниума, - вообрази, что я дама твоего сердца”. (“Ася”).

Карточка №2

“Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий…” (“Отцы и дети”)

Карточка №3

“Она сидела на скамейке, накинув, по обыкновению, белый платок на голову; подле нее лежал целый пук ещё мокрых от росы красных и белых роз”. (“Отцы и дети”)

3. Вещи как залог любви

Поговорим о подарках, о вещах, которые остаются у героев как залог любви.

На обдумывание ответа отводится 30 секунд. За правильный ответ команда получает 3 балла. Подчеркнутые слова пропущены

Карточка №1

“Через несколько времени он [Павел Петрович] получил пакет, адресованный на его имя: в нем находилось данное им княгине кольцо”. (“Отцы и дети”).

Что же лежало в пакете?

Карточка №2

“Герасим вышел из своей коморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок”. (“Муму”).

Что подарил Герасим Татьяне?

Карточка №3

“…но я храню, как святыню, её записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она [Ася] некогда бросила мне из окна”. (“Ася”).

Что хранил герой повести?

4. Книжная выставка

В тургеневских произведениях упоминаются книги, которые читали его персонажи

Перед нами книжная выставка, на которой представлены следующие книги: А.С.Пушкин “Цыганы”, Гете “Герман и Доротея”, Шиллер “Разбойники”.

На карточках написаны имена героев из произведений И.С.Тургенева: Николай Петрович Кирсанов, Н.Н. из повести “Ася”, Владимир из повести “Первая любовь”. Представитель команды выбирает карточку с именем героя и выдаёт ему книгу. За каждый правильный ответ 1 балл.

(А.С.Пушкин “Цыганы” - Н.П. Кирсанов, “Отцы и дети”, Гете “Герман и Доротея” - Н.Н., “Ася”, Шиллер “Разбойники” - Владимир, “Первая любовь”)

5. Мастер речевой характеристики

Ведущий зачитывает реплику. Группы поочередно пытаются определить, кто ее (реплику) произносит. На обдумывание - 10 секунд. Каждый правильный ответ - 1 балл.

  1. “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…” (Базаров, “Отцы и дети”)
  2. “Ах, как я люблю это пустое существо!” (Павел Петрович, “Отцы и дети”)
  3. “Рафаэль гроша медного не стоит”. (Базаров, “Отцы и дети”)
  4. “Что за хамелеон эта девушка!” (Н.Н., “Ася”)
  5. “Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например…” (Базаров)
  6. “Я не люблю Гейне…ни когда он смеется, ни когда он плачет: я его люблю, когда он задумчив и грустит”. (Катя, “Отцы и дети”)

6. Музыкальный конкурс

Послушайте романс Абазе “В дороге” (“ Утро туманное…” на стихи И.С Тургенева).

Романс И.С. Тургенева - песнь любви к милой сердцу Родине нашей, дорогой великому русскому писателю и нам, его потомкам.

Задание: составьте сценарий видеоклипа данного романса.

На выполнение задания дается 5 минут. Жюри оценивает творческий конкурс по пятибалльной системе.

7. “Старая карта”

Каждой группе дается произвольно нарисованная карта, на которую нанесены следующие географические названия: Марьино, Никольское, немецкий городок З., дача около Калужской дороги.

Задание: написать на карте рядом с каждым названием, в каком произведении И.С.Тургенева оно встречается и кто хозяин его? На выполнение задания даётся 3 минуты, после чего карты сдаются жюри.

8. “Вот эта улица, вот этот дом…”

Задание: “впишите” персонажей произведений И.С.Тургенева (Н.П.Кирсанова, А.С.Одинцову, барыню из повести “Муму”) в соответствующий им дом. За правильный ответ 3 балла.

Карточка №1

“В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом…” (Барыня, “Муму”)

Карточка№2

“ Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом нового деревянного дома, выкрашенного серою краской и покрытого железною красною крышей.”. (Н.П. Кирсанов)

Карточка№3

“Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом”. (А.С. Одинцова)

9. Защита вариантов обложки и иллюстраций к одному из произведений И.С.Тургенева.

Максимальная оценка 10 баллов.

10. Портретная галерея

Ведущий зачитывает текст с портретным описанием персонажа. Задача команды - узнать это лицо по внешнему облику и записать имя на листочке. На обдумывание - 30 секунд. Каждый правильный ответ - 3 балла.

“Аркадий оглянулся и увидел …женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, …спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой мягкой силой веяло от ее лица”. (Анна Сергеевна Одинцова, “Отцы и дети”)

“В нескольких шагах от меня - на поляне, между кустами зеленой малины, стояла высокая стройная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком на голове…я пожирал взором этот стройный стан, и шейку, и красивые руки, и слегка растрёпанные белокурые волосы под белым платочком, и этот полузакрытый умный глаз, и эти ресницы, и нежную щеку под ними…” (Зинаида, “Первая любовь”).

“Девушка…с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита”.(Ася, “Ася”.)

Лицо “длинное и худое, с широким лбом, вверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. (Евгений Васильевич Базаров, “Отцы и дети”)

“На вид ему лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза”. (Павел Петрович Кирсанов, “Отцы и дети”)

11. Подведение итогов