Урок "Курская битва"

Разделы: История и обществознание


Основная идея преподавателя истории – формирование рационального мышления на основе создания опорных схем и использования опорных сигналов.

Данная методика позволяет активизировать мыслительную деятельность, удерживать зрительное внимание студентов.

Цели урока:

  • раскрыть содержание Курской битвы;
  • показать историческое значение битвы;
  • уяснить, в чем заключается коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, и чем он был предопределен;
  • воспитание уважения к героическому прошлому советского народа;
  • формирование чувства патриотизма.

Оборудование: контурная карта, атлас, таблички-сорбонки.

ТСО: кодоскоп, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, экран, кодотранспорант.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Ход урока

План

  1. Планирование военных действий на 1943г.
  2. Перехваченная внезапность.
  3. Контрнаступление.
  4. Значение битвы.

Основные понятия: реванш, “Цитадель”, инициатива, тотальная мобилизация, преднамеренная оборона, плацдарм, асс, форсирование.

Сегодня мы прочтем еще одну страницу в истории Великой Отечественной войны.

Предметом сегодняшнего разговора является Курская битва. Но прежде я позволю себе вернуться несколько назад, в 1942 год.

Вопрос: Чем он был знаменателен?

Ответ: Произошла Сталинградская битва, окончившаяся блестящей победой Советской Армии. Померк миф о непобедимости германского оружия.

I. Политические цели операции:

Вопрос: Что надеялись получить немцы? На что рассчитывали?

Ответ: - укрепить дух немецкого народа;

- прибавить немецкому солдату веру в победу.

Сталинградский ветер здорово прочистил мозги немцам. И солдаты на фронте, и люди в самой Германии уже начали, пусть еще неуверенно, осознавать какой катастрофой может обернуться для них война. Вера в гитлеровских руководителей пошла на спад, она сменилась сомнениями, которые день ото дня становились все тяжелее.

Чтобы к немцам вернулось душевное спокойствие и равновесие, Гитлеру и нужна была громкая победа.

II. Гитлеровцам необходимо было произвести впечатление на мировую общественность

А главное – на своих союзников и нейтральные страны. Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия уже сыты по горло войной, которая не дала обещанной Советской земли, и достаточного количества продовольствия и промышленной продукции, которую они ждали. Вместо этого убитые, раненые, калеки. Приближался тот момент, когда компаньоны по разбою начнут выходить из войны.

Возможности выхода уже ищет Финляндия. Италия уже готовит арест личного друга Гитлера – Муссолини и замену правительства.

Чтобы не потерять союзников, которые в 1943 году бросили на советско-германский фронт 525 тыс. солдат, – нужна впечатляющая победа, чтобы удержать нейтральные страны.

По ходу урока преподаватель обращается к кодотранспоранту на экране.

III. Военные цели Германии на 1943 год: вырвать инициативу из рук Советской Армии.

Вопрос: Что значит видеть инициативу?

Ответ: Навязывать противнику бой, диктовать ход операции, быть хозяином положения.

Приказ Гитлера участникам операции “Цитадель”

Мои командиры!

Я отдал приказ о первой наступательной битве этого года.

Значение этой операции чрезвычайно велико. Армии, предназначенные для наступления, оснащены всеми видами вооружения, которое только смогла создать изобретательская немецкая мысль и немецкая техника. Наша авиация разгромит, сосредоточивши свою мощь, воздушные силы противника. Она поможет уничтожить огневые позиции вражеской артиллерии и путем безостановочной активности окажет помощь, бойцам пехоты, облегчив их действия.

Я потому обращаюсь к вам, мои командиры, накануне этого сражения, потому что на четвертом году войны, больше, чем когда-либо, результат битвы зависит от вас, от вашего руководства, от вашего стремления вперед.

Я знаю, вы заслуживаете, похвалы уже во время подготовки этой битвы, и благодарю вас за это.

Но вы должны помнить, что успех этой великой битвы 1943 года решит больше, чем любая иная обычная победа.

Адольф Гитлер.

Этот приказ уничтожить после того, как он будет оглашен в штабах дивизий.

Демонстрация “слепой” карты, изображающей линии фронта к лету 1943г.

IV. Задание классу:

Попробуйте определить, где могли начать наступление немцы, где более предпочтительно главное наступление 1943 года, на которое поставлено так много в судьбе войны?

Учащиеся называют цифры, которыми отмечена вся протяженность линии фронта, и определяют, что очень “соблазнителен” участок Советской Армии у Курска, который далеко вдается в расположение немецких войск.

Немцы операцию назвали “Цитадель”, что означает “крепость”. И это придумано, верно: нет стен, зубцов башен, рвов, но то, что ждало русских на этом участке – действительно напоминало крепость.

Важность данной операции для Гитлера подтверждается и тем, что к 1943 году немецкая промышленность дала армии новую технику: самолеты, танки, пушки.

V. Обеспечение операции.

Вопрос: Как была обеспечена операция немцев?

Комментарий кодотранспаранта студентами с демонстрацией моделей военной техники.

Так враг готовился к битве, которая бы затмила нашу Сталинградскую победу.

65 армия, которая участвовала в этой операции, стояла под Курском и немцы сбрасывали над позициями армии листовки следующего содержания:

“Сталинградские бандиты Рокоссовского!

Зачем вы прибыли под Курск? Не думайте, что вам здесь удается так, как под Сталинградом.

Тут мы вам сделаем Сталинград”.

VI. Наступать или обороняться?

Советская разведка узнала о планах наступления заранее – сведения были полные.

Но что делать?

Начать наступление и сорвать удар или ждать пока враг соберет силы?

Примеры из истории Российского государства:

Святослав – чтоб собрать противника в одном месте для решающей битвы, предупреждал его знамением “Хочу на Вы идти”.

Суворов – дал возможность туркам высадиться на Кинбурнской косе.

Кутузов – не велел тревожить турецкие войска, которые переправлялись через Дунай под Рущуком.

Конечно нельзя эти битвы сравнивать.

Текст донесения зам. Верховного Главнокомандующего Жукова Г.К. Сталину после изучения обстановки в районе курской дуги:

“Переход наших войск в ближайшие дни…считаю нецелесообразным. Лучше будет, если мы вымотаем противника на нашей обороне: выбьем его танки, а потом введя новые резервы, переходом ко всеобщему наступлению, окончательно добьем основную группировку противника”.

Теперь обратимся к правой части кодотранспаранта: охарактеризуем планы и силы СССР.

Стараниями советских и иностранных разведчиков, наше командование знало дату начала наступления немецких войск под Курском.

Этому способствовала деятельность немецкой подпольной группы “Красная капелла”

(г. Берлин) и швейцарского журналиста Рудольфа Ресслера.

Работа с картой.

VII. Крепость.

Инструкции, разработанные перед войной, предписывали для пехоты не траншеи, а окопчики. Думали, что в одиночных окопчиках пехотинец будет менее уязвим для огня противника. И, правда, попасть снарядом в окопчик труднее, чем в длинную траншею. Но как бывает в теории – выгода, на практике – большое зло.

Демонстрация эпизода из х/ф “Они сражались за Родину” (эпизод рытья окопчика).

Константин Константинович Рокоссовский еще в 1941 году обратил внимание на это:

“И вот, добравшись до окопчика, я заметил солдата, который сидел там, и остался сам.

Сознание того, что где-то справа и слева от меня сидят красноармейцы, у меня сохранилось, но я не видел и не слышал их…

Командир отделения не видел меня, как и остальных подчиненных. А бой продолжался. Я, старый солдат, который принимал участие во многих боях и то, искренне сознаюсь, чувствовал себя в этом гнезде прескверно. Мне все время хотелось выбежать и заглянуть, сидят ли мои товарищи в своих гнездах, или уже бросили их, а я остался там. А какое чувство должно быть у человека, впервые очутившегося на фронте.

Система окопной оборы показала себя непригодной. Надо немедленно ее ликвидировать, перейти на траншеи.

Человек всегда остается человеком. И, естественно, в минуту опасности ему хочется видеть рядом с собой товарища и, конечно, командира. В народе говорят: “На миру и смерть красна”.

Демонстрация репродукции картины художника В. Кохаля “На безымянной высоте”.

Система траншей —> стойкость нашей обороны.

VIII. Перехваченная внезапность.

1 июля состоялось совещание в ставке Гитлера.

Дата начала битвы определилась – 5 июля 1943 года.

Но во сколько?

Нужен был “язык”. Разведчикам долго не удавалось его взять. У немцев действовал приказ, что если исчезнет солдат из подразделения, то командир идет под суд.

Перебежчик солдат-словак, сообщил, что это утро 5 июля. Взяли “языка” и он сообщил время – 3 часа утра.

В 2 часа 20 минут 5 июля 1943 года Советская Армия открыла огонь.

Это произошло внезапно для немецкого командования, поэтому в их частях царила растерянность, неспособность к быстрому реагированию. Немецкая армия сразу понесла большие потери в артиллерии.

Через 2 часа немцы упорядочили войска.

В 5ч. 30 мин. немецкая пехота и танки двинулись на наши позиции.

IX. Битва в воздухе.

Немцы всегда кичились своей авиацией. Своих ассов они называли не иначе как “рыцари воздуха”. Они украшали свои самолеты какой-нибудь символикой: тигр, змея, дракон, туз (по фронтовому “туз” - значит асс). В первой мировой войне ассами называли тех, кто сбил 10 самолетов противника.

Конструктор “яков” - Александр Сергеевич Яковлев так характеризовал понятие “ассы”.

“Ассы” - это как будто воздушные снайперы, а отсюда следует своеобразие их тактики.

Они свободны в выборе места и цели. Они не ждут противника, а ищут его, находят и уничтожают. Тактика основывается на безупречном знании слабых сторон противника, виртуозном владении самолетом, в личной смелости, которая граничит с ухарством, на трезвом расчете и военной хитрости. Не каждый летчик может быть “ассом”. “Ассу” присущ спортивный дух, неутомимая жажда к бою. “Асс” должен стрелять прицельно точно, не наугад, с любого положения самолета. Этого не приобретешь ни в какой летной школе, ни в какой академии – это приобретается только в бою!

Звучит песня В.Высоцкого “Як” - истребитель.

Примеры:

А. Маресьев из “Повести о настоящем человеке” - после ампутации сбил 3 самолета.

Лейтенант И.Кожедуб – сбил 6 самолетов.

Старший лейтенант А.Горовец – в одном бою сбил 9 юнкеров, ни до него ни после него никто этого не делал.

“Истребитель внезапно выпадал из общей карусели своих и вражеских самолетов, и начинал выписывать фигуры высшего пилотажа: заваливался на крыло, входил в штопор, свечой вверх”

Воспоминания летчика Ворожейкина о воздушном бое Горовца:

“Девять самолетов сбил в одном бою. Простой расчет показывает, что для этого надо сделать 9 длинных очередей и столько же раз чрезвычайно точно прицелиться. На все это понадобилось не менее 15 мин. А противник же не на привязи, маневрирует, защищается. Тем не менее факт – упрямая вещь. Горовец совершил то, что в авиации теоретически считалось невыполнимым и невозможным”.

Теперь обратим свое внимание на карту военных действий. Наступление немцев на наши позиции с севера в районе Понырей вклинилось на глубину 10-12 км, с юга – в районе Прохоровки от 30 до 35 км. Советскими войсками командовали генерал Попов, маршалы Баграмян, Рокоссовский, Ватутин, Малиновский.

Немецкие войска возглавили г-фм Клюге (нем. – “умный”), Людель, Манштейн (нем. “человек –камень”), Гудерман – т.е. цвет немецкого командования.

В деревне Прохоровка сошлись с обеих сторон 1200 танков.

“Итак, утром 12 июля две лавины танков встретились и прошли в боевом порядке одна в одну как проходят в промежутки зубья двух гребней. Сравнение с гребнями, однако, не дает представления о той страшной энергии, с которой встретились противники. Все вокруг, на многие километры – закрутилось вихрем. Ревели моторы, скрежетали гусеницы, били пушки, взрывались снаряды и кипели ненавистью сердца. Столкновение танков, наверное, правильнее было сравнить со столкновением двух клубков картечи, посланных с огромных пушек навстречу друг другу. Два клубка слились в один, чрезвычайно большой, и до самой ночи этот огромный клубок крутился, обжигая землю, сжигая самого себя.

Сначала с обеих сторон танкам помогали артиллерия и авиация. Но вскоре пушки и самолеты вышли из дела: снарядом, бомбой можно было попасть в свой танк, так перемешались советские и немецкие машины. Артиллерия и авиация теперь действовали на флангах битвы, нанося удары по резервам, которые спешили к бою.

Танки то сходились на близкие дистанции, то расходились, намереваясь попасть один одному в борт. Когда выходила из строя танковая пушка или кончались снаряды, танкисты шли на таран. Стальные машины сталкивались с неимоверным грохотом. С зияющими пробоинами в броне с сорванными гусеницами и башнями горели сотни танков. Поднимались столбы густого дыма и постепенно разливались в воздухе. Боеприпасы, которые были внутри охваченных пламенем танков взрывались, и огромные языки пламени, тысячи искр летели во все стороны. Башни с грохотом падали на землю. Об отступлении, о выходе из боя никто не думал: ни наши, ни гитлеровцы. Враг бился жестко, умело, свирепо”.

X. Битва на рельсах.

Особенностью Курской битвы было участие партизан, хотя они и находились далеко в лесах под Брянском (раньше его называли Дебрянск, т.е. дебри, глушь).

Партизаны пускали эшелоны с немецкой техникой под откосы. Из-за этого немцы вынуждены были перебрасывать свою технику и живую силу только днем, пуская вперед дрезину. “Рельсовой войной” - так называли в штабе действия партизан.

Работа с картой: Студенты определяют новую линию фронта, образовавшуюся в результате наступления Советских войск.

Итак, битва выиграна. Каково же значение этого события?

Советская армия еще в середине России, еще много отделяет ее от Германии, но уже произошел в ходе второй мировой войны коренной переворот. Последняя попытка Германии наступать – закончилась провалом. Вырос авторитет СССР среди стран-союзниц.

Победа под Курском способствовала освобождению левобережной Украины в начале ноября. За форсирование Днепра высокого звания Героя Советского Союза удостоены 2500 человек. Среди них были и якутяне – К.Красноперов, М.Тепляков, М.Космачев, Р.Попов и др. (Демонстрация карикатур “Окна-ТАСС”, плакатов, фотографии героев-якутян, заслушиваются сообщения).

Мы не раз говорили на уроке, что война прошла по судьбе каждого человека, каждой семьи, оставив невосполнимые потери. “Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…”.

Примером этого является стенд “Память”, состоящий из подлинных документов времен войны: фотографии, письма с фронта, документы, награды.

Все это их архива семьи нашего студента Димы Шевкопляс, дед которого воевал под Курском. Особо трогательными являются фронтовые треугольники. В виде треугольника пришла в их семью и весть о смерти:

“Сообщаем вам, что 14 июля в боях на Курско-Орловском направлении у высот 257° , около деревни Ольховатка Поныровского района, ваш сын и брат Николай Павлович Коротков, воинское звание старший лейтенант, награжденный орденом “Красного Знамени” и “Красной Звезды”, медалью “За оборону Сталинграда”, был тяжело ранен и при операции умер.

Был похоронен на северо-западной окраине деревни Рваное Поныровского района.

С приветом, его боевые друзья

гв. капитан Юра П.А

гв. ст. Зуев

гв. ст. л-т Даньшин

гв. мл. л-т Скороход”

Значение Курской битвы.

Английский премьер-министр Черчилль до самой смерти не уставал подчеркивать, что он первый враг коммунизма, но как политик он в те дни сказал: “Три великие битвы за Курск, Орел, Харьков, все проведенные на протяжении трех месяцев, ознаменовали крах немецких армий на Восточном фронте”.

XI. Закрепление материала.

  • Что такое коренной перелом в ходе войны?
  • Почему считается, что коренной перелом в ходе войны окончательно произошел после Курской битвы?
  • В чем заключается значение и каковы последствия Курской битвы для обеих сторон?
  • Расскажите о битве за Днепр и об итогах и значение коренного перелома в ходе войны.
  • Решение тестов с помощью электрических игр.
  • Работа с карточками-сорбонками

Домой: продолжить заполнение таблицы “Основные военные операции Великой Отечественной войны”.