Восточная Сибирь: величие и суровость природы

Разделы: География


Цели урока:

  • выявление особенностей природы Восточной Сибири и факторов, влияющих на них,
  • продолжение формирования навыков работы с различными источниками географической информации,
  • воспитание любви и уважения к родной стране.

Оборудование: физическая карта Восточной Сибири и Дальнего Востока, фотографии с видами природы Восточной Сибири, гербарий, учебники, атласы, контурные карты.

Ход урока.

Учитель: сегодня на уроке мы продолжаем изучать крупные природные регионы России, и наш следующий объект - Восточная Сибирь. Мы помним, что изучение любого географического объекта начинается с определения его географического положения.

Задание:

  • по карте в учебнике определить границы Восточной Сибири, нанести их на контурную карту;
  • по карте у доски показать объекты, по которым проходят границы Восточной Сибири.

Вопрос учащимся:

  • с площадью какого материка можно сравнить площадь Восточной Сибири?

Учитель: грандиозна и сурова природа Восточной Сибири. Тянущиеся на тысячи километров многоводные реки, бескрайняя тайга, горные массивы и плоскогорья, низменные равнины тундровой полосы - все это Восточная Сибирь.

Затем осуществляется проверка предварительного домашнего задания, которое заключалось в том, что учащиеся должны были подобрать эпитеты, характеризующие природу Восточной Сибири. Во время проверки учитель обращает внимание учащихся на фотографии, которые идут им в помощь.

Рельеф.

Вопрос учащимся:

  • какие особенности рельефа Восточной Сибири видны по физической карте?
  • чем объясняются эти особенности?

Ответы записываются в тетрадь.

Климат.

Выступление учащегося с небольшим докладом об особенностях климата Восточной Сибири, в котором обращается внимание на его суровость, особенно на территории Якутии. Не случайно среди жителей республики бытует поговорка: «Сто километров - не расстояние, 40 градусов - не мороз». Учащиеся, используя знания из курса географии материков и океанов, дополняют докладчика. В частности, им известно, что на территории Восточной Сибири находится полюс холода северного полушария, а также зафиксированы самые высокие перепады температуры в течение года.

Вопрос учащимся:

  • почему именно в Оймяконе и Верхоянске, а не в более северных районах самый суровый климат и самый мощный слой вечной мерзлоты?

Учитель: по количеству осадков ( менее 200 мм в год ) Центральная Якутия может быть приравнена к зоне пустынь.

Вопрос учащимся:

  • почему в таком случае в Центральной Якутии нет зоны пустынь, а напротив, произрастает тайга?

Учитель: прекрасно описал зимнюю Якутию один из ее исследователей Вацлав Серошевский: зима здесь «самый тихий, ясный, сухой и устойчивый из здешних климатических периодов. Резких перемен погоды зимой не случается. Стужа нарастает и падает плавными и крупными размахами. Ветры почти отсутствуют… Всюду царит нерушимая тишина, спокойствие, безмолвие… Даже свод неба кажется куполом, выточенным из льда. Он бледен, прозрачен и по целым неделям не видно на нем ни облачных пятен, ни туч…»[3].

Вопрос учащимся:

  • о каком атмосферном вихре идет речь в этом описании?

Внутренние воды.

Задание:

  • показать по карте реки Восточной Сибири. К бассейну какого океана они относятся? Каков их тип питания?

Природные зоны.

Вопрос учащимся:

  • какие природные зоны расположены на территории Восточной Сибири?
  • какая из них занимает наибольшую территорию?

Учитель знакомит учащихся с помощью гербария с основными представителями растительного мира, рассказывая об уникальных свойствах некоторых из них. Названия растений записываются в тетрадь.

Заключение.

Вопрос учащимся

  • в чем же заключается величие и суровость природы Восточной Сибири?

Домашнее задание: параграф 37, вопросы, вопрос 1, 4 на контурной карте.

Литература :

  1. Баринова И.И. География России. Природа.- « Дрофа», 1996
  2. Энциклопедия для детей.- « Аванта+», 1997. Т.3
  3. Энциклопедия для детей.- « Аванта+», 1998. Т.12.