Развитие умственных способностей дошкольников методами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения)

Разделы: Работа с дошкольниками


В Национальной доктрине образования в РФ (от 04.10.2000 г.№ 751) сформулированы основные цели и задачи образования, одна из которых:

“…обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности”.

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника? Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30 — 40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н.Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения — от дошкольных учреждений до университетов — отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны — снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, — Ф.Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка - на 50 - 60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень - до 80%). Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более - какое направление они получат.

Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Одна из современных зарубежных концепций одаренности детей – модель Дж. Гилфорда “Структура интеллекта”, где он тоже дает классификацию интеллектуальных способностей. В основе одной из классификации – выделение основных видов интеллектуальных процессов и выполняемых операций: познание, память, конвергентное мышление, дивергентное мышление, оценка.

Рассогласование между предлагаемым и необходимым обществу образованием является одной из ключевых проблем современной системы образования. Знания необходимо не передавать, а создавать в процессе познания и творчества.

В технологию образования необходимо ввести процесс производства новых знаний через познавательную (когда новые знания добываются) и творческую (когда новые знания создаются) деятельности. Модель перспективного образования: ЗУН+ПТ=нЗУН.

Где ЗУН – известные знания, умения, навыки, П – познавательная деятельность, Т – творческая деятельность, нЗУН – новые знания, умения, навыки.

ТРИЗ–образование – является одной из моделей перспективного образования. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), возникшая в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского ученого, бакинского изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера (Альтов), являет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого и сильного мышления, формирования творческой личности и коллективов, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Она - одна из эффективных современных технологий творчества. В основе ТРИЗ лежат объективные Законы Развития Технических Систем (ЗРТС). Эти законы выявлены в результате анализа большого массива патентной информации. ТРИЗ можно считать обобщением сильных сторон творческого опыта многих поколений изобретателей, сумевших эффективно разрешить противоречия, возникающие в процессе решения задачи. ТРИЗ-законы познаваемы и применяемы для создания нового.

ТРИЗ, как и другие системы, развивается. ТРИЗ сегодня - это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ:

- ТРИЗ — классическая ТРИЗ - направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ.

- РТВ — развитие творческого воображения - направлено на управление воображением с целью создания новых образов.

-ТРТЛ - теория развития творческой личности - направлена на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней.

В 1987 г. ТРИЗ пришла в детские сады № 35, 71 г. Норильска вместе с ребятами кружка “Развитие творческого воображения” и их руководителями М.Н. Шустерманом и Л.Г. Шубом. По материалам Норильской школы ТРИЗ прошли семинары в г. Риге, Ангарске, Норильске, Владивостоке, Находке, Таллине, Арсеньеве, Новосибирске, Кишиневе, Русе, Ростове-на-Дону и др. городах. Итогом работы Норильской детсадовской ТРИЗ явилось появление на свет книги З.Г. и М.Н. Шустерман “Новые похождения Колобка или Наука Думать для больших и маленьких”. В детских садах появляются “поклонники” ТРИЗ, идет процесс создания авторских программ.

Предлагаемая нами авторская программа “Откроем дверь в мир детства” предназначена для детей от трех до семи лет, включает пятнадцатилетний опыт работы в дошкольном учреждении по применению элементов и методов ТРИЗ и РТВ в процессе обучения и воспитания

Цель программы:

  • воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления.

Задачи программы:

  • формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности;
  • развивать творческие способности;
  • знакомить с основными понятиями РТВ-ТРИЗ-ТРТЛ (Развития творческого воображения - Теории решения изобретательских задач - Теории развития творческой личности).

ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое обучение. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня. Необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.

Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность, а их правила игр дают пути этой работы. Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решения. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх “Наоборот”, “Хорошо-плохо”, “Письмо SOS”, с которыми детей знакомит Гном из волшебной страны “ТРИЗ”. Формирование системно-диалектического способа мышления идет через игры, спрятанные на “Волшебной лесенке”, путешествия по структуре, функции, времени. В игре “Маленькие человечки” дети учатся моделировать процессы, происходящие в окружающем мире как структурные, так и функциональные. Это позволяет понять физическое состояние вещества, фазовые переходы, взаимодействия. Дети составляют каталог ресурсов, путешествуя вместе с Гномами по стране Ресурсов и играя в “Машу-растеряшу”. Через игру “Теремок” - выделяют общие и различные признаки путем сравнения, тренируя этим аналитическое мышление. Игра “Обзывалочки” помогает четко определять функцию предмета, явления. В игре “Волшебный ящик” дети учатся придумывать-“собирать” новые объекты, наделять их функциями, создавать “портреты”, давать названия. Формируется умение фантастического преобразования объектов окружающего мира. Игра “Да-нетка” помогает классифицировать, работать по алгоритму.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети сочиняют сказки с помощью “Волшебного треугольника”. Составляют структуру сказки с помощью патентного фонда волшебства, созданного ими (предмет, действие, слово), алгоритма, что развивает творческий стиль мышления; “переделывают сказки”, используя как приемы фантазирования, волшебных гномов, так и приемы ТРИЗ и РТВ. Решая задачи в игре “Помоги сказке”, дети учатся формулировать сказочные противоречия. Сочиняют загадки, путешествуя по Стране Чувств, Стране Загадок. Это помогает систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивать ассоциативное движение. Составляют “загадалки” - сказки, что позволяет проанализировать структуру. Работая по алгоритму, дети учатся составлять метафоры, рифмованные тексты. Знакомясь с Колобком (Книга З.Г. и М.Н.Шустерман “Новые похождения Колобка”), спасая его, решая вместе с ним проблемы, дети на практике применяют науку - ТРИЗ.

На занятиях по обучению грамоте и развитию связной речи дети составляют рассказы, путешествуя по 9-ти экранам, придумывают события, предшествующие изображенным и последующие; составляют связный рассказ, знакомятся с новыми словами, тем самым идет формирование системно-диалектического способа мышления. Раскладывают предложение по ступенькам “Волшебной лесенки”, узнавая его составные части: слова, слоги, звуки; придумывают Страну Звука, дорисовывают буквы в игре “На что похожа?”. Учатся работать с предложением, изменяя его различными способами.

На занятиях по изобразительной деятельности дети создают работы на разных уровнях схемы талантливого мышления, фантазируют, представляют образы, которых нет в реальной жизни, делают “записи” своих изобретений.

На занятиях по математике, используя Программу М.Н.Шустермана, дети знакомятся с динамикой развития элементов математики: числом, формой, ориентацией в пространстве, временем.

Изобретение – это всегда решение противоречия, найденного в задаче. Через “Письмо SOS” на занятиях кружка Мастерской изобретений, Гномы Противоречие и ИКАЭР помогают детям решать задачи по биологии и экологии, используя основные понятия ТРИЗ: модель, ИКР, противоречие, приемы решения противоречий.

На занятиях по физическому воспитанию дети учатся придумывать новые подвижные игры, используя игру “Волшебный ящик”. Игры с Ресурсами помогают увидеть и почувствовать свои возможности, метод эмпатии – вживаться в образ, решать противоречия при выборе ведущего, места для игры, способа выполнения задания. Понимают необходимость последовательности выполнения ОВД, рассмотрев его на “Волшебной лесенке”.

На музыкальных занятиях продолжается знакомство со своими ресурсами в передаче образа какого-нибудь персонажа, явления. Через “Волшебную лесенку” постигают основы мелодии, танца, песни, знакомятся с прошлым, историей культуры. “Заглядывая” в будущее, дети учатся прогнозировать, выявляя закономерности развития.

Необходимым условием успешного освоения программного материала является компетентность, информированность родителей. С этой целью:

  • в уголке для родителей есть рубрика “Давайте фантазировать”, где освещается тематика недели, предлагаются варианты игр с детьми;
  • проводим занятия с родителями, на которых они практически знакомятся со спецификой программы;
  • просматриваем видеоматериалы занятий;
  • приглашаем на открытые занятия, проводим совместные с детьми занятия – КВН;
  • организовываем выставки из Мастерской изобретений.

Своими достижениями мы делились и делимся на Всесоюзных семинарах “ТРИЗ в детском саду”, на окружных, Международных научно-практических конференциях Ассоциации ТРИЗ, педагогических чтениях (г. Норильск). Мы - лауреаты конкурса “Понарошкин мир” в г. Москве, победители конкурса “Воспитатель года по ТРИЗ и РТВ”, конкурса “Воспитатель юбилейного года” в номинации “Педагогический талант” в г.Норильске, имеем дипломы за победу в Международном ТРИЗ-конкурсе “ТРИЗ-2002” (преподаватели), лауреатов за победу в Международном конкурсе “ТРИЗ-2003”, дипломы победителей в Международном конкурсе “ТРИЗ – 2004”, благодарственные письма за участие в Конкурсе детского творчества “Дорога в Завтра-2003”, благодарности за организацию и проведение Международных ТРИЗ-конкурсов в 2002 и 2003 г. г. В октябре 2003 г. мною пройдена аттестация в Международной Ассоциации ТРИЗ по 2 уровню с присвоением квалификации “Преподаватель”(№ 02/00005/008).

Творчество — самый эффективный способ активного развития личности, а также средство решения проблемы выживания человека и развития человечества в современном быстро изменяющемся мире.

И коль скоро мы по долгу службы или велению души работаем с детьми, все наши частные действия должны быть направлены к тому, чтобы творчество стало нормой человеческого бытия.