Урок литературного чтения. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

- Раскрыть одну из особенностей басни (может быть написана и в прозе; не только И.Крыловым, но и другими авторами).

- Познакомить с баснями, не входящими в содержание учебника.

Задачи:

- Формировать у ребенка сложное действие одновременного восприятия самого литературного текста (над которым идет работа в классе), слова учителя и мнения одноклассников.

- Формировать навыки чтения, организуя разные виды прочитывания.

- Учить понимать эмоциональный тон литературного произведения.

- Формировать первичные представления о жанрах, законах и специфике басни.

- Воспитывать личность ребенка на морали басни.

- Воспитывать внимательное отношение к слову.

Оборудование: учебник “Литературное чтение” 3 класс (1часть), Н.А.Чуракова; портреты писателей Г.Х.Андерсен, Л.Н.Толстой, С.В.Михалков, И.А.Крылов (на доске); книги этих авторов или их ксерокопии; карточки с названиями басен и пословиц.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по группам.

2. Постановка учебной задачи.

- Обратите внимание на доску. Кто знает, зачем на доске записаны эти фамилии? Кто это? Почему они в одной группе?

- Это фамилии писателей.

- А еще почему?

- (Дети затрудняются пока ответить).

- Поработав на уроке, исследуя литературные тексты, с которыми нам предстоит работать, вы сможете ответить на этот вопрос в конце урока (на доске ставится знак?).

3. Исследовательская деятельность детей.

- На партах у вас книги с произведениями. Ваша задача прочитать про себя текст, обсудить в группах и ответить на вопрос: Кто автор произведения? К какому жанру относится? Почему? (1 группа читает “Чиж и голубь” И.Крылова; 2 группа “Услужливый” С.Михалкова; 3 группа “Комар и лев” Л.Толстого).

4. Проверка прочитанного с обсуждением.

1 группа: зачитывают произведение вслух, выражают свое мнение. Начинается обсуждение со всем классом, возможен спор.

- Мы считаем, что это басня, т.к написана в стихотворной форме, герои – животные, есть мораль, схожа со сказкой, высмеиваются негативные черты характера человека.

- Что писал И.Крылов?

- Басни.

(На доске, напротив фамилии И.Круглова пишется слово БАСНИ).

2 группа зачитывает произведение С.Михалкова “Услужливый”. В ходе обсуждения наталкиваются на то, что оно написано в прозе. Дети же привыкли считать, что в стихотворной форме.

- Что заметили?

- В прозе.

- Какой сделали вывод? Открытие?

- Что басня может быть написана и в прозе.

- Чему учит эта басня? Какие недостатки высмеивает?

- Что еще писал С.Михалков? Какие его произведения читали?

(На доске, напротив фамилии С.Михалкова пишется слово БАСНИ).

3 группа зачитывает произведение Л.Толстого “Комар и лев”. Идет обсуждение с доказательством, к какому жанру оно относится.

- Вы уже поняли, что басня может быть написана в прозе. А что еще заметили, открыли для себя после прочтения текстов 2 и 3 группы?

- Раньше не читали басен Л.Толстого и С.Михалкова.

(На доске напротив фамилии Л.Толстого пишется слово БАСНИ).

- Да, гениально придумали мудрецы в древности, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они придумали басню так, чтобы люди поневоле относили её к себе и при этом думали: это басня сложена про меня. Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками.

(Чтение учителем басни Г.Андерсена про собаку).

- Можно ли это произведение считать басней? Почему?

- Чему учит? С каким жанром схожа?

- Со сказкой.

- Какое еще открытие сделали?

- Что Г.Х.Андерсен – баснописец.

5. Итог.

- Кто сможет ответить, почему фамилии этих авторов записаны в одну группу?

- Все они баснописцы.

- Посмотрите на фамилию И.Крылов и подумайте, какое задание на дом я хочу вам предложить?

- А что кроме басен писал И.Крылов?

- Правильно, найдите в библиотеке и приготовьте сообщение.

6. Закрепление. Работа в парах.

У одного список с названием произведений, у другого пословицы. Задание: соединить по смыслу.

Пословицы:

“Делу время - потехе час”; “Не рой яму другому - сам в неё попадешь”; “Вперед чужой беде не смейся голубок”; “За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь” и т.д.

Название басен: любые ранее изученные.

7. Итог.

- С каким жанром литературы знакомились?

- Как отличить басню от других видов?

- Чем похожа и отличается от сказки?

- Чему учит мораль?

- Какие недостатки высмеивает?

- Кто себя увидел?

- Поможет ли вам басня в исправлении своих недостатков?