Второе лицо глагола

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с особенностью окончания глаголов во втором лице, формировать умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов второго лица единственного числа.
  • закреплять умение определять форму глагола.
  • развивать умение видеть и исправлять ошибки, развивать орфографическую зоркость.
  • развивать мышление через классификацию слов, через работу с пословицами, развивать речь.

ХОД УРОКА

I. Закрепление.

– Начнем урок с повторения правописания словарных слов. Сегодня я предлагаю вам разгадать ребусы.

рис. 1

рис. 2

рис. 3

рис. 4

рис. 5

рис. 6

Ответы: родина (рис. 1), восток (рис. 2), восемь (рис. 3), коньки (рис. 4), воскресенье (рис. 5), пятница (рис. 6).

– Посмотрите внимательно на слова, назовите лишнее слово. Почему?

– На какие группы можно разделить эти слова? (Работаем с группой слов с Ь)

– Какую роль играет Ь в этих словах? (Показатель мягкости, разделительный)

– О какой роли мы не сказали?

II. Сообщение темы и задач урока.

– Сегодня на уроке мы узнаем, какую еще роль может выполнять Ь.

III. Работа над новым материалом.

1. Наблюдение над написанием глаголов.

На доске: О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей. Ты растешь на самой опушке, ты стоишь на самой жаре.

– Найдите в этих предложениях глаголы, определите их форму (работа в тетрадях).

– Посмотрите внимательно на глаголы. Что вы заметили?

– Какой вывод можно сделать? (В окончаниях глаголов второго лица единственного числа пишется Ь)

– А зачем в этих словах пишется Ь? Какова его роль?

2. Работа с правилом: учебник стр. 199

3. Упражнение в написании глаголов во втором лице: учебник, упр. 395, стр. 200

IV. Закрепление нового материала.

1. Комментированное письмо.

Что посеешь, то и пожнешь. Не разгрызешь ореха, так и зерна не съешь. Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Поспешишь – людей насмешишь.

– Выделите окончания.

– Как вы понимаете смысл этих пословиц? Чему они учат?

2. Самостоятельная работа.

– Восстановите пословицы по данным словам.

Труд, рыбка.
Тише, дальше.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какую роль играет Ь в окончании глаголов?

VI. Домашнее задание.