Тематическое планирование учебного материала по биологии в 6-м классе для программы первого варианта УМК

Разделы: Биология


Реализация учебных программ зависит от многих факторов (мастерство учителя, особенности классного коллектива, материально-техническая оснащенность кабинета и др.) Немаловажное значение имеет подготовительный этап, в ходе которого учитель разрабатывает план учебного курса.

Цель данной работы – это создание оптимального тематического планирования учебного материала по биологии в 6 классе (для программы Н.И. Сонина). Что значит оптимальное? Это такое планирование, которое позволит максимально реализовать возможности курса и равномерно распределить учебный материал (без перегрузки учащихся).

Необходимость такой работы возникла после изучения имеющихся вариантов планирования, программы и учебника. Проанализировав их содержание, были выявлены возможности для совершенствования структуры учебного материала. Обсуждение планирования с коллегами, проверка его на практике убедили меня в целесообразности внесенных изменений.

В связи с переходом основной школы на концентрум в 1999 году МО РФ предложило четыре варианта учебно-методических комплектов по биологии. Приведенное ниже планирование составлено для первого варианта УМК. Программа Н.И. Сонина принципиально отличается по своей структуру от других: вместо последовательного изучения ботаники, зоологии, биологии человека в 6 классе рассматриваются основные свойства живых организмов, а в 7 классе таксономическое разнообразие царств живой природы, т.е. систематика. При таком построении курса в первый год обучения (6 класс) вводятся основные биологические понятия: отличительные признаки живого, уровневая организация органического мира, взаимосвязь организма и среды (эволюционное развитие живой природы в 7 классе). Это позволяет концентрировать вокруг них специальные понятия и рассматривать фактический материал как частный случай общих закономерностей. Таким образом, создаются условия для формирования у учащихся целостной картины мира.

В дальнейшем общебиологические понятия концентрируются при изучении многообразия живого в 7 классе, человека в 8 классе, а в 9 классе обобщаются уже на более высоком уровне в курсе “Общие закономерности живого” так происходит постепенное “спиральное развертывание” ведущих понятий, идей и теорий, что способствует целенаправленному развитию у учащихся научно-теоретического мышления.

Таким образом, учебный курс 6 класса является базовым. Основная его задача – формирование у учащихся основных биологических понятий, в свете которых рассматривается весь последующий материал 7 и 8 классов, а в курсе “Общие закономерности 9 класса происходит их осмысление на качественно уровне”. Сравнительное изучение организмов разных царств позволяет подвести учащихся к осознанию ими единство всего живого на Земле как результат их родства, неразрывной связи живой и не живой природы.

Рассмотрим подробнее структуру курса 6 класса “Живой организм”. Весь учебный материал объединен в три раздела:

  1. Строение живых организмов.
  2. Жизнедеятельность организмов.
  3. Организм и среда.

В комментариях к первому варианту УМК говорится, что “в основу его положен функциональный подход, в соответствии с которым основное внимание уделяется рассмотрению вопросов обмена веществ … не одного какого-либо организма, а всех царств живой природы” (Биология в школе, 1998, №4 стр.40). Действительно в самостоятельный блок выделены вопросы жизнедеятельности организмов, а анатомо-морфологический материал сокращен (отсутствуют сведения о внутреннем строении листа, как дополнительная информация обозначено строение корня, стебля; типы плодов, соцветий и стеблей представлены только в рисунках).

К сожалению, само построение курса находится в противоречии с функциональным подходом, так как раздел “Строение организмов” предшествует “Жизнедеятельности” и весь анатомо-морфологический материал изучается в отрыве от функционирования живых систем.

На мой взгляд, суть функционального подхода заключается не в изучении функций отдельно от строения или, в ущерб строению, а, наоборот, рассмотрение всех анатомо-морфологических сведений с точки зрения функций в их неразрывном единстве. Ведь приспособленность строения к функциям – закономерный результат эволюции живого. Изучая клетки, ткани, органы необходимо понять: Какое значение имеет та или иная структура? Какие преимущества она дает организму для выживания? Кстати, вопрос об эволюции поднимается лишь в начале 7 класса, что затрудняет использование этого термина для объяснения причин сходства и различий организмов разных царств с точки зрения их происхождения.

Функциональный подход имеет огромное значение в понимании структурной организации живого. Не случайно в биологии употребляется термин “структурно-функциональная организация”. Изучаемые в биологии объекты являются функциональными элементами более сложных систем. А знание функций отдельных частей позволяет определить их взаимосвязи и отношения с другими элементами (т.е. структуру), понять их интеграцию в системное целое? Следовательно, раздельное изучение строения и функций находится в противоречии с их органическим единством.

Решить эту проблему можно следующим образом: перенести материал о строении тканей и органов в соответствующие темы раздела “Жизнедеятельность”. Кстати, именно так поступил автор учебника в отношении систем органов животных. В тему “Почвенное питание растений” целесообразно ввести сведения о строении корня, а строение листа рассмотреть в связи с воздушным питанием и фотосинтезом; стебель изучить в темах: “Транспорт веществ у растений” и “Опора растений”; почку как зачаточный побег в теме “Рост”, а семя как зародышевую стадию в “Развитии растений”; видоизмененные побеги-цветки и шишки в теме “Полевое размножение растений”, а подземные побеги – в бесполом размножении. Аналогичным образом разместить материал о строении тканей в соответствии с их функциями.

Такое перераспределение учебного материала позволит не только отработать взаимосвязь строения и функций, но и рассмотреть процессы жизнедеятельности на разных уровнях организации живого. Например, увеличение поверхности всасывания минеральных веществ из почвы достигается на клеточном и тканевом уровне за счет образования корневых волосков в зоне всасывания и на органном уровне – в результате развития корневых систем стержневого и мочковатого типа, а приспособление к фотосинтезу можно проследить, начиная с молекулярного уровня: хлорофилл —> хлоропласты —> ассимиляционная ткань —> лист —> листовая мозаика. В результате такого расположения учебного материала учащиеся успешно справляются с заданиями на установление связи строения органа с его функциями.

В разделе “Строение организмов” остается материал, иллюстрирующий главную тему курса - отличительные признаки живого организма. Это сведения о химическом составе живого, клеточном строении организмов. Понятия о тканях, органах и системах вводятся на нескольких примерах и не изучаются детально, а рассматриваются как результат разделения функций (специализации) в сложных многоклеточных организмах, как доказательство многоуровневой организации живой материи в отличии от неживой.

Подробное же изучение клетки в этом разделе преследует несколько целей. Выявление сходства в строении клеток организмов разных царств свидетельствует о единстве живой природы, родстве, а различия – об эволюции органического мира в разных направлениях. Кроме того, ознакомление учащихся с ролью органоидов в дыхании (митохондрии), питании (лизосомы, хлоропласты), передвижение и др. процессах позволяет представить клетку не только как единицу строения, но и единицу жизнедеятельности, как наименьшую живую частицу организма, обладающую всеми жизненными свойствами. Определенный урок в связи с этим посвящен размножению клеток. Таким образом, раздел “Строение организмов” раскрывает не только отличительные особенности химического состава и строения живых организмов, но и отражает все основные положения клеточной теории.

  1. Клетка – структурная и функциональная единица организмов всех царств живой природы, элементарная живая система.
  2. Клетки разных организмов схожи по химическому составу, строению и жизнедеятельности, что доказывает родство всего живого на Земле.
  3. Новые клетки образуются в результате деления исходной.
  4. В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы и образуют ткани, органы и системы органов.

Многоклеточный организм – это система взаимодействующих клеток, утративших свою самостоятельность в отличие от одноклеточных.

Предложенные изменения позволяют максимально реализовать возможности курса с сохранением принципов научности и доступности учебного материала.

Строение живых организмов (21ч.)

  1. Отличительные признаки живых организмов.
  2. Многообразие живого на Земле.
  3. Химический состав живого. Лабораторная работа: “Состав семян”.
  4. Биологические функции веществ.
  5. Клетка – единица строения всего живого. Лабораторная работа: “Клеточное строение растений и животных”.
  6. Строение растительной клетки. Лабораторная работа: “Хлоропласты в клетках листа элодеи”.
  7. Строение животной клетки. Практическая работа: “Сравнение клеток растений и животных”.
  8. Особенности клеток бактерий и грибов.
  9. Основные функции ядра, оболочки, цитоплазмы и ее органоидов. Клетка – наименьшая живая частица организма.
  10. Размножение клеток, его значение.
  11. Обобщение знаний по клетке.
  12. Проверочная работа по клетке.
  13. Коррекция знаний по клетке. Вирусы – неклеточная форма жизни.
  14. Ткани растений, их функции.
  15. Ткани животных, их функции.
  16. Органы растений. Лабораторная работа: “Органы цветкового растения”.
  17. Функции вегетативных и репродуктивных органов.
  18. Системы органов животных.
  19. Организм как единое целое.
  20. Обобщение знаний по разделу: Строение организмов.
  21. Контрольная работа: Строение организмов.

Жизнедеятельность организмов (36ч.)

  1. Почвенное питание растений. Лабораторная работа: Типы корневых систем.
  2. Внутреннее строение корня в связи с выполняемой функцией.
  3. Воздушное питание растений. Фотосинтез.
  4. Лабораторная работа: Строение листа, его связь с фотосинтезом.
  5. Автотрофы и гетеротрофы. Питание животных, пищеварение.
  6. Питание грибов и бактерий.
  7. Дыхание, его значение. Практическая работа: “Сравнение дыхания и фотосинтеза”.
  8. Типы дыхания у животных. Дыхание растений.
  9. Промежуточный контроль знаний, по темам: “Дыхание” и “Питание”.
  10. Передвижение веществ у растений.
  11. Лабораторная работа: “Строение стебля”.
  12. Передвижение веществ у животных. Кровь и кровеносная система.
  13. Выделение, его значение.
  14. Обмен веществ и превращение энергии.
  15. Обобщение знаний по темам: Питание. Дыхание. Транспорт веществ. Выделение. Их связь с обменом веществ.
  16. Проверочная работа по обмену веществ.
  17. Скелет – опора организма (на примере животных).
  18. Скелет растений на примере разных органов.
  19. Движение организмов.
  20. Регуляция и координация функций в организме. Типы регуляции.
  21. Строение нервной система. Рефлексы.
  22. Химическая регуляция функций у растений и животных.
  23. Промежуточный контроль знаний по темам: Опора. Движение. Регуляция.
  24. Размножение, его значение. Способы.
  25. Формы бесполого размножения. Лабораторная работа: “Видоизмененные подземные побеги”.
  26. Половое размножение животных. Оплодотворение.
  27. Половое размножение растений. Лабораторная работа: “Строение цветка и шишек”.
  28. Двойное оплодотворение у цветковых и образование семени и плода.
  29. Развитие растений. Лабораторная работа: “Строение семян двудольных и однодольных растений”.
  30. Рост растений, его регуляция. Лабораторная работа: “Почка – зачаточный побег”.
  31. Практическая работа: “Определение возраста по годичным кольцам”. Рост растений в толщину.
  32. Рост и развитие животных.
  33. Практическая работа: “Вегетативное и семенное размножение растений”.
  34. Обобщение знаний по темам: Размножение. Рост и развитие.
  35. Проверочная работа по темам.
  36. Обобщающий урок: Жизнедеятельность организма. Практическая работа: “Связь строения и функций на примере стебля”.

Организм и среда (7ч.)

  1. Среда обитания. Экологические факторы.
  2. Факторы неживой природы.
  3. Факторы живой природы.
  4. Природные сообщества.
  5. Круговорот веществ и цепи питания.
  6. Обобщение знаний по теме: Организм и среда.
  7. Контрольная работа по теме.
  8. Повторение.
  9. Тестирование итоговое.
  10. Резервное время.