Открытый урок для 2-х классов по теме: "Порядок действий. Алгоритм"

Разделы: Информатика


Цели урока:

1. Напомнить о порядке перехода через улицу.
2. Напомнить о режиме дня.
3. Сформировать понятие алгоритма.
4. Рассказать об алгоритмах, с которыми учащиеся встречаются ежедневно.
5. Выяснить, как выполняются алгоритмы.
6. Сформировать понятие о “правильных” и “неправильных” алгоритмах.
7. Показать как алгоритм исполняет компьютер.

ХОД УРОКА

На доске не записана тема урока.

На парте лежат пеналы с карандашами, линейкой и ручкой.

I. Начало урока

Ребята рассказывают стихотворение Э. Успенского

Всё в порядке

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам приходил бегемот?
- Нет.
- Может быть дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
- Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.

О чём оно?

О ПОРЯДКЕ.

Как должно быть на вашем рабочем столе? ПОРЯДОК.

Вывешиваем первое слово

“ПОРЯДОК”.

Скажите, а что изменится в понятии порядка, если добавить ещё одно слово:

“ДЕЙСТВИЙ”.

Правильно! Теперь мы должны подчинить свои действия единому порядку.

Скажите, а когда важно соблюдать порядок действий?

  • Светофор – переход улицы.
  • Режим дня – сохранение и укрепление здоровья.
  • Решение примеров – получение правильного результата.

Открываем тетради и начинаем писать число и тему урока “Порядок действий”:

Задание 1. Запиши в конце линии ту букву, которая стоит в начале.

Какое слово получилось? _____

АЛГОРИТМ

Задание № 2. Пронумеруй действия в нужном порядке.

Как называется такой порядок действий?

РЕЖИМ ДНЯ.

А что произойдёт, если изменить порядок действий?

Задание № 3. Пронумеруй действия мальчика в правильном порядке.

А кто его соблюдает?

Приложение 1.

Какие моменты можно включить в этот режим дня?

Задание № 4. Чтобы выполнить эти действия, необходимо вспомнить:

Как найти адрес клетки В1?

Выполни действия:

  • Закрась клетку В1.
  • Закрась клетки Б2, Г2.
  • Закрась клетки А3, Д3.
  • Закрась клетки Б4, Г4.
  • Закрась клетку В5.
 

А

Б

В

Г

Д

1          
2          
3          
4          
5          

Какой объект у вас получился? КВАДРАТ, РОМБ. У кого не получилось?

ВЫВОД 1: Порядок действий нужен для того, чтобы, следуя ему, получить желаемый результат.

  • Режим дня нужен, чтобы быть здоровым.
  • Последовательно закрашенные квадратики помогли получить геометрический объект – квадрат, ромб.

Вводим понятие алгоритм – последовательность действий, приводящих к желаемому результату. Рассказ, откуда появилось слово АЛГОРИТМ.

Происхождение слова “Алгоритм” связано с именем великого математика МУХАММЕДА-аль-ХОРЕЗМИ. ( МУХАММЕДА ИЗ ХОРЕЗМА) Основной период его творчества приходится на первую половину IX века нашей эры и связан с Багдадом, крупным научным центром Востока. Этот учёный написал книгу по математике, в которой изложил правила выполнения четырёх арифметических действий над многозначными числами. Этим учебником люди пользовались несколько столетий. В переводе на латынь, имя автора писали как Алгоритми. Ссылаясь на его труды, говорили: “Так сказал Алгоритми…” Со временем, способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.

Рассмотрим алгоритм загрузки программы RIVER.

* Загрузить программу.
* Включить компьютер.
* Найти папку ROBOT.
* Нажать на ярлык “Мой компьютер”.
* Нажать на ярлык “Диск С::”.

Выполнить такой алгоритм можно?

Нет. Почему? Обоснуйте ответ.

Составьте правильный алгоритм

Садимся за компьютер.

Загружаем программу RIVER. Перевозим волка, козу и капусту. Правила работы с программой указаны нажатием клавиши F1.

После успешной работы учащиеся садятся на свои рабочие места и делают пальминг для глаз. Звучит спокойная музыка с журчанием ручья или пеним птиц.

Задание № 5. Помоги девочке добраться домой - укажи путь стрелками.

Приложение 2.

Загружаем графический редактор PAINT.

Алгоритм загрузки этой программы.

  • Пуск.
  • Программы.
  • Стандартные.
  • Графический редактор PAINT.

Рисуем ВИНОГРАД.

Виноградная гроздь

Нарисуйте виноградную гроздь, используя метод последовательного укрупнения фрагмента.

Алгоритм рисования виноградной грозди

1. Выбрать в палитре цвет для контура ягоды.
2. Инструментом Эллипс нарисовать контур ягоды.
3. Выбрать в палитре более светлый оттенок того же цвета для внутреннего заполнения ягоды.
4. Инструментом Заливка закрасить внутреннюю область ягоды.
5. Скопировать ягоду.
6. Используя копию ягоды, составить укрупненный объект из нескольких ягод (фрагмент грозди), как показано на рисунке.
7. Из укрупненных фрагментов составить виноградную гроздь.
8. Нарисовать виноградный лист.
9. Сделать копию листа.
10. Отразить полученную копию слева направо.
11. Присоединить листья к виноградной грозди.

Конец алгоритма

Обобщаем материал урока и отмечаем особо отличившихся учащихся, активно участвующих в уроке.

Урок окончен.