Тема урока: "Углеводы. Глюкоза, строение, свойства, применение"

Разделы: Химия


1.Образовательные задачи: продолжить формирование понятия “функциональная группа”, закрепление умения писать реакции, характеризующие окислительные и восстановительные свойства многоатомных спиртов.

2.Воспитательные задачи: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

3.Задачи развития учащихся: развитие познавательных интересов, выработка умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые свойства, преодолевать трудности в учении.

Наглядность и оборудование: таблица №1 “Содержание некоторых жизненно важных веществ и энергетическая ценность пищевых продуктов (на 100 г. продукта)”; таблица №2 “Идентификация органических веществ”; схема 1 “Классификация углеводов”; схема 2 “Циклическое строение глюкозы”; портреты ученых химиков; информационные таблицы.

На столах учащихся лотки для выполнения лабораторных опытов, имеются следующие реактивы: кристаллическая глюкоза, раствор глюкозы, лакмус, раствор МаОН, раствор СиSO4, Аg2О в аммиачном растворе; химическая посуда, спиртовка.

ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя:

“Белки, жиры и углеводы,
Пройдут века, эпохи, годы,
К вам мы прикованы на век,
Без вас немыслим человек”.

Углеводы... А это те самые сладости, которые вы так любите, (фрукты, торты, конфеты, варенье, шоколад и т.д., особенно много углеводов содержит виноград). Углеводы жизненно важные вещества, которые необходимы каждому организму. Эти вещества расходуются, и человек должен постоянно пополнять их запасы. Понятно, что вещества, входящие в состав тканей организма, не похожие на те, которые он употребляет в пищу. Организм человека перерабатывает пищевые продукты и в процессе своей жизнедеятельности постоянно расходует энергию, которая, как мы знаем, выделяется при окислении в тканях организма, углеводы входят в состав нуклеиновых кислот, осуществляющих биосинтез белка и передачу наследственных признаков.

- Обратим внимание на табл. 1. Какие вещества содержат и богаты углеводами?
Ответ и вывод ученика: Углеводы - обширный класс природных соединений.

- Обратимся к схеме 1. “Классификация углеводов”. Обратите внимание на происхождение названий. (Прослеживаем аналогию названий с предельными углеводородами: гексоза, пентоза...).

Углеводы часто называют сахаристыми веществами или сахарами. Они могут быть безвкусными, сладкими и горькими.

Историческая справка (готовит ученик).

  1. Углеводы используются с глубокой древности - самым первым углеводом (точнее смесью углеводов), с которой познакомился человек, был мёд.
  2. Родиной сахарного тростника является северо-западная Индия-Бенгалия. Европейцы познакомились с тростниковым сахаром благодаря походам Александра
    Македонского в 327 г. до н.э.
  3. Свекловичный сахар в чистом виде был открыт лишь в 1747 г. немецким химиком А. Маргграфом.
  1. Крахмал был известен ещё древним грекам.
  2. Целлюлоза, как составная часть древесины, используется с глубокой древности.

6.Термин слова “сладкий” и окончание —оза- для сахаристых веществ было
предложено французским химиком Ж. Дюла в 1838 г.

Исторически сладость была главным признаком, по которому то или иное вещество относили к углеводам.

  1. В 1811 г. русский химик Кирхгоф впервые получил глюкозу гидролизом крахмала, а впервые правильную эмпирическую формулу глюкозы предложил шведский
    химик Я. Берцемус в 1837 г. С6Н12О6
  2. Синтез углеводов из формальдегида в присутствии Са(ОН)2 был произведён
    А.М. Бутлеровым в 1861 г.

Вопрос: Глядя на формулы углеводов (схема 1) ответьте - одинаково ли соотношение Н2 и О2 в углеводах и воде?

Ответ: 2:1

На основе этой аналогии русский химик К. Шмидт в 1844 г. предложил термин углевода (углерод и вода), а общая формула углеводов Сn2 О)

Вопрос: Итак, важнейшим представителем моносахаридов является глюкоза. Мы встречались с вами с этим веществом при изучении каких тем в курсе химии? Биологии?

Ответ: химия — альдегиды, спирты.

биология - фотосинтез, строение клетки и д.р.

- Где встречается глюкоза в природе? Организме человека?

- Вспомните, какими способами можно получить глюкозу (Ответ и запись уравнений реакций на доске).

Реакция фотосинтеза.

6СО2 + Н2О хлорофилл С6Н12О6 + 6О2 +Q

Реакция полимеризации.

Гидролиз крахмала (уравнение записывает учитель).

Вопрос: У вас в лотках кристаллическое вещество глюкоза и раствор глюкозы. Охарактеризуйте физические свойства глюкозы, (бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворимо в воде, сладкое на вкус, температура плавления 146 С.).

Учитель: Относительная сладость сахара = 1, глюкозы = 0,7.

Молекулярная формула глюкозы С6Н12О6 показывает, что в молекуле должны быть кислородосодержащие, функциональные группы. Прежде чем перейти к строению молекулы, мы с вами проведём лабораторные опыты.

Лабораторные опыты.

Задание 1. Испытайте раствор глюкозы на кислотные свойства лакмусом.

- Результат отрицательный.

Задание 2. Вопрос. - Как опытным путём доказать, что выданное вам вещество - глицерин.

Ответ. Растворяется с раствором Сn(ОН)2 .

Проделайте подобный опыт с раствором глюкозы. Сделайте на основании наблюдений вывод.

Ответ. Вывод: раствор глюкозы приобретает ярко-синее окрашивание подобно тому, как это происходит с глицерином, следовательно, в молекуле глюкозы много спиртовых групп.

Задание 3. Подогрейте полученный ярко-синий раствор. Что наблюдаете?

Ответ. Вывод: при нагревании ярко-синего раствора, мы получили красный осадок, это доказывает наличие альдегидной группы.

Учитель: Сделаем предположение, что в молекуле 1 альдегидная группа, то спиртовых соответственно будет 5. О наличии 5-и гидроксильных групп подтверждает сложный эфир глюкозы, содержащий 5 остатков уксусной кислоты и экспериментально доказывает что все атомы С связаны между собой в прямую цепь. Запишем формулу, выражающую глюкозы:

Установлено, что у третьего атома С группа - ОН расположена иначе, чем у других атомов С и распространённое строение глюкозы выглядит так:

Вывод: таким образом глюкоза - альдегидоспирт, точнее - многоатомный альдегидоспирт.

Установлено, что в растворе глюкозы находится не только её альдегидная форма; но и молекулы циклического строения (см. схема 2),

Превращение молекулы линейного строения в молекулу циклического строения объяснимо, если вспомнить что атомы С могут вращаться вокруг сигма-связей. Альдегидная группа может приблизиться к спиртовой группе 5-го атома С, поскольку атом О2 карбонильной группы несёт на себе частичный - заряд, а атом Н2 спиртовой группы - частично + заряд.

Осуществляется своеобразный химический процесс: происходит разрыв ?-связи карбонильной труппы, к атому О2 присоединяется атом Н25 а атом О2 спиртовой группы с атомом С замыкают цепь. Циклические формы находятся в равновесии, превращаясь ? и ? форму. Таким образом, в водном растворе глюкозы находятся три изомерные формы. Молекула кристаллической глюкозы -а - форма, при растворении в воде - открытая форма, а затем снова циклическая ? -форма. Такая изомерия называется динамической (таутомерия),

- Работа с учебником. Познакомимся с изомером глюкозы - фруктозой. Стр. 127.

(Учащиеся читают абзац, записывают формулу, делают вывод).

- Выяснив строение глюкозы, вернёмся к проделанным лабораторным опытам иопределим некоторые химические свойства. (Учащиеся пользуются таблицей №2).

- Учащиеся делают обоснование и записывают уравнение реакций:

1).

2) Лабораторный опыт.

Вопрос. - Докажите наличие альдегидной группы ещё одним опытом (реакция “Серебряного зеркала”) запишите уравнение реакции:

img6.jpg (6680 bytes)

3). Альдегидная группа может быть восстановлена в спиртовую действием Н2 в присутствии катализатора (реакция ?-связь).

Вопрос: - Какой спирт образовался?

Ответ: Шестиатомный.

Реакции обусловленные наличием в молекуле гидроксильных групп - это:

взаимодействие с карбоновыми кислотами, образуются сложные эфиры;

взаимодействие с гидроксидом меди (II), образуется алкоголят меди (II).

(Уравнения реакции не записываем).

Специфические свойства.

Большое значение имеют процессы брожения глюкозы, происходящие под действием органических катализаторов-ферментов (они вырабатываются микроорганизмами).

- Предлагаем учащимся записать уравнение реакции:

а) спиртовое брожение (под действием дрожжей).

б) молочнокислое брожение (под действием молочнокислых бактерий).

(уравнение записывается с помощью учителя).

в) маслянокислое брожение.

Биологическое значение глюкозы, её применение (сообщение ученика).

Информация учебника (с. 128) + дополнительный материал

Глюкоза - необходимый компонент пищи, один из главных участников обмена веществ в организме, очень питательна и легко усваивается. При её окислении выделяется больше трети используемой в организме энергий ресурс - жиры, но роль жиров и глюкозы в энергетике разных органов различна. Сердце в качестве топлива используется жирные кислоты. Скелетным мышцам глюкоза нужна для “запуска”, а вот нервные клетки, в том числе и клетки головного мозга работают только на глюкозе. Их потребность составляет 20-30% вырабатываемой энергии. Нервным клеткам энергия нужна каждую секунду, а глюкозу организм получает при приёме пищи (+ другая информация + таблица №1).

Вывод по уроку делает учитель совместно с учащимися

(вопросы учебника 1-7 устно с. 137)

Домашнее задание с. 125-129.

Записать химические свойства рибозы, если известно, что она, как и глюкоза альдегидоспирт, имеет подобное строение молекулы и свойства.

Приложения

Оформление доски 1, 2, 3, 4

Схема 1

Схема 2

Таблица 1

Таблица 2