Работа в группах в начальной школе на уроках развивающего обучения

Разделы: Начальная школа


Первое сентября. Первый звонок для тех, кто переступил порог школы в первый раз. Сколько радости, надежд, волнения в глазах детей. Школа для них в эту минуту – дом, в котором можно узнать что-то новое, обрести друзей, самоутвердиться в этой жизни. Это – первая ступень взросления. Для учителей и родителей, конечно же, не новым является тот факт, что у детей наступает очень трудный период в их жизни. Каждый ребенок должен пройти путь адаптации в школе, привыкнуть к новому детскому коллективу, новому режиму дня, стать более самостоятельным, ответственным. И когда в конце первого месяца обучения я подвожу итог первой ступени адаптационного периода, то результат не всегда превосходит ожидания. Не все дети справляются с этой задачей. И тогда на помощь должны прийти взрослые и, прежде всех, учитель.

Я всегда задаю себе вопрос, а как сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, свободно в классе, мог оценить свои возможности, преодолев страх, отвечая учителю, а самое главное – научился свободно мыслить?

Опробовав многие методы работы с детьми в адаптационный период. Я остановилась на групповой работе на уроках, которая играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе.

Методика групповой работы вводится уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки ручного труда, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, им предлагается разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Дается задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе. Например, на уроке ручного труда работа с пластилином, тема “8 вишенок”. Сначала каждый делает свою вишню, а потом еще 4 всей группой. Перед началом работы с детьми оговариваются правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинается работа по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.

И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.

После этого, как группы сформированы, создается устав и условные обозначения, которые должны помочь в совместной работе.

Примерный устав:

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!

Ребята сами предлагают условные знаки и рисуют их.

Например:

– прошу тишины,
– спасите,
– запутались,
– просим помощи,
! – эврика.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя. Приведу пример работы в группах на уроке чтения. Тема: “Анализ отрывка из стихотворения А.С. Пушкина “Осень”. До этого этот отрывок разбирался на уроке словесности по теме: “Глаголы с возвратным значением”.

На уроке чтения он разбирается как литературное произведение. Сначала предлагается еще раз прочитать стихотворение про себя. Дается первое задание по группам:

– Что помогает автору создавать стихи? (Обстановка, воспоминания, воображение, сравнение)

– Найти описание этих помощников.

Задание по группам I, II – обстановка, III – воспоминания, IV – воображение, V – сравнение.

– После этого каждая группа зачитывает ответ. А все вместе обсуждаем его правильность.

– Стихи рождаются сразу? (Нет, проходит этап предварительной, умственной работы)

Каждая группа ищет отрывок, в котором описывается эта работа, но передать его надо своими словами. А потом зачитывается отрывок каждой группы. На эту работу дается пять минут.

– Вы говорили о том, что автору помогают в создании стихов воспоминания. Кого вспоминает Пушкин? (Друзей, учителей)

– Найти и зачитать это место.

– Мы с вами читали о друзьях Александра Сергеевича. Составьте маленький рассказ о том, кто это мог быть. По выбору.

На доске запись: Державин, Баратынский, Крылов.

После подготовки – защита ответа каждой группы.

– С чем и кем сравнивает автор свои мысли? (с матросами, плывущим кораблем).

– Когда вы читали стихи, что рисовало ваше воображение? (выслушав ответы, детям предлагается по группам выбрать свою картину, которую бы они нарисовали после чтения стихов).

Зачитывается стих в группах. Дается время на рисунок.

Заключение урока: конкурс чтецов и группового рисунка.