Разновозрастные отряды — модель самоуправления в школе

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Работа РВО (разновозрастных отрядов) является моделью самоуправления в школе.

Цель работы РВО: развитие творческих способностей личности в условиях дружеской, комфортной атмосферы, союза детей и взрослых.

Для этого используются следующие подходы:

  • РВО формируется исключительно на принципах добровольности.разновозрастный принцип позволяет объединить интересы десяти- и шестнадцатилетних, поскольку творческие задачи легче всего решать совместно, объединенными усилиями ребят всех возрастов.
  • налицо воспитательное влияние старших на младших, т.к. младшие проходят процесс обучения значительно быстрее и качественнее под руководством старших ребят.
  • принципы равноправия и творчества благотворно способствуют внутреннему раскрепощению ребят в отрядах, поскольку устоявшиеся формы, традиционность и формализм совершенно не присущи отрядному движению.
  • отрядов много, и выбор, в каком из них жить и работать, принадлежит самому ученику.

Важно, что ребята, которые иногда не могут реализовать себя в учебе и общении в классе, чувствуют себя в отряде хорошо и уверенно. Школьная воспитательная система сориентирована на общечеловеческие ценности, коллективно организованную, творческую и социально значимую деятельность.

Культивирование человечности в разных видах деятельности помогает переходу от объективного познания к субъектно-личностному изучению деятельности. Это значит – педагогически осмыслить деятельность как способ взаимодействия, общения личности с миром. Обратимся к основным компонентам деятельности, которые включены в воспитательную систему нашей школы. Это – игра, учение, труд.

Цель и смысл игры – в ней самой. Воспитательный потенциал игры зависит от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в сюжетах игры, от того, каким героям подражают дети, тем, что обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного достижения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения в процессе достижения успеха, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.

При использовании игрового метода в организации любой деятельности педагог реализует определенную сверхзадачу. Происходит постановка мотивов: дети начинают действовать из желания играть, получать удовольствие, результатом оказываются вещественные продукты труда, художественное творчество, новые знания. Игра выступает как эмоциональный стимул – средство решения новой воспитательной задачи. Чтобы расширить кругозор учащихся, можно провести серию бесед, а можно использовать игровую форму: вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир любознательных, путешествие в страну книг.

Отряды, являясь самостоятельной воспитательной подсистемой, в то же время широко контактируют с другими структурами и компонентами воспитательной системы школы через:

  • участие в совместных общешкольных делах,
  • активное участие одних и тех же детей в подготовке и проведении дел класса и школы,
  • перенесение учащимися “эталона” общения между сверстниками и учителями из отряда в класс.

Работа РВО строится по следующим направлениям:

  • удовлетворение возрастных потребностей в общении,
  • развитие общей культуры,
  • реабилитация личности в отрядных условиях,
  • развитие творческих способностей детей,
  • отношение взрослый – младший,
  • повышение личной самостоятельности,
  • -перенос опыта общения в классы.

Существуют два пути прихода ребенка в отряд. Для младших школьников (5–7 класс) и для старшеклассников (10 кл.), ранее не обучавшихся в нашей школе.

Первый путь. 5–7-классник приходит в отряд, как правило, под влиянием своих старших братьев и сестер, или с подачи классного руководителя, который рассказывает в классе об РВО, или по какой-нибудь другой причине. Первое, что ему бросается в глаза, это то, что в отряде есть дети и его возраста, и старшие, вплоть до 17-летних. Он сразу включается в жизнь своего отряда. Что он видит: все вопросы и проблемы отряд решает сам, отряд – самоуправляемая единица. Есть руководитель отряда, но он равен всем, он более опытен, больше знает и умеет, но все это не давит на 5-классника. Ребенок не чувствует дискомфорта. Пусть он младший, но он равный среди равных. Начинается поиск своего места в отряде, и здесь ему оказывают помощь более старшие и опытные товарищи. На данном этапе, в основном, он несет исполнительные функции, но сам факт его участия в жизни отряда уже заставляет ребенка считать себя личностью, он пробуждается к активной деятельности, хотя является лишь наблюдателем. В этот же момент он получает свои первые поручения (идущие не от руководителя отряда, а от других детей или командира). Начинается процесс приобщения к самоуправлению. Начинает вырабатываться чувство ответственности перед собой и другими. Несколько иным путем приходят в отряды десятиклассники.

В сентябре текущего года проводится традиционное отрядное мероприятие (первое в учебном году). Проведение отрядных сборов за пределами школы (выезд за город). Десятиклассники, ранее не обучавшиеся в школе, в полном составе приглашаются на такой выезд. Часть из них, под влиянием своих друзей, уже пополняет отряды, остальные выезжают отдельным отрядом. Посмотрев, что такое отряды, что из себя представляет отрядное движение, они решают, стоит им принимать в нем участие в дальнейшем, или нет, т.е. в принципе они – те же наблюдатели.

1. Участвуя в работе отряда и наблюдая за деятельностью других, ребенок получает первое ответственное поручение, требующее реализации творческих способностей (сконструировать самостоятельно маску для выступления на сцене). Маска может понравиться, а может не понравиться, но никто над ним не будет смеяться, никто не упрекнет, наоборот, постараются подсказать, помочь, исправить сделанное. Важен психологический комфорт.

2. Следующий этап – это самостоятельная творческая разработка или участие в разработке сценария выступления отряда на сцене. Уровень ответственности повышается. После дела – участие в анализе и попытка самоанализа собственной деятельности. На самом деле отряд все решает сам, и ребенок принимает в этом непосредственное участие. Кстати, часть учащихся в дальнейшем остается на данном уровне. Как правило, это хорошие исполнители с определенными творческими задатками.

3. По мере накопления опыта работы в отрядах ребенок поднимается на следующую ступеньку. Его деятельность принимает все более творческий характер и способствует проявлению задатков организатора, соответственно повышается и уровень ответственности и за себя, и за других. Например, самостоятельная разработка сценария отрядного выступления, подмена командира отряда (при необходимости), ведения отрядного сбора. Иногда приходится принимать самостоятельные управленческие решения (пока на отрядном уровне). Как правило, это под силу старшеклассникам (9, 10, 11 кл.), но иногда это может быть 7 или 8-классник. Вроде бы решение принимается коллективно после совместного обсуждения, но ответственность лежит на конкретном человеке, с него спрос.

4. Следующая ступенька – командир отряда, лицо, облеченное властью и ответственностью, общим доверием всех членов отряда. Это уже серьезно, это уже управление людьми, коллективом. Командиром отряда может быть далеко не каждый. В данном случае необходимы задатки как формального, так и неформального лидера, способности повести людей за собой и бесконечная ответственность за все.Командир отряда должен обладать еще целым рядом качеств. Он представляет свой отряд на сборе командиров, а значит, должен уметь отстоять решение своего отряда перед другими командирами, иногда проявить свою волю и характер. При этом он должен, в случае необходимости, уметь идти на компромисс, а затем доказать отряду, что это было необходимо. Он учит великому умению общения.

Самое главное, что на всех этапах работы в отрядах постепенно ребенок чувствует свою значимость, ощущает себя личностью, причем личностью во многом равной взрослым, ибо ему доверяют. Элемент доверия является важнейшей частью самоуправления.

Каждый отряд имеет руководителя из числа учителей школы или выпускников. Их задачей является забота о жизни и здоровье детей, творческая помощь и товарищеская поддержка, создание атмосферы, в которой каждый чувствует себя комфортно.

Главным органом управления отрядов является Совет командиров, состоящий из командиров отрядов, руководителей и директора школы. Совет возглавляет руководитель отрядного движения.

Особо следует сказать о том, что принадлежность к отрядам – признак определенной элитности, на которую не влияют ни твои учебные успехи, ни какие-либо внешние факторы.

Отряды являются и школой воспитания руководителя нового типа, истинно демократического.

Командиры отрядов проходят такую школу, к ним настолько высокие требования, как со стороны ребят, так и со стороны руководителей, что они уже в школьном возрасте приобретают навыки, которые в обычной жизни возможны лишь у 25-летнего человека.

Безусловным достоинством отрядов является и участие в их работе ярких и одаренных учителей, для которых работа руководителя отряда не докучливая обязанность, а внутренняя потребность, творческий поиск, самовыражение.

В отрядах разработан Устав, включающий Законы РВО, которые корректируются на Общем собрании всех отрядов. В 2002–2003 учебном году деятельность разновозрастных отрядов школы представлена на Всероссийской научно-практической конференции.

В отрядах разработан Устав, включающий Законы РВО, которые каждый год обсуждаются отрядниками, вносятся коррективы на общем собрании всех отрядников.

Все работа РВО строится, исходя из принципов КТД( коллективно творческое дело), где весьма важная и существенная роль принадлежит руководителю отряда и совету командиров.

Руководитель при подготовке и проведении конкретного дела выступает в качестве:

  • координатора,
  • творческого руководителя.

При этом он организует творчество детей в отряде, признает за ребенком право на ошибку, заботится о каждом, передает свой творческий и организаторский опыт.

Совет командиров выступает в качестве регулирующего органа, генератора новых идей, подводит итоги проделанной работы, выделяет основные проблемы, пути, методы разрешения которых отдаются отрядам.

I. Коллективное продумывание дела (каждый должен высказать свое мнение).

Вопрос для всех:

  1. Что мы хотим (увидеть новое, померяться силами, повеселиться и т.д.).
  2. Каким по характеру будет дело (спортивное, трудовое, познавательное, художественно-эстетическое).
  3. Кто будет делать?
  4. Для кого будем делать?

Каким образом этого достичь:

  1. мозговая атака всего отряда,
  2. обсуждение по кругу,
  3. разбивка по группам, обсуждение мнений групп,
  4. анкетирование, анализ инициативной группы, обсуждение.

II. Коллективная разработка дела.

1. Из каких частей будет состоять дело (его структура).

  • разбивка,
  • выдача заданий,
  • подготовка,
  • показ результата,
  • награждение.

2. Его композиция, оформление (Что нам нужно сделать, чтобы дело прошло хорошо?).

  • написать сценарий,
  • оформить помещение,
  • пригласить гостей или интересных собеседников,
  • приготовить призы и подарки,
  • придумать задания или конкурсы.

3. Кто будет отвечать за конкретный этап дела?

  • совет дела – инициативная группа.
  • творческие группы.

III. Коллективное проведение дела.

Чувство сопричастности каждого в этом деле.

IV. Коллективный анализ дела (услышать мнение каждого).

  1. Достигли ли мы того результата, который предполагали в начале дела?
  2. Кто, что нам помогал (помогало) достичь данного результата? Как ты участвовал в деле?
  3. Кто, что нам помешал (помешало) достичь такого результата?
  4. Изменились ли мы после сделанного дела?

Как?

  • обсуждение по кругу,
  • анкетирование и обсуждение наиболее важных вопросов,
  • обсуждение по группам – общий сбор.

Традиции.

Среди разнообразных по форме и содержанию дел стали традиционными: однодневный выездной сбор на озере Смолино, Новогодняя ночь, Ярмарка, трехдневный сбор на озере Акакуль.

Акакуль – заветное слово для каждого отрядника. Праздник, который ежегодно проводится ребятами РВО в одном из живописных мест нашей области, на базе отдыха у озера Акакуль. В окружении чудесной пробуждающейся весенней природы ребята проводят трехдневные сборы, кульминацией которых является прощальный костер для выпускников. Каждый ребенок приобщается к святому таинству прощания выпускников со школой, школьными друзьями, учителями. Прожив три дня единой дружной семьей, ребята становятся друг другу по-настоящему родными. Дни заполняют неповторимые театральные экспромты, новые изобретенные детьми веселые игры. Праздничность сборов подчеркивается проводимыми ребятами Малыми олимпийскими играми. Фактически каждая минута для ребенка наполнена творчеством, активной эмоциональной деятельностью. Все три дня пролетают на едином дыхании. При отъезде с берегов гостеприимного озера сердца детей замирают в ожидании следующего года, новой весны, нового Акакуля.

Школа – страна детства, а детство неотделимо от сказки. И в нашей школе есть своя сказка, свой сказочный праздник – волшебная новогодняя ночь.

Мир сказочных превращений начинается с преображения школы – учреждения для занятий – в сказочный ночной замок с кипучей деятельностью его обитателей. И обычный кабинет директора вдруг превращается в обитель доброй феи, одаривающей каждого ребенка своей любовью, вниманием и маленькими чудесными подарками. Так традиционно начинается каждая новогодняя ночь.

Детишки в новогодних костюмах напоминают маленьких парящих эльфов, суетливых гномов, величественных гигантов. Вся ночь – это одно сказочное действо с поочередно выступающими группами отрядов. Игры, шутки, забавы – неотъемлемая часть любого праздника РВО, но в новогоднюю ночь их особенно много. Удивительно то, что дети совершенно не чувствуют утомленности, находясь в деятельности почти 12 часов ночного времени. Заранее подготовленные выступления и поздравления чередуются с танцевальными подвижными играми. Фантастическая ночь завершается поздравлениями Деда Мороза, всегда любимыми детьми новогодними подарками.

Светает... Коридоры затихают. Разбегающиеся дети уносят с собой праздничные атрибуты: костюмы, подарки, новогодние украшения... Как в детской сказке, с первыми лучами солнца волшебство кончилось.

Хотелось бы особо сказать об отношении к отрядам директора и всех учителей. Их доброжелательность, участие в такой форме деятельности создали условия для дальнейшего развития РВО.

Да и учителя преображаются: вместе с учениками придумывают сценки, смеются над шутками и аплодируют до покраснения ладошек.

В результате работы РВО:

  • созданы органы самоуправления (совет командиров, совет дела, совет лидеров, творческие советы);
  • изменены взаимоотношения учеников и учителей (сотворчество, особые отношения на основе доверия);
  • изменена позиция учеников и учителей (учитель – старший друг, помощник, советчик, ученик – самоопределяющаяся личность);

Что же дает ребятам работа в отряде? Во-первых, самостоятельность, во-вторых, чувство равного, атмосфера доброжелательности, в которой самому хочется быть лучше и видеть лучшее в других. Да и учителя преображаются: наравне с учениками придумывают, фантазируют.