Система подготовки к педагогическому совету как одно из условий обеспечения инновационной деятельности

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Необходимость решения новых задач в рамках модернизации российской системы образования определяет актуальность педагогической инноватики. Экспериментальная деятельность является ведущим средством развития образовательного учреждения. С 2003–2004 учебного года МОУ СОШ № 107 г. Челябинска имеет статус муниципальной экспериментальной площадки по теме “Психолого-педагогические условия формирования личности учащегося”, ориентированной на устойчивое развитие, на основе принципов модели “Экология и Диалектика”.

Мы согласны с С.А. Баранниковой в том, что в период освоения педагогическим коллективом нововведений появляется острая нужда в квалифицированных кадрах, способных работать по-новому, имеющих желание самостоятельно и рационально войти в инновационные процессы. [1] Педагогическое содействие состоит в создании условий, благоприятствующих инновационной деятельности и побуждающих субъектов инновации к активизации творческих исследовательских начал. [2]

Мы видим одним из вариантов создания личностно-значимых условий привлечение педагогов к совместной деятельности при подготовке к педагогическому совету. Остановимся подробнее на представлении опыта нашего образовательного учреждения по разработке технологии процесса включения каждого педагога в инновационную деятельность в рамках подготовки к педагогическому совету.

Педагогический совет является важным элементом, направленным на развитие всей школы.

Тематика педагогических советов утверждается на педсовете по планированию в августе, исходя из проблем, выделенных при итоговом анализе в мае предыдущего учебного года. Обычно в нашей школе проходят 5 педагогических советов: в августе по планированию, в ноябре, декабре, марте – тематические, в мае – итоговый (анализ результатов по разрешению проблем). За каждый педагогический совет отвечает одна из кафедр (в нашей школе их 5), заведующий кафедрой и заместитель директора.

Предлагаем материалы педагогического совета “Коллективная творческая деятельность – одно из условий развития личности”. Отметим, что методика КТД (автор И.П. Иванов) является в нашей школе системообразующей. На протяжении многих лет яркие коллективные дела стали частью жизни разновозрастных отрядов, классов и учителей. В новом эксперименте использование технологии КТД рассматривается как одно из условий формирования личности, ориентированной на устойчивое развитие. К тому же возникла необходимость обобщить имеющийся опыт использования этой методики во внеурочное время и предложить возможные схемы реализации КТД при создании психолого-педагогических условий развития личности учащегося (условия определены Программой эксперимента):

  • применение концептуальных подходов модели “Экология и Диалектика”;
  • резонансное управление;
  • приоритетность воспитательной практики;
  • наличие системы научно-педагогической работы;
  • построение траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга (книга “от 7 до 17”).

Тема педсовета: “КТД – одно из условий развития личности”.

Цель педсовета: разработать схему использования технологии КТД при создании условий, направленных на устойчивое развитие личности учащегося, на основе принципов модели “Экология и Диалектика”.

Задачи:

  • Изучить литературу по методике КТД.
  • Совершенствовать технологии КТД в процессе организации и проведения педсовета.
  • Рассмотреть предложения по заполнению страницы классного руководителя в книге “От 7 до 17”.
  • Развить проектные и творческие умения педагогов, учащихся и родителей.
  • Создать методический сборник по итогам педсовета.
  • Выпустить сборник “Приемы использования КТД на уроках и во внеурочное время”.

Ожидаемый результат: создание нового оригинального продукта в виде подробной схемы с описаниями. Эта схема будет значимой в рамках эксперимента не только для педагогов нашей школы, но и всего города.

Ответственные за организацию педсовета: педагоги кафедры предметов группы “А”, Валеева Л.Р., заведующая кафедрой, Широченкова Н.В., заместитель директора по УВР.

Этап

Дата

Мероприятие

Ответственные

1. Подготовительный период 29.11.2004

30.11.2004

3.12.2004

6.12.2004

10.12.2004

14.12.2004

15.12.2004

16.12.2004

17.12.2004

20.12.2004

27.12.2004

1. Совет при директоре “КТД”

2. МС “Технология проведения КТД”

3. НМС “Организация работы кафедры при проведении КТД”.

4. Совет при директоре “Готовность к педсовету”.

5. Заседание кафедры “Применение методики КТД”

6. ОМС “Проект педсовета”. Анкетирование учителей.

7. Встреча с активной группой родителей.

8. Встреча с учениками.

9. Индивидуальные консультации по темам выступлений на педсовете.

10. Совет при директоре “Форма проведения педсовета”.

11. Заседание интегративных проектных групп “Утверждение проекта выступлений на педсовете”.

Кеспикова И.К., директор школы.

Айчувакова Е.Р., заместитель директора по воспитательной работе.

Севрюкова А.А., заместитель директора по НМР.

Широченкова Н.В., заместитель директора по УВР.

Зав. кафедрами

Широченкова Н.В., заместитель директора по УВР.

Алексеева-Соколова Т.А.

Шевчук С.И., педагоги кафедры “А”.

Будницкая З.Г., педагог кафедры “А”

Широченкова Н.В., заместитель директора по УВР; Валеева Л.Р., заведующая кафедрой “А”

Широченкова Н.В., заместитель директора по УВР.

Зав. кафедрами.

2. Проведение 29.12.2004 Педсовет “КТД – одно из условий развития личности” (форма проведения КТД) Широченкова Н.В., заместитель директора по УВР; Валеева Л.Р., заведующая кафедрой “А”
3. Анализ 30.12.2004 Анализ педсовета. Администрация

Итак, мы видим, что подготовка к торжеству идей на педагогическом совете ведется на кафедре в системе. Педагоги обсуждают цели, задачи, вносят предложения по организации и проведению педагогического совета. Задания распределяются согласно принципу интегративно-гуманитарного подхода [3]: личной заинтересованности и личной ответственности согласно принципу “разведения уровней” (уровень “организаторов”, “координаторов”, “проекторов”, “выступающих” и т.д.).

В приведенном примере подчеркнем следующие интересные, на наш взгляд, позиции:

  • участие педагогов в оперативно-методическом совещании “Технология проведения КТД” в виде работы в группах по целеполаганию и планированию педагогического совета;
  • выступления учителей на заседании кафедры “Применение методики КТД” с опытом организации коллективных творческих дел;
  • заседание кафедры по разработке схемы взаимосвязи КТД с каждым из условий эксперимента;
  • выступления педагогов на методическом совещании “Проект педсовета”,. (Представители каждой кафедры имели свое задание: история КТД, ее сущность, обзор литературы и т.д.);
  • работа интегративных проектных групп. Группы сформированы по условиям эксперимента. В каждой участвуют представители всех кафедр с предложениями и формируют общую позицию, затем готовят яркое творческое выступление на педсовете;
  • выступления групп на педсовете;
  • анализ педсовета на кафедре, определение итогов по реализации решений педсовета.

Это одна из схем организации педагогического совета.

Разные педсоветы мы проводим по-разному, но всегда обязательно кафедры “выращивают” учителя, ориентируя его на научный поиск, направленный на реализацию идей современного образования, развитие качеств педагога, способствующих модернизации содержания своей практики посредством критического, творческого ее освоения и применения достижения науки и передового опыта, на обобщение и представление результатов внутри и вне школы.

Анализ первого этапа эксперимента позволяет нам сделать вывод об исключительной роли педагогического совета в повышении мотивации педагогов для участия в инновационной деятельности. Мы можем также с уверенностью сказать, что групповая форма работы педагогов в рамках подготовки к педагогическим советам отвечает современным концепциям развития учителя и является необходимым стратегическим условием для проведения последующих этапов исследования.

Литература.

  1. Баранникова С.А. Управление процессом включения педагогического коллектива в инновационную деятельность (на примере среднего педагогического учебного заведения). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. – М.:Изд-во Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2002.
  2. Сериков Г.Н. Элементы теории системного управления образованием. Ч. 5: Осуществление процесса. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998.
  3. Тарасов Л.В. Экология и Диалектика. – М.: Авангард, 1997.