Программно-методическое сопровождение курса по выбору. 9-й класс. Тема: "Внутренний мир растений"

Разделы: Биология

Класс: 9


Пояснительная записка

Программа занятий по предпрофильной подготовке разработана на основе программы по “ Физиологии растений” для учащихся 9 классов.

Актуальность: этот курс поможет учащимся овладеть более глубокими знаниями о жизни растений, об особенностях строения и физиологии растительной клетки, о воздушном и корневом питании, об особенностях роста и развития растений.

Цель и задачи курса.

  • Углубление и расширение знаний о внутреннем мире растений.
  • Ознакомление с методами и приемами постановки опытов.
  • Освещение вопросов связанных с профессиональной ориентацией учащихся.
  • Изучение вопросов охраны природы.

Образовательные и воспитательные задачи курса.

Изучая теоретический материал и выполняя практические задания, учащиеся должны овладеть знаниями о жизни растений, уметь применять полученные знания на практике при выращивании комнатных растений и проведении сельскохозяйственных работ на участке. Содержание курса позволит учащимся принять правильное решение при выборе профиля в дальнейшем обучении в школе и выборе будущей профессии.

Данный курс позволяет показать современное состояние отраслей связанных с биологией, а также рассмотреть вопросы охраны природы.

Структура курса предусматривает 12 часовую программу.

В курсе предполагается знакомство учащихся с историко-научными сведениями в области физиологии растений, даётся большой объём лабораторных работ с натуральными объектами.

Основные методы работы: поисковая беседа, проведение практических работ.

В результате проведения занятий учащиеся должны:

  1. Характеризовать процессы жизнедеятельности растения как целостного организма.
  2. Знать строение растительной клетки.
  3. Строение тканей, органов, систем органов у растений.
  4. Обосновывать: значение фотосинтеза, роста, дыхания, размножения растений, как основных процессов жизнедеятельности в растительном мире.
  5. Владеть умениями:
  • Работать с лабораторным оборудованием.
  • Готовить микропрепараты растительных клеток.
  • Готовить растворы минеральных удобрений.
  • Применять полученные знания на практике при выращивании культурных растений.

Программа

Введение (1час)

Предмет и задачи физиологии растений. Область применения знаний на практике. Учебные заведения области.

Физиология растительной клетки (4 часа)

История открытия клетки, изучение клеточного строения. Субмикроскопическое строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки.

Лабораторная работа №1 Клеточное строение органов растений.

Лабораторная работа №2. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Лабораторная работа №3. Пассивный транспорт веществ в клетке.

Особенности питания дыхания, размножения и роста растений (6 часов)

Автотрофное питание растений его роль в природе. Корневое питание растений. Минеральные удобрения и основы их применения. Дыхание растений. Рост и развитие растений. Использование приёмов подрезки растений в ландшафтном дизайне. Размножение растений использование в практике сельского хозяйства.

Лабораторная работа №4 Пигменты, участвующие в процессе фотосинтеза.

Лабораторная работа №5 Поглощение воды корнями растений.

Лабораторная работа №6 Основные минеральные удобрения.

Лабораторная работа №7 Дыхание растений.

Экскурсия в городской парк.

Влияние человека на жизнь растений (1 час)

Учебно-тематическое планирование.

№ темы

Название темы количество часов.

Тема занятия.

Лабораторная работа.

Дата.

№1

Введение-1 час. Предмет и задачи физиологии растений.    

№2

Физиология растительной клетки 4 часа. 1.История открытия и изучения клетки.

2.Субмикроскопическое строение клетки.

3.Процессы в растительной клетке.

4.Роль клеточной оболочки в транспорте веществ.

 

Л.Р.№1

Л.Р.№2

Л.Р.№3

 

№3

Особенности питания, дыхания, роста и размножения растений.

6 часов.

1. Автотрофный тип питания растений.

2.Корневое питание растений.

3.Минеральные удобрения и основы их применения.

4.Дыхание растений.

5.Размножение и рост растений. Использование в практике сельского хозяйства.

6. Использование приёмов подрезки растений в ландшафтном дизайне.

Л.Р.№4

Л.Р.№5

Л.Р.№6

Л.Р.№7

Экскурсия в теплицу.

Экскурсия в парк.

 

 

 

№4

Влияние человека на жизнь растений.1 час.      

Список литературы

  1. Богоявленская А. Е. Самостоятельные работы учащихся по биологии.- Пособие для учащихся. М.: Просвещение,1984.- 128с.
  2. Вилли К., Детье В. Биология. Учебник для вузов. М.: Мир 1975.- 5000с. ( С 31-46.) ( С 156- 168) ( С215- 269)
  3. Ивченко С. Занимательное о ботанике.- Пособие для учителя.- М.: Молодая гвардия.- 1972.- 180с. (С 1-25) (48- 89)( С 102 – 134)
  4. Манке Г. Г. И др. Методика проведения факультативных занятий по биологии.- Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.-275с. (С219- 250)
  5. Кржановский В. Г. Курс общей ботаники.- Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1978- с309. ( С 25-87) ( 145- 209)
  6. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс. Рабочая тетрадь №1: - М.: Вентана – Графф, 2001. – 64 с.
  7. Онегов А. И. Школа юннатов М.: Детская литература, 1982- с 136.