Урок окружающего мира в 5-м классе по программе "Школа 2100"по теме: "Наша Земля на карте"с использованием компьютерной презентации

Разделы: География


Цель: ознакомить с картой, условными обозначениями и научить считывать информацию с карты

Оборудование: проектор, экран, физическая карта полушарий, физическая карта мира, глобусы, атласы, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

В ходе урока используется компьютерная презентация.

I. Постановка проблемы и актуализация знаний.

(Проводится в форме диалога, в скобках даны примерные ответы учащихся)

  • Отгадайте загадку:

Моря есть –
Плавать нельзя,
Дороги есть –
Ехать нельзя,
Земля есть –
Пахать нельзя.
Что это? (Карта)

  • Что вы видите на доске? (Карту)
  • И это не просто карта, это географическая карта. Встречались ли вы раньше на уроках с географической картой? (Да)
  • Что же такое географическая карта? (Это то, где отмечены города, моря, страны и т.д.)
  • Всё, что вы сейчас назвали, действительно есть на географической карте, но это ещё не всё. Как вы думаете, что вы узнаете сегодня на уроке? (Как на карте показано то, что есть на Земле)
  • Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего нашего урока? (Наша Земля на карте) <Приложение 1, слайд 1>
  • С какой наукой мы недавно начали знакомство? (С географией) <Приложение 1, слайд 2>
  • Что означает слово география? (В переводе с греческого: Гея богиня, олицетворяющая собой Землю, графио описывать)
  • Что изучает география? (Изучает природу земной поверхности, размещение на Земле населения и объектов хозяйственной деятельности людей)
  • А что такое объекты? (Это предметы, тела, дома и т.д.)
  • Кто сможет ответить, что такое географические объекты? (Может быть, это то, что есть на картах)
  • Все объекты, которые изучает география, наносятся на карту и тогда они уже называются географическими объектами. <Приложение 1, слайд 3>
  • Как вы думаете, когда появились карты? (Очень давно)
  • Карты возникли очень давно, ещё в античном мире (т.е. в древнем). Были ли они похожи на современные карты? (Нет)
  • Они были мало похожи на современные карты, но ещё с тех времен сохранилось правило, которое осталось неизменным до сих пор. Какое?
  • Это правило о расположении частей света. Как они располагаются на карте? (Север – сверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева) <Приложение 1, слайд 4>
  • На доске вы видите две карты, и на каждой из них изображена поверхность нашей планеты. Какие названия имеют эти карты (слово “физическая” пока закрыто от учащихся)? (Карта полушарий, карта мира)
  • Точно такие же карты, только поменьше, лежат у вас на столах. А что еще вы видите на своих столах? (Глобус)
  • Что такое глобус? (Это макет Земли, только уменьшенный во много раз)
  • А глобус можно назвать картой? Почему? (Да, т.к. на глобусе есть все географические объекты, как и на обычной карте)
  • Какая из этих карт правильнее всего отражает поверхность нашей планеты. (Глобус)
  • А почему? (Расстояние на обычной карте немного искажено, а на глобусе нет)
  • Существует много различных типов карт. Для всех карт, которые мы сейчас упомянули, можно использовать одно название – физическая карта (открыть слово “физическая”). Кто знает, почему карты имеют такое название? (В переводе с греческого “физическая” – значит “природная”) <Приложение 1, слайд 5>
  • Какие объекты тогда можно увидеть на физической карте? (Природные)
  • Какие именно? (Океаны, материки, острова, моря, горы …)

Совместное открытие знаний.

  • Внимательно рассмотрите карты на столах и на доске. Какие цвета использованы для того, чтобы изобразить поверхность Земли? (Зеленый, голубой, желтый, коричневый, синий…)
  • Какие объекты на карте обозначены голубым цветом или оттенками голубого цвета? (Океаны, моря, …, т.е. водоемы)
  • А суша? (Зеленым, желтым, коричневым)
  • Как называются большие участки суши? (Матерки)
  • Какой цвет на карте преобладает? (Голубой)
  • Сделайте вывод. (Большая часть суши занята водой)
  • Проверим на диаграмме правильность нашего вывода: (на видео экране появляется круговая диаграмма соотношения суши и воды) <Приложение 1, слайд 6>
  • А вы знаете, что все водоемы мира соединены между собой? Как можно назвать такой единый мировой водоем? (Мировой океан)
  • А разве на Земле один океан? (Нет)
  • Как другие океаны могли появиться на планете? (Весь Мировой океан разделен на несколько океанов)
  • Чем? (Сушей, т.е. материками)

II. Работа в группах.

1-я и 3-я группы находят на физической карте полушарий в атласах на столах все океаны, записывают их названия на карточку в задании 1 <Приложение 2> и готовятся их показывать на карте у доски.
2-я и 4-я группы находят на физической карте полушарий в атласах на столах все материки, записывают их названия на карточку в задании 2 <Приложение 2> и готовятся их показывать на карте у доски.
Обсуждение работы в группах по вопросам:

  • Сколько океанов на нашей планете? Назовите и покажите их на карте.
  • Какой из них самый большой?
  • Какой океан расположен севернее остальных?
  • Сколько материков на Земле? Назовите и покажите их на карте.
  • Какой из этих материков самый большой?
  • Какой расположен южнее: Африка или Австралия? Восточнее: Африка или Южная Америка?
  • На каком материке находится Россия?

Совместное открытие знаний:

  • Какие ещё большие водоёмы мы можем увидеть на карте? (Моря)
  • А кроме материков, есть ли другие участки суши на Земле? Как они называются? (Островами)

1-я и 3-я  группы, используя карту в атласах и материал учебника §1 стр. 121, находят моря (2-3 примера), выполняют задание 3 на карточках <Приложение 2>.
2-я и 4-я группы, используя карту и материал учебника §1 стр. 121, находят на карте острова (2-3 примера), выполняют задание 4 на карточках <Приложение 2>.
Обсуждение работы в группах по вопросам выполненных заданий.
Совместное открытие знаний:

  • Какой остров на нашей планете самый большой? (Гренландия). Но на карте он выглядит не таким уж большим (закрыть ладонью). Неужели этот остров не больше моей ладони?
  • Правильно, все географические объекты, нанесенные на карту, уменьшены в тысячи и даже в миллионы раз и показаны условными знаками <Приложение 1, слайд 7>. Уметь разбираться в условных знаках, в том, что показано на карте, значит уметь читать карту, значит знать язык карт – вот какой ещё язык вы узнаете в школе!!!
  • Сегодня мы познакомимся с некоторыми условными знаками. Как вы думаете, поверхность нашей планеты ровная? (Нет)
  • А какие неровности есть на поверхности нашей планеты? (Горы, овраги, глубокие моря и т.д.)
  • Все неровности земной поверхности называются рельефом Земли <Приложение 1, слайд 8>.
  • Если бы перед вами поставили такую задачу – нарисовать карту – как бы вы изобразили на плоскости неровности земной поверхности? (Разным цветом)
  • Каким цветом горы? (Коричневым)
  • Каким цветом моря? (Голубым)
  • Все как на карте. А почему мы видим на карте разные оттенки голубого цвета, да и коричневого тоже? (Разная глубина или высота. Чем темнее оттенок, тем глубже моря или выше горы)
  • Рассмотрим шкалу глубин и высот <Приложение 1, слайд 9> . Шкала на самом деле такая, как вы и предположили. Шкала выражена в метрах. За начальную высоту – ноль метров – принят уровень Мирового океана.
  • Каким цветом на карте обозначены возвышенные равнины, высота которых над уровнем моря не выше 500 метров? (Желтым)
  • А низменные равнины, лежащие на высоте до 200 метров? (Зеленым)
  • Равнины, лежащие ниже уровня океана, т.е. ниже нуля метров? (Темно-зеленым)
  • Какой материк можно назвать самым низменным? (Австралия)
  • А на каком материке - больше равнин? (Африка)

1-я и 3-я группы выполняют задание 1 на стр. 123 учебника, заносят ответ в карточку <Приложение 2>.
2-я и 4-я группы выполняют задание 2 на стр. 123 учебника, заносят ответ в карточку <Приложение 2>.
Обсуждение работы в группах по вопросам карточки.
Подведение итогов работы по вопросам:

  • Что вы сегодня узнали на уроке?
  • Какие объекты рассматривали на карте?
  • Какую цель мы ставили в начале урока?
  • Выполнили? Значит, урок удался.

III. Домашнее задание: §1, задание 2, нанести на контурные карты объекты, выделенные курсивом.

Приложение 1.

Приложение 2.