Час общения "О чем говорят цветы?"

Разделы: Внеклассная работа


“Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветочек”.

Г.Х.Андерсен

“В истории цветов заключается часть истории человечества”.

Е.Ауэрбах.

Класс оформлен плакатами, их нарисовали сами учащиеся. Изображены цветы, под рисунком записана символика.

  • Подснежник – пробуждение жизни.
  • Фиалка – символ оживающей природы.
  • Купальница (жарки) – неразделенная любовь.
  • Ландыш – символ любви, тайная любовь.
  • Василек – красота, простота жизни.
  • Ромашка – милая простота.
  • Незабудка – цветок желаний, обладающий магической силой памяти и верности.

Ребята заранее разделены на 4 команды (подснежники, ландыши, фиалки, жарки) определено жюри. На столе стоит скромный букет садовых незабудок. На доске записан эпиграф.

Ведущий: Через несколько недель закончится школьный учебный год, а впереди веселое время летних каникул. Время солнца, приключений, любимая пора детей. В преддверии лета мы поговорим об удивительном мире цветов, о значимости цветов в нашей жизни, о цветах, олицетворяющих Россию. Совершим путешествие к нашим далеким предкам – славянам. Благодаря их обычаям, культуре, легендам, преданиям нам известна символика цветов. В процессе беседы мы устроим конкурсную программу между командами, а жюри подведет итог.

1. Конкурс: О чем говорят цветы?

Ведущий: Какое значение они имеют в жизни человека, в вашей жизни. Вам в командах предстоит ответить на вопрос. Ваша задача – назвать, как можно больше аргументов о пользе цветов, при этом составить яркий рассказ с использованием ранее изученного поэтического текста. Командам дается 5 минут для подготовки своего ответа.

(Ответы команд)

Ведущий: Молодцы! Вы верно ответили на вопрос. Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, радуют на праздниках, утешают в старости. Они спасают нас от будничной суеты, от унылого настроения. Это прекрасные, кружки творчества природы, символ доброты, непорочности. Ганс Христиан Андерсен сказал: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветочек”. Цветы и природа всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. А сколько сложено стихов? Каждый человек любующийся цветком, общающийся с ним – поэт душой. Сегодня мы поговорим о конкретных цветах. Они записаны на доске. Это основные цветы России. Их называют полевыми, Вы можете встретиться с ними в поэтических текстах русских поэтов и писателей. Это цветы наших бабушек, прабабушек и далеких предков. Представьте – сколько поколений восхищалось ромашкой, восторгалось подснежником, радовалось васильку. У цветов своя история, жизнь, душа. Биолог Ауэрбах сказал: “В истории цветов заключается часть истории человечества”.
У славян со времен язычества существовали обряды, ритуалы в честь восхваления богов, все это сопровождалось украшениями из цветов, зеленых веток, колосьев, плодов. Затем языческие обряды приспособились к христианским праздникам, что потом переросло в народные обычаи.
Например, девушки встречали весну, украсив себя венками из первых цветов; венок для невесты; на троицу жилище украшали зелеными ветками и так далее. О многих цветах были сложены в народе красивые предания и легенды. Прежде чем мы с ними познакомимся, я хочу объявить второй конкурс.

2. Конкурс “Визитка”.

Ведущий: Вашей команде необходимо представиться, в представлении должно прозвучать название команды. Проявите свое творчество: может вы сочините рассказ и обыграете его; стихотворение и т.д. Даю вам пять минут на подготовку.

(Команды начинают свое выступление, перед каждым выступлением ведущий рассказывает легенду о соответствующем цветке).

Ведущий: Подснежник – символ пробуждающейся жизни. Русское предание утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну, но смелый подснежник выпрямился, расправил свои лепестки и попросил защиты у Солнца. Оно заметило цветок, согрело Землю и открыло дорогу Весне.

(Выступление команды “Подснежник”)

Ведущий: Фиалка – символ оживающей природы. Русское название фиалки Иван-да-Марья. Предание повествует: родители не позволили юноше жениться на бедной девушке и чтобы никогда не расставаться, влюбленные превратились в цветок. Синий цвет олицетворяет юношу, а желтый девушку.

(Выступление команды “Фиалки”).

Ведущий: Ландыш – символ любви, тайной любви. На Руси считали, что если девушка приколет ландыш, подаренный ей юношей, то она согласна выйти за него замуж; бросит цветок – значит предложение не принято.

(Выступление команды “Ландыш”).

Ведущий: Купальница (жарки) – символ неразделенной любви. Красавец пастух гонял коней на водопой, и сам купался в реке. Русалки пытались заманить его к себе, но он не замечал их. Одна из них так полюбила красавца, что всюду следовала за ним, тихонько напевая песни о своей любви. Но пастух оставался равнодушным. Тогда Русалка превратилась в красивый пылающий как ее сердце цветок.

(Выступление команды “Жарки”).

Ведущий: Пока жюри подводит итоги за два конкурса, я хочу поинтересоваться у вас, кто-нибудь умеет гадать на ромашке? А слова гадания помните? Гадание пришло к нам от древних славян, только слова были другими: “Любый-нелюбый”. Васильки и ромашки – символ красоты и простоты жизни. В России, Белоруссии, на Украине ромашку и василек считают национальным цветком. По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет звезда с неба.
Незабудка – символ гадания, обладающий магической силой, символ верности, памяти.
Путешественник остался в чужой стране и стал там сказочно богатым и знатным. А мать долго ждала его и, отчаявшись, попросила прохожего гусляра отнести сыну букетик незабудок. Пришел гусляр в чужую страну, увидел сына, утопающего в роскоши, и попросил разрешения спеть ему. И спел колыбельную, которую пела сыну мать, и передал букетик незабудок. Цветы и песни подсказали дорогу, и сын пришел к своей умирающей матери.
Издревле считалось, что незабудка обладает магической силой в исполнении желаний заветных. Сорвешь цветок, положишь под подушку, загадаешь желание, заснешь, и твое желание сбудется. Но цветок незабудки должен быть сорван не просто на улице, в лесу, а сорван тем человеком, кто его вырастил, ухаживал за ним, оберегал с любовью.

Раздаю цветы.

Ведущий: Настало время послушать жюри. Вы знаете, ребята, Цветы не только говорят, они еще могут плакать. Как вы думаете почему?

(Ответы учащихся).

Стихотворения:

Расул ГАМЗАТОВ

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою.
В том, что есть глаза у всех цветов.
И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок…
Они словно вглядываются в наши лица.

С.ВИРГУН

Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.

Я желаю, чтобы вы показывали цветам только добрые лица, я призываю вас беречь все то, что дарит вам красоту и радость.

Ведущий: Дарить цветы можно, но только если они специально для этого выращены. Дарить цветы – значит выражать чувства любви, благодарности, уважения. Здесь сидят девочки, я предлагаю мальчикам – сильной половине класса подойти взять по одному цветку и подарить девочкам. Большое вам спасибо.

3. Финальный конкурс – конкурс капитанов.

За одну минуту сочинить текст – обращение к жителям планеты, к своим сверстникам о добром отношении к цветам.

(Выступление).

Жюри подводит итог.

Вывод: сегодня мы узнали о силе цветов, о их душе, услышали о чем они говорят. Берегите цветы, некоторые из них уже занесены в Красную книгу: купальница, перелеска (подснежник), ландыш. Берегите их, так как мы в ответе за все живое.