Тема урока: "Мастера Хохломы и Гжели"

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Цель урока:

Образовательная:

  • отработка навыков работы с графическим редактором;
  • повторение и закрепление навыков умения работать с инструментами – “копирование”, “вставка”.
  • научить составлять рисунок, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка;
  • изучение видов декоративно-прикладного искусства: Хохломы и Гжели.

Развивающая:

  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся
  • продолжать развивать навыки работы на компьютере, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

Воспитательная:

  • воспитание интереса к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

Задачи урока:

  • продолжить работу по выработке умений пользоваться графическим редактором;
  • формировать навыки работы за ПК, с программным продуктом – Paint.
  • формировать умение правильно, грамотно выражать свои мысли;

Тип урока: интегрированный.

Оборудование: ПК, картины, посуда (чаши, ложки, банки, керамические фигурки животных, сахарница, розетки), карандаши, заготовки кружков из картона, программное обеспечение графический редактор Paint.

Формы: коллективная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный.

Виды работ: беседа, работа с раздаточным материалом.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Новый материал:

  • мастера Хохломы и Гжели;
  • работа с наглядным материалом;
  • работа на раздаточном материале;
  • повторение инструментов графического редактора;
  • гимнастика для глаз.

III. Практическая работа. (Закрепление нового материала).

IV. Итог урока.

  1. Домашнее задание. (рисование посуды, роспись поделок ).
  2. Кроссворд на доске.

ХОД УРОКА

На доске плакаты:

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!

Здравствуйте! Приготовились к работе?

Сегодня тема нашего урока “Мастера Хохломы и Гжели”.

Цель нашего урока: научить составлять рисунок, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка, закрепить наши навыки работы в графическом редакторе на компьютере.

На уроке мы познакомимся с Мастерами Хохломы и Гжели. Что такое Хохлома? Что такое Гжель? Какие цвета использованы? Чем отличаются Хохлома и Гжель? Что у них общего.

И в практической части урока наша задача – применить новые знания и те знания, умения, навыки, которыми вы уже владеете.

Задания на внимательность. Сейчас для нашей работы проведем небольшую разминку, чтобы сосредоточиться и настроиться на урок.

  • Найди недостающий рисунок (3 штуки).
  • Игра – теплый – холодный.

Есть цвета, которые относятся к теплым цветам, а есть – к холодным. Теплые цвета – это желтый, красный. Холодные цвета – это голубой, белый.

(Показ заготовок разного цвета).

Рассказ о палитре мастеров промыслов Хохломы и Гжели.

Разговор о расписной посуде из дерева и глины (использование живописи в быту и повседневной жизни).

Знакомство с изделиями мастеров.

Обсуждение, какие цвета используются в “жаркой” палитре Хохломы и “холодной” пастельной палитре Гжели. (Сравнение зима – лето).

(Показать три главных цвета). Дополнительные цвета – зеленый, желтый.

Сегодня мы познакомимся с двумя “бабушками” – Хохломой и Гжелью.

Родина Хохломы – села Семино Новопокровское и Кулигино. В Хохломе – ярмарки. Расписанные по золоту чаши... обжигают, солнечный луч падает на них, загорается... Что в Хохломе важней всего? Чтобы золотой цвет ярче играл, чтобы рисунок завивался, кудрявился... вот посреди травки алая ягода рябины вспыхнула. Или садовая: малинка, черника, крыжовник...вот заплетен в узор деревенский петух, воробышек, жаворонок... тем и дорога эта роспись, что ее образы знакомы и ближе каждому...Основные цвета: золотой, черный, красный.

Как изготавливают: вырезают, глиной промазывают, просушивают, окунают в вареное льняное масло и прогревают в печи, натирают алюминиевым порошком. Потом роспись натирают маслом и – в печь.

Гжель.

Керамика – из глины. Родина Гжели – село Гжель (на реке Клязьме), на Оке и Волге. Слово произошло от “жгли”... Воцарение тончайших переливов – переходов от густого темно-синего к светло – голубому.

(Демонстрация посуды, фигурок).

Роспись: растительная тематика – гирлянды из трилистников и композиция с розой в центре.

Рисование на заготовках. (Рисуем только Хохлому).

Давайте сначала вместе с вами нарисуем нашу чашу на заготовленных кружках. Представим себе, что это чаша, которую вам нужно отвезти на ярмарку и продать. Вы должны нарисовать яркими карандашами. А какие цвета говорят, что это хохломская роспись?

Ответ детей – желтый, красный, черный.

Правильно! Рисуем.

А сейчас вы уже готовы приступить к работе на ПК. Даже у нас на ПК можно изобразить цвета и предметы , выполненные в технике Хохломы. Давайте вспомним, есть ли нужные нам цвета в нашей палитре.

Ответ детей – перечисляют цвета палитры графического редактора.

Физминутка 2-3 мин.

Выполнение практической работы.

Продолжаем. Представьте себе, что вы мастера хохломской росписи, и вы получили заказ – расписать Чашу.

  1. Нарисовать чашу.
  2. Нарисовать ягоды, веточки, травку (отдельно).
  3. Методом копирования нанести на чашу.
  4. Разукрасить.

Лучшие работы сохраним и распечатаем.

Подведение итогов урока: анализ работ, выставление оценок.

  • Что нового вы узнали сегодня?
  • Чем же отличается Хохлома и Гжель?
  • Что у них общего?

Домашнее задание: нарисовать на листочках фигурку, о которой можно сказать: это ЕЕ Величество – Гжель.

Урок закончен, до свидания.