Мотив обмана в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Конспект урока-исследования

Разделы: Литература


Роман “Капитанская дочка” называют завещанием великого поэта, в нем можно найти ответы на многие нравственные вопросы, стоящие перед современными молодыми людьми. Роман дает возможность открывать для изучения на уроках литературы все новые темы, проблемы. Думается, мотив обмана – одна из оригинальных тем для обсуждения на уроках с учащимися 8-9 классов.

Ученики получают предварительные групповые задания:

  • группа Лексикографы – составить “портрет” слова ОБМАН (лексическое значение слова, синонимы, антонимы);
  • группа Культурологи – подготовить сообщение о мотиве обмана в фольклоре, мировой культуре;
  • группа Пушкинисты – подобрать произведения А.С.Пушкина, в которых встречается мотив обмана.

В начале урока учитель уточняет понятие Мотив.

Мотив – это устойчивый смысловой элемент текста, повторяющийся в пределах одного произведения или в разных произведениях (5, с.290).

Группы учащихся выступают с сообщениями по своим темам:

“Лексикографы”

“Портрет” слова: в словаре С.Ожегова дается такое толкование слова: Обман - 1.см. обмануть. 2. То же, что ложь. 3. Ложное представление о чем-либо, заблуждение (6,с.431). Синонимы – клевета, ложь, утаивание правды, предательство, измена, лицемерие, плутовство, шарлатанство, мистификация и т.д. (1) Антонимы – правда, истина, искренность. (8)

“Культурологи”

Мотив обмана встречается в мировой культуре очень часто (2,с.13),в мифах, сказках разных стран: троянский конь в греческой мифологии, в русских народных сказках “По щучьему велению”, “Волшебное кольцо”, “Конек-горбунок” и др. (10). В мифах и сказках положительные герои часто прибегают к обману, чтобы достичь своих целей, победить злые силы. В дохристианский период мировой истории не было абсолютного морального обмана (2,с.13).С проникновением в сознание народов христианского мироощущения обман начинает восприниматься как грех. Это выражено, например, в русских пословицах: В правде Бог помогает, в неправде карает. Кто правдой живет, тот добро наживет. И в бедах люди живут, а в неправде пропадают. Всякая неправда – грех. Осуждение обмана звучит и в повести Н. Карамзина “Бедная Лиза” – Эраст наказан за обман: он несчастлив. В комедии Д.Фонвизина “Недоросль” больше всех наказана г-жа Простакова за желание обманным путем женить сына на Софье.

“Пушкинисты”

Мотив обмана мы находим в повести “Дубровский”: главный герой Владимир Дубровский предстает перед Троекуровым в качестве учителя-француза Дефоржа. Обманными акциями насыщены сказки Пушкина “Сказке о попе и его работнике Балде”, “Сказка о царе Салтане”. В повестях “Барышня-крестьянка” (переодевание Лизы), “Станционный смотритель” (Минский притворяется больным) обман проявляется и как невинный розыгрыш, и как ловкая хитрость для достижения своих целей. Автор в этих произведениях не осуждает героев за обман, это сближает его произведения с фольклором, с авантюрным западноевропейским романом.

Учитель: Какие вопросы необходимо поставить, чтобы исследовать мотив обмана в романе “ Капитанская дочка”?

Учащиеся: В каких эпизодах встречается обман? Какие разновидности обмана есть в произведении? Как относятся к обману герои и автор? С какой целью автор использует автор мотив обмана? Можно ли обманывать с благородной целью? (Далее идет анализ эпизодов из романа)

С ситуацией лжи встречаемся во 2 главе: Пугачев – предводитель народного восстания – выдает себя за простого мужика, бродягу, он говорит с хозяином ночлега иносказательно. Такой обман можно назвать утаиванием правды, военной хитростью, ловкостью. Автор здесь даже любуется Пугачевым. Его герой-повествователь замечает: “Его хладнокровие ободрило меня… Сметливость его и тонкость чутья меня изумили”.

Усложнение жизни нового времени развило ситуации, которые называются “культурным лицемерием”: в некоторых случаях может возникнуть утаивание или даже лицемерное утверждение обратного реальному положению, то есть допускается ложь “во спасение”. Когда Петр Гринев решил освободить из плена свою возлюбленную Машу Миронову, он скрывает от Пугачева, что она дочь капитана Миронова и представляет ее как бедную сироту. Гринев не мог сказать правду, потому что люди беглого казака, самозванца, узнав, что Маша – дочь капитана Миронова, могли обидеть ее или даже казнить. Гринев солгал – утаил правду, чтобы спасти жизнь невесты, и, жестокий с другими, Пугачев понял и одобрил ложь “во спасение”: “И то правда. Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их… Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь и дай вам бог любовь да совет!”

Петр Гринев во имя спасения другого человека солжет, но в остальных случаях, если даже ему невыгодно или даже опасно быть честным, против чести не пойдет. Когда Петруша проиграл сто рублей Зурину, “экономный” Савельич посоветовал Гриневу солгать: “Напиши этому разбойнику, что у нас и денег-то таких не водится”. Но Гринев отказывается от такого совета: “Полно врать…” И всегда между честью и обманом выбирает честь и достоинство. Честь свою молодой офицер не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Один из таких случаев – дуэль со Швабриным. Швабрин оскорбляет честь девушки, Гринев называет его лжецом и требует сатисфакции. Гринев отказывается от присяги самозванцу: “Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург”.

Благородный Гринев честно признается, что не считает Пугачева царем. А Пугачев – самозванец очень грозно заявил: “Я великий государь… Так ты не веришь, что я был государь Петр Федорович?” Хотя разбойник и сам не верит, по мнению автора, в успех своего предприятия: это подтверждает и калмыцкая сказка об орле: “Лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!” До этого он говорит: “Улица моя тесна; воли мне мало… при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою”. Нам кажется, Пушкин с сочувствием относится к Пугачеву, человеку, который обманывает людей, но сам это понимает и еще очень нетерпим к лжецам: “И ты смел меня обманывать! Знаешь ли ты, бездельник, чего ты достоин?” - говорит он Швабрину.

Алексей Иванович Швабрин – полная противоположность Петра Андреевича Гринева. Это человек, для которого не существует понятий честь и достоинство. Он полон тщеславия, малодушия. Для него нет ничего святого. Он клевещет на Машу, хотя по-своему любит ее. Оговаривает Гринева: обвиняет его в сотрудничестве с Пугачевым, в предательстве. Сам нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева в Белогорской крепости, к измене Швабрин готовился заранее: сразу же после приступа мы видим его обстриженного в кружок и в казацком кафтане.

Антонимами понятия обман в “Капитанской дочке” являются честь, правда, достоинство, искренность. Правдив, честен Гринев в самых ответственных и решающих ситуациях. Он выполнил наказ отца: “Береги честь смолоду”. Хотя в крайних ситуациях во имя спасения он скрывал правду, но не лгал. Но есть в романе героиня, которая совсем не обманывает. Маша Миронова – честная, искренняя. Маша Миронова воспитывалась в семье, где честное служение – естественно: перед лицом смерти ее отец твердо отвечает Пугачеву: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец…” А для ее матери Василисы Егоровны врать – это говорить и делать бесполезное, неприличное. В главе третьей “Крепость” комендантша отчитывает Ивана Кузмича: “Полно врать пустяки, ты видишь, молодой человек с дороги устал…”, урядника Максимыча: “Врешь, Максимыч, у Полежаева и так тесно”. А на угрозы Пугачева отвечает: “Каков мошенник! Что смеет еще нам предлагать… Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе…” (глава 4 “Пугачевщина”). Маша, как и Гринев, в семье впитала понятия чести и долга. Она не соглашается выйти замуж за Гринева без благословения его родителей, она готова умереть, но не пойдет на компромисс со Швабриным, она искренне рассказывает свою историю императрице и вознаграждена за верность. Отметим, что Екатерина II также характеризуется и с помощью мотива обмана: она не признается Маше при первой встрече в том, что она императрица. Только Маша Миронова безупречна, идеальна. Видимо, поэтому роман называется “Капитанская дочка”.

Девятая библейская заповедь гласит: “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего”. Нарушитель христианской заповеди грешен и наказывается: Швабрин арестован, а герои нелгущие счастливы и вознаграждены: Маша и Петр Гринев поженились, прожили вместе долгую жизнь. Гринев доволен своей судьбой, его совесть спокойна

Таким образом, мотив обмана в романе играет характерологическую функцию, а также помогает понять авторскую позицию: Пушкин следует в оценке героев, событий христианским традициям Линия на безоговорочное осуждение обмана в русской литературе после Пушкина будет крепнуть и углубляться. А мотив обмана останется как один из устойчивых в литературе

Учитель: Предлагаю вам написать сочинение-эссе “Размышления о правде и лжи”.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова З.Е.Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык. 1987. – 274 с.
2. Егоров Б.Ф. Тема обмана в русской литературе. – В кн.: Время и текст: Историко-литературный сборник \ Науч. ред. Серебренников Н.В. – СПб.: Академический проект, 2002 \ с. 13-17.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.:Политиздат,1988.- 596 с.
4. Крылатая мудрость: Пословицы и поговорки из собрания В.И.Даля.- М.:Худож.лит.,1095.-239 с.
5. Лермонтовская энциклопедия \ Гл. ред. В.А.Мануйлов. - М.: Большая Российская энциклопедия,1999.-784с., илл.
6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.-4 изд.-М.:Азбуковник,1997.-944с.
7. Пушкин А.С.Капитанская дочка. ( Любое издание)
8. Словарь антонимов русского языка \ По ред. Новикова Л.А..- М.:Рус язык,1985.-285 с.
9. Словарь по этике \ Под ред. Гусейнова А.А. и Кона И.С. – М.: Политиздат,1989.- 249 с.
10. Сказки: Кн.: 2 \ Сост. Ю.Г.Круглова.- М.: Сов. Россия, 1989. - 576с.- (Библиотека русского фольклора. Т.2)