Экологический принцип в изучении краеведения. Внеклассное мероприятие

Разделы: География

Ключевые слова: краеведение, экологический принцип, ролевая игра, экологичный город


XXI  век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. В настоящее время происходит осознание мировым сообществом наличия на Земле крайне неблагополучной экологической обстановки, человечество вплотную придвинулось к возможности экологической катастрофы. Среди всего спектра принципов современного образования сформулированы два взаимосвязанных: гуманистический и экологический.

Экологический принцип усиливает практическую направленность обучения географии, делает его более осмысленным и необходимым при изучении географии своего края. Одна из приоритетных задач в народном образовании – воспитание личности с высоким уровнем экологической культуры. Местная география или краеведение в решении этой задачи располагает значительными возможностями.

В воспитательном отношении особенно существенны местные аспекты экологических проблем, они наиболее значимы, доступны для непосредственного изучения, наблюдаемы. Становится возможной природоохранительная деятельность практического характера. Нарушения природной среды, прежде всего, имеют местный характер, происходят на глазах учащихся.

Тема “Глобальные проблемы человечества”, завершая курс географии в 10 классе, предоставляет широкие возможности для реализации краеведческого взгляда на общие проблемы. Данный сценарий внеклассного мероприятия является наглядным примером этого. Подобные мероприятия, проводимые в форме ролевой игры, являются основой личностно-ориентированного обучения, одним из средств формирования у учащихся опыта творческой деятельности – важного компонента содержания экологического краеведческого образования.

Данное мероприятие найдет свое место и в курсе “География России” (8-9 класс) после изучения темы “Природопользование и экологические проблемы своего края”. Основные цели: способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса учащихся, формировать навыки экологического прогнозирования.

Муравленко – город будущего.

Вед.1 Если город в цветах, Если город в цвету, Значит, мы утверждаем Его красоту
В2 По мнению многих ученых, города – наше общее будущее.
В1 Как же живется сегодня в нашем городе человеку, вместе с человеком, благодаря человеку? Постараемся ответить на эти вопросы.
В2 Мы можем вспомнить десятки примеров, когда человечество объединялось перед лицом какой-либо угрозы.
В1 Сегодня необходимость объединиться диктуется не менее серьезной угрозой – угрозой глобальной экологической катастрофы.
В2 Мы приглашаем вас совершить вместе с нами путешествие по нашим родным местам – окрестностям города Муравленко.
В1 А какой получится эта прогулка, грустной или веселой, радостной или печальной, каждый ответит себе сам.
В2 Что это за огонек виден вдали?
В1 Да это - охотники на привале.

Охотники на привале.

Охотник1 Слышь, мужики, благодать-то какая! Лучше природы-матушки ничего в мире нет
2. Точно! Красота. Кое-что и нам осталось.
3. Что и говорить. Вот читал недавно, какие были леса, особенно здесь, в Сибири. Оленьи пастбища, на которых паслись тысячные стада оленей. А реки, озера, полные рыбы. А деревья – сибирские великаны.
1. Да, чё там! В растяжку можно было спокойно разместиться на срезе дерева! О!
2. Вот и насрезали.
3. Помните какой была девственная природа Сибири – бесконечный океан тундры и тайги с их богатствами, топкий тундровый покров мхов и лишайников, кристально чистый воздух и недра с богатейшими запасами нефти и газа.
Фотовыставка под девизом: “От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к всеобщей Гармонии…”
Вед 1 Обратите внимание на фотовыставку, подготовленную нашим школьным фотокорреспондентом. Вот от какого наследства мы отказываемся.
2 А сегодня? Оглянитесь вокруг. Лес уже не тот. Как ужасные лысины появились участки месторождений, линии нефтепроводов, дороги и постройки.
1 Природная идиллия была нарушена с приходом в Сибирь человека - “человека неразумного”. Тюменский Север стал “страной большого газа и нефти”. И закипела работа…
Музыка На карту ЯНАО ребята в рабочей форме прикрепляют значки месторождений.
2 Представляете, только при строительстве Сугмутского нефтяного месторождения:
  • предполагаемая площадь отвода земель – 700 га;
  • уничтожено 60 га леса;
  • около 250 га замазучено;
  • потеряно около 1,5 тыс га высокопродуктивных оленьих пастбищ.

А таких месторождений вокруг Муравленко – 11. Стоит над чем задуматься.

Вед.1 Практически любой человек видит и чувствует ухудшение состояния окружающей среды по мере развития цивилизации. Мы еще пытаемся сделать вид, будто ничего не произошло, но каждый новый шаг в освоении богатств Ямала приближает его к экологической катастрофе.
В2 Добытая из сокровенных глубин кровь земли беспечно разливается, загрязняет, отравляет, пачкает зеленый и голубой миры.
В1 И вот уже в мазутных потоках реки, стали чумазыми зеленые болота, из-за свалок не подступиться к берегам рек и озер.
В2 А факелы – вечные огни нашей бесхозяйственности. При сжигании попутных газов загрязняется атмосфера. А с этим связаны парниковые эффекты, кислотные дожди, болезни человека и надвигающаяся гибель живого мира планеты.
В1 Вы слышите, кто-то идет?

Входит Природа (мелодичная музыка)

Природа: Я стала случайным свидетелем вашего разговора. И очень рада, что вы – люди – видите, что натворили и это не оставляет вас равнодушными.

Входят Леший, Баба-Яга и Водяной. Обращаются с жалобами к Природе

Природа: Тише! Тише! Не все сразу. Рассказывайте по одному.
Б.Я: Матушка природа! Пришли к тебе с жалобой. Посмотри, что в лесу-то делается! Под каждым кустом банки-склянки и железяки всякие. Под ногами нефтяные лужи, над головой – черные тучи, кислотными дождями полные. Вот намедни, Кот-Баюн под кислотный дождь попал – облысел, бедный, и все сказки забыл. И избушка моя от смога и дыма факельного совсем захилела, даже кудахтать перестала. Пролетела я намедни на своей метле да подсчитала все факелы – их в округе аж 27. На старости лет пришлось нанимать репетитора по химии. Вот, что у меня вышло. (Показывает таблицу) Основными загрязняющими веществами являются:
  • Окись углерода
  • Двуокись азота
  • Углеводороды
  • Сажа.

И этим всем мы дышим. Тьфу, какая гадость! (Кашляет)

Леший: Матушка-природа! Меня послушай. Лес – мой дом родной - задыхается от свалок и грязи промышленной. Освоение Ямала идет полным ходом, а потому рядом с буровыми вышками и строящимися дорогами часто встречаются и такие “следы” первопроходцев – груды ржавеющего металлолома, мотки оборванных железных тросов, серое крошево бетона. Человек забывает главное – как нежна и беспомощна северная природа. И уже сегодня вы пожинаете плоды своей бесхозяйственности появился ряд редких и исчезающих растений и животных, среди которых эндемик России – лишайник “Лобария легочная”, занесенный в Красную книгу. (Плачет) Ой, не могу, сердце кровью обливается.
Водяной: Я – царь всего водяного царства встревожен не менее своих коллег. Мое водяное царство тоже сильно пострадало. Мои разведчики – подружки – пиявки да лягушки донесли, что сегодня с трудом можно назвать наши реки и озера кристально чистыми. Я принес с собой водичку. Кто из вас рискнет ее отведать? А, никто… То-то же! А мы в ней живем.
Леший. Все, хватит нам, старейшим жителям Земли по углам да по болотам сидеть, эти безобразия терпеть. Пора вызвать человека и предъявить ему обвинения в экологических преступлениях.
Нечистая сила (вместе) Мода новая к нам в Муравленко примчалась, Загрязнили леса, засорили ручьи И теперь станем мы на защиту Ямала, Человек, помоги природу родную спасти.
Входит человек
Человек. Я, человек разумный, понял всю свою ответственность за будущее природы и нашего города и могу уже сегодня предложить различные пути по решению экологических проблем нашей местности. Основными причинами нефтяных загрязнений на месторождениях является разлив нефти и нефтепродуктов. Одесский университет разработал препарат “Эконадин” – особые бактерии с торфом. Препарат рассеивают на поверхности нефтяной пленки, бактерии принимаются за работу, а торф не дает пленке опуститься на дно. Испытания препарата успешно прошли в районе Сургута и я предлагаю использовать его для очистки наших озер. Созданный российскими учеными препарат “Деворойл” (сообщество углеводородокисляющих бактерий) – очищает почву, загрязненностью 20 мг/м3 и воду, содержащую 5% нефти. Данный препарат уже сегодня применяется на наших месторождениях. Главным загрязнителем атмосферного воздуха является попутный газ, сжигаемый при добыче нефти. Предлагаю решение и этой проблемы – переработку попутного газа на Муравленковском ГПЗ и подведение его к котельным, дающим тепло городу. Тогда навсегда исчезнут непременные элементы современного Сибирского пейзажа – газовые факелы. Еще одна проблема – это выхлопные газы автомобилей (ведь у нас в городе отсутствуют другие виды транспорта). Чтобы решить эту проблему, я предлагаю использовать все тот же попутный газ, предварительно подготовленный на местном ГПЗ, ведь газ – более экологичное топливо. Так же необходимо обратиться к ученым с просьбой продолжить исследования, направленные на поиск экологически безвредных видов топлива. Не помешал бы и небольшой завод по переработке бытовых и промышленных отходов, который бы работал под девизом: “Отходы – в доходы”. Он непременно решил бы проблему утилизации отходов и городские свалки исчезли бы раз и навсегда.
Вед. 1 Города – наше общее будущее. По мнению ученых, экологически безопасное развитие городов может стать важнейшей проблемой и задачей XXI века.
В2 Будущее за экологичными городами. А что же такое, по вашему мнению, – экологичный город?

Вопрос к аудитории

В1 Ответ прост. Это город, где расточительность сведена к минимуму, а экономность максимальна (это главные природоохранные и ресурсосберегающие критерии).
В2 Очень важен критерий психологического воздействия городского ландшафта на людей. Именно он придает городу человеческие тепло и уют.
В1 Мы не можем забывать и об истории города, коренных жителях этих мест – это поможет сохранить уникальность и самобытность города, живущего в согласии с местными традициями.
В2 Только при таком подходе наш город постепенно перестанет быть лишь центром выживания. Взаимообщение людей и природы перейдет в их взаимообогащение и духовное единение.

Хантыйский танец

В1 Человек неразумный своим отношением к живой оболочке Земли поставил ее на грань экологической катастрофы
В2 Человек разумный должен раз и навсегда научиться жить на этой планете, чтобы без страха вдыхать утренние туманы, подставлять лицо дождю и спокойно входить в ласковые воды рек и морей.
В1 Человек не может отказаться от заработанных трудом благ, но и не должен идти в НИКУДА по останкам живого. Он обязан найти путь от пропасти.
В2 Человек разумный, охраняй, береги природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недругов. Ее сокровища вверены твоей совести, справедливости, уму и благородству.
В1 Уже сегодня мы должны сделать все возможное, чтобы завтра жить в Муравленко – городе будущего.
В2 И мы твердо верим: будущее за такими городами.
Все Есть просто храм, есть храм науки, А есть еще природы храм, С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.
Песня

Этот город самый лучший город на Земле, Ведь недаром собрались сегодня здесь мы все, И насущные проблемы вместе нам решать Мы не знаем, где еще на белом свете Есть такие же снега, Муравленко – наш любимый город Лучший город на все времена.