Семья и школа

Разделы: Работа с родителями


“Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди не переставая воспитывали себя”. (Л.Н.Толстой)

В настоящее время заметно возрос интерес к проблемам воспитания.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школ и семьи, педагогов и родителей.

Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями - всё это зарождается в дружной тёплой атмосфере дома.

В нашей школе уже много лет действует клуб “Молодая семья”, основное направление клуба - психолого-педагогическое просвещение родителей, в чем они и нуждаются. В школе большая прослойка асоциальных семей и педагогическое просвещение просто необходимо.

Занятия клуба проводятся один раз в четверть, а формы проведения разнообразны: конференция, круглый стол, праздники, диспуты, публичные лекции и, наконец, индивидуальные беседы.

На занятия приглашаем врачей, психологов, работников библиотеки.

Запомнились родителям занятия, которые готовили с ними сообща, это: “родители - главные воспитатели” - конференция; “Здоровая семья: нравственные аспекты” - диспут; “Прав и обязанности ребёнка” - круглый стол; “В семье растут почемучки”.

Интересно прошло занятие на тему: “Как на самом деле любить детей”.

Вот примерные вопросы, по которым шел диспут:

  • Как вы проявляете свою любовь к ребенку?
  • Как добиться дисциплины, основанной на любви?
  • Согласны ли вы с высказыванием, что дети отражают любовь родителей, как зеркало?

Запомнились всем мудрые и поучительные мнения приглашенных бабушек.

На заседании круглого стола “Парадоксы воспитания” родители обсудили тему воспитания у ребёнка честного отношения к окружающим.

Обсуждение велось по вопросам:

  • В чем вы видите причины проявлении лжи у ребёнка?
  • Каковы пути искоренения этой привычки?
  • Какое место среди поощрений за учёбу могут занимать деньги?

Самым спорным оказался вопрос о поощрениях в денежной форме. Поэтому решили следующее занятие провести на тему “Деньги и дети”.

Особенно запомнился спортивный праздник “Папа, мама, я - спортивная семья”. Начался он с шуточного момента: объявлялся общий вес и суммарный рост каждой семьи, участницы очередного конкурса. А их было немало, например, для пап - ведение мяча и бросок в сетку, для мам бег с подбрасыванием мяча ракеткой, для детей - бег на четвереньках и ведение мяча головой. А потом ещё и общие конкурсы:

- езда на детском велосипеде;

- бег в мешках;

- тяни-толкай.

Итог праздника - каждый участник получил памятную медаль. Но, главное, все остались довольны играми и общением друг с другом.

Большой интерес вызвала публичная лекция “Человек и книга”, с которой выступил ученик 11 класса Рудаков Александр.

Эта лекция заставила задуматься всех присутствующих о главном назначении книги в жизни человека, о том, что она помогает найти ответы на различные вопросы, увлекает в мир прекрасного. Наконец, книга учит видеть красоту и увлекательность жизни.

Наша школа в течение многих лет использует в воспитательно-образовательном процессе методики технологии Коллективный способ обучения (КСО).

Различные методики технологии КСО, основанные на работе в динамических парах, нашли применение не только в учебных занятиях, но и во внеклассной работе. Нашли они своё применение и в работе с родителями.

Эти методики позволяют рассказать родителям о форме работы с детьми на уроках, дают возможность родителям самим на себе понять их суть, а также быть не пассивными слушателями, а активно участвовать в работе клуба.

Например, выяснилось, что молодые родители мало знают стихов о зиме, про Новый год. Поэтому накануне Нового года мы разучивали с родителями стихотворения по методике А.Г.Ривина.

А это значит - работа в динамических парах по специальному алгоритму.

Методику технологии КСО “Взаимообучение чтению и пересказу” использовали на занятии “Воспитание пониманием”.

На доске слова А.П.Чехова “Кто не может взять лаской, тот не сможет взять с тростью”.

Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять и оценить мир его глазами. Грубое отношение к ребенку - дурное воспитание. Во главу угла лучше поставить другое: отмечайте любое достижение малыша, поощряйте его лаской, улыбкой, заинтересованностью, одобрительным словом.

А затем родители работают в парах сменного состава, читают и пересказывают друг другу советы из “Азбуки воспитания”.

На одном из занятий рассказываем о кнопке паузы.

У меня есть приятель, который каждый день принимает важное решение. Подходя к дому после работы, он нажимает кнопку паузы. Он говорит себе: “Моя семья - это самое важное в моей жизни. Сейчас я войду в свой дом и дам им почувствовать, как я их люблю”. Переступив порог, он вместо того, чтобы наводить критику, или уйти к себе отдохнуть, дружелюбно обращается со всеми домашними: целует жену, возится с детьми.

Дети подрастают и уходят из начальной школы. На занятия клуба приходят другие молодые родители. А бывшие члены клуба с теплотой вспоминают наши встречи. Помнят песни, стихи, которые вместе учили, игры, хороводы, какие поделки делали. А главное - занятия обогащают родителей и делают их верными помощниками школе. Это залог доброжелательного взаимоотношения семьи и школы.