Разработка урока по теме: "Взаимосвязь земных оболочек" (география. 6-й класс)

Разделы: География

Класс: 6


Тип урока: Совершенствование знаний, умений, навыков (Шамова Т.И.).

Цель: формирование устойчивого представления о взаимосвязи земных оболочек.

Задачи:

  1. Совершенствовать у обучающихся знания о взаимосвязи земных оболочек.
  2. Развивать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнивать, анализировать, делать выводы).
  3. Формировать познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла.
  4. Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

На уроке используются методы:

  • по характеру представления информации - словесный, наглядный, практический;
  • по характеру освоения знаний, способу учебной деятельности - частично-поисковый.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

На уроках используется: проба воды, карта "Кемеровской области", атлас, мультимедиа (компьютерная презентация урока), рабочий лист урока, рекомендации к выполнению практической работы.

Предполагаемый результат:

  • сформированное представление у обучающихся о взаимосвязях земных оболочек;
  • умение определять свойства воды с помощью методики (Алексеев);
  • умение сравнивать и делать выводы.

Структура урока

  • 1 этап - организационный.
  • 2 этап - постановка цели урока.
  • 3 этап - практическая работа.
  • 4 этап - обобщение полученных знаний и формирование вывода.
  • 5 этап - подведение итогов.

Практическая работа. Определение свойств воды

  1. Осадок в воде.
  2. Мутность воды.
  3. Подкисление воды.

1. Осадок.

Для определения осадка:

  • а) посмотрите на дно пробирки;
  • б) определите наличие осадка;
  • в) выразите в баллах величину осадка;
  • г) результат занесите в таблицу (см. рабочий лист).

Характеризуется по величине

1 Нет осадка 0 б.
2 Незначительный 1 б.
3 Заметный 2 б.
4 Большой (5-8 мм.) 3 б.

2. Мутность.

Для определения мутности.

  1. Взболтайте воду в пробирке.
  2. Определите мутность по величине.
  3. Выразите в баллах.
  4. Результаты занесите в таблицу (см. рабочий лист).

Характеризуется по величине

1 Очень прозрачная 0 б.
2 Прозрачная 1 б.
3 Слабо прозрачная (слегка мутная) 2 б.
4 Сильно мутная 3 б.

3. Подкисление воды.

Для определения подкисления воды.

  1. Возьмите лакмусовую бумажку.
  2. Опустите в пробирки.
  3. Определите, изменяется ли цвет лакмусовой бумажки.
  4. Результаты занесите в таблицу ( "+" , " - " ).

Конспект урока.

Тема: Взаимосвязь земных оболочек.

Цель: Формирование представления о взаимосвязях земных оболочек.

Задачи:

  • расширить знания о взаимосвязи оболочек земли;
  • развивать интеллектуальные умения (сравнивать, анализировать, делать выводы);
  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
  • прививать интерес к родному краю.

Оборудование: ученические атласы "Кемеровской области":

  • карта Кемеровской области;
  • самоклеящиеся ленточки;
  • кроссворд;
  • плакат "Взаимосвязь оболочек Земли", "атмосфера", "гидросфера", "литосфера", "биосфера";
  • цветные мелки, клеящая лента;
  • таблица "свойства воды";
  • картинки: "овраг, террасы", "посадки", "водоем с растительностью", "выветривание", "промышленные круги трубы - дым", "раскопанные территории",  "добыча полезных ископаемых";
  • скотч;
  • значок "умника", жетон;
  • подарочные календарики.

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день, юные кемеровчане! Меня зовут Елена Владимировна, а из какого города я, вам предстоит определить, ответив на вопросы.

Кроссворд

  1. Какой город расположен между двух рек и гор?
  2. Центральный город Кемеровской области?
  3. В каком городе находится кузнецкая крепость, единственная в?
  4. Город расположенный на северо-западе Кемеровской области?

Найдите и обозначьте города на карте. Оцените правильность ответов(+, - ) в листе самооценки.

Что объединяет эти города? (Города Кемеровской области). А ещё что связывает эти города? (Река Томь). Река Томь - основная водная магистраль области.

II. Постановка цели урока

Река - это часть какой оболочки земли? А еще какие оболочки земли вы знаете? (Гидросфера, атмосфера биосфера, литосфера).

(Таблички с названиями оболочек, вывешиваю на доску.)

Существует ли взаимосвязь между оболочками?

Тема: Взаимосвязь оболочек земли.

Какая цель урока?

Цель: Определение взаимосвязей между оболочками земли.

Предлагаю попробовать установить взаимосвязь, исследуя одну оболочку Земли - гидросферу.

Существует такое предположение, что если оболочки земли взаимосвязаны и взаимодействуют, то в одной из оболочек должны присутствовать частицы или результаты деятельности других оболочек.

Есть проба воды. Пользуясь методикой, определите свойства воды. Прочитайте, как это можно сделать?

III. Практическая работа

Чтение инструктивной карточки, фиксация результатов в листе самоконтроля.

Почему в воде есть взвесь (осадок)? Как появились эти частицы? (Вымывание осадочных пород, образование мезоформ в рельефе, овраги, балки, террасы, старицы).

Взаимосвязь каких двух оболочек этим доказывается? (Гидросферы и литосферы). На схеме обозначить стрелкой.

Мутность воды.

Сточные воды (с промышленных предприятий. Человек).

Взаимосвязь каких оболочек? (Гидросферы и биосферы).

Фиксация на доске, на схеме стрелками.

Наличие кислоты.

  • Подкисление водоёмов (кислотные дожди).
  • Круговорот воды в природе.

Взаимосвязь каких оболочек вы ещё можете доказать? (Фиксация на схеме стрелкой, иллюстрация).

Вывод.

Давайте вернемся к предположению, которое мы доказывали, делая практическую работу. Считаете ли вы, что взаимосвязь доказана?

И я скажу вам больше, что в результате воздействия верхние слои литосферы, вся гидросфера и нижние слои атмосферы, образовали единую оболочку, названную географической.

Но это тема следующего урока.

IV. Подведение итогов урока

Предлагаю определить уровень своих достижений по пятибалльной шкале и записать на листке.

За активную работу давайте наградим друг друга аплодисментами.

В намять о нашей встрече я хочу подарить календарь с видом моего города.

Спасибо за работу.