Урок-игра на тему "Безударные гласные в корне. Подбор проверочных слов"

Разделы: Русский язык


Цели: актуализация и закрепление знаний о морфемной структуре слова; расширение языкового кругозора и логического мышления; формирование умения правильного подбора проверочных слов; воспитание бережного отношения к родному языку.

Оборудование:

  1. Плакат с высказыванием “Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно” (А.Н.Толстой)
  2. Схема
  3. Карточки с заданиями (оформленные на цветных карточках для профилактики зрения).
  4. Название станций.

Ход урока

Оргмомент

Вводная беседа

Учитель: Эпиграфом к уроку я взяла высказывание русского писателя А.Н.Толстого. Прочитайте и скажите, как вы поняли его смысл.

(Обсуждение и ответы учащихся. Делается общий вывод).

Учитель: Вы знаете, что наука о языке называется лингвистикой (языко-ведение, языкознание). А какие разделы этой науки вы уже изучали?

Уч-ся: Фонетика, графика, орфоэпия, морфемика…

Учитель: В начале урока мы уже говорили о значении языка в нашей жизни. Язык в действии - это речь. Какая бывает речь?

Уч-ся: Речь бывает устная и письменная, монологическая и диалогическая. Устная речь передается звуками, которые в определенном порядке складываются в слова, а письменная речь - буквами и воспринимается зрением.

Учитель: Слово очень часто является объектом нашего изучения. Мы учимся правильно произносить слова, определять их лексическое значение, грамотно писать. Посмотрите на слова, записанные на доске:

Слова на доске

Выполните их транскрипцию (на доске и в тетради) что вы увидите?

Уч-ся: Написание и произношение слов левого столбика одинаково. А вот в корнях слов правого столбика гласные буквы и звуки не совпадают. Чтобы их правильно написать, необходимо подобрать проверочные слова.

Учитель: Молодцы! Действительно, гласные в корне оказались в слабой позиции, т.е. безударными. Надо применять правило, чтобы верно написать эти слова. Какие способы проверки вы знаете?

Уч-ся: Есть два способа.

Первый способ: Чтобы правильно написать безударную гласную в корне, нужно изменить само слово, например: дома-дом.

Второй способ: подобрать однокоренное слово, например: строка-строчка.

Учитель: Итак, в корнях слов справа имеется выбор букв для передачи определенного звука (продолжается запись).

В этом случае мы имеем дело с орфограммой. А наука, которая изучает правила написания слов, называется орфографией. Какая же задача стоит перед нами?

Уч-ся: Чтобы написать слова, надо применять правила верно.

Учитель: Действительно, надо знать и уметь применять правила. Но чтобы применять правило, нужно научиться замечать орфограммы, что вы уже и делали. Орфограммы обычно - это безударный гласный, согласный в конце слова или стечение согласных. Сегодня мы будем работать с безударными гласными в корне. Мы отправимся в путешествие по стране “Орфография”. Но к нему нужна подготовка - небольшая тренировка.

Давайте выделим основные этапы при подборе проверочных слов (учитель и ученики).

  1. Правильное произношение, ударение.
  2. Выделение корня.
  3. Определение лексического значения слова.
  4. Подбор однокоренных слов или изменение самого слова.

Запись будем оформлять по схеме, которая перед вами.

Сейчас вы выполните упр. 102, из которого выпишите слова с орфограммой, объясняя по схеме.

Схема

А теперь вперед, знатоки, в путь по стране “Орфография”. (Класс заранее разделен на 2 команды. Отвечать может только капитан после совета с членами команды. Все ответы в ходе рассуждения, связанные с подбором проверочных слов, оформляются письменно в тетрадях учащихся).

Первая остановка “Родственная”

Задание: Найти “родственников”. Выбрать слова.

1 команда - со значением “вода”; 2 команда - со значением “водитель”. Выделить проверочные слова.

Водоросль, водоем, проводы, водопой, водитель, проводник, половодье, завод, разводить, водопад, провод, водить, наводнение.

Учитель: Молодцы! Справились все. Путешествие продолжается.

Станция “Лексическая”

Уч-ся:

Учитель: Составить предложения с двумя любыми словосочетаниями.

Учитель: Это задание было посложнее. А почему? Вы заметили, насколько точно надо знать значение слова?

(Физкультминутка + зрительная гимнастика).

Учитель: Что-то наше движение затормозилось. Что же нам мешает?

Следующая станция “Ошибочная” (на карточках слова из работ учащихся).

Уч-ся: 1 команда: хорашо, покозал, далина - даль, сквазняк - насквозь, побиждать;

2 команда: повориха, октебря, ранять - уранил, часовой - час, достежение.

Учитель: Вот и опять движение продолжается. Давайте, кто быстрее найдет три лишних слова.

  1. Пища, пищать, питание (значение - пищать)
  2. Далекий, издалека, долина (значение - долина)
  3. Лечение, светильник, капуста (непроверяемая гласная - капуста)

А как мы узнаем, как нужно написать это слово? (Орфографический словарь).

Вот мы и доехали до полустанка “Сигнального”.

Игра “Молчанка” с сигнальными карточками, ответы объясняются устно:

Кр..ить, к…лоть, сн…гурочка, сл…пой, м…рковь, оп…здать, л…мон, ч…сло, д…ждливый.

Учитель: Ребята! Какое сейчас время года? (Осень). У А.С. Пушкина есть великолепное стихотворение об осени, ведь она является его любимым временем года. Какое же стихотворение?

(Учащиеся называют)

Вот мы и прибыли на станцию, которая называется “Лирическая”.

Унылая п…ра! …чей оч…рованье!
Приятна мне твоя прощальная кр…са.
Люблю я пышное пр…роды ув…данье,
В б…грец и з…л…то …детые л…са.

Чувствуем ли мы, что поэт действительно любит осень? Как вы понимаете значение следующих выражений: пышное увяданье, прощальная краса, в багрец и золото одетые леса? (Учащиеся работают в группах, а затем отвечают).

Учитель: А теперь поищем в этом тексте орфограммы с безударными гласными в корне слова. Подберите проверочные слова.

Вот и подходит к концу наше путешествие.

Следующая станция называется “Дружба”

Сейчас мы проведем игру под названием “Получи 5”. Я диктую слова, а вы в заданном квадрате будете писать только букву “О”, если она есть в корне того слова, которое вы будете объяснять.

Игра

Итак, победила дружба.

Учитель: Сегодня мы с вами проделали большую работу. Сейчас вы в командах проведете обсуждение: кто и как работал, поставите оценки и ответите на вопрос: научились ли вы правильно подбирать проверочные слова?

После обсуждения капитаны рассказывают о результатах работы своих команд. Учитель называет команду-победительницу.