Урок по технологии проблемно-диалогического обучения

Разделы: Начальная школа


В прошлом году я сделала первый выпуск по учебникам Образовательной системы “Школа-2100”, и, когда вновь набрала первый класс, вопрос о программе и учебниках был решён - конечно же, “Школа-2000” и “Школа-2100”.

Ведь именно в этих учебниках заложен принцип проблемного обучения. А где, как не на проблемном уроке, созданы все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки учителем проблемной ситуации испытывают затруднение, либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем идёт обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Предлагаю вашему вниманию проблемный урок русского языка в 3-м классе (учебник Бунеевых Р.Н. и Е.В.)

Цель: формирование умения находить и графически обозначать в предложении однородные подлежащие и сказуемые.

Задачи:

  • обобщить знания о предложении;
  • раскрыть понятие “однородные члены предложения”, научиться находить их в предложении;
  • развивать учебно-научную речь учащихся, мыслительные операции.

Ход урока

Этап

Действия учителя

Действия учеников

1. Организационный момент

Мы начинаем урок русского языка. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:

“Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять”.

А над какой большой темой мы работали вот уже несколько уроков?

Всё ли мы узнали о предложении?

Хотите узнать? Сегодня на уроке мы продолжим осваивать эту тему.

 
2. Актуализация знаний

Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем о предложении:

слова

мысль

члены предложения

А сейчас на практике проверим, насколько хорошо вы усвоили этот материал. Запишем предложение:

Ласточки прилетят с юга.

Разбираем по членам предложения.

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают предложение в тетради, 1 ученик - у доски)

3. Постановка прблемы

А теперь запишите вот такое предложение:

Соловьи и ласточки прилетят с юга.

Подчеркните подлежащее и сказуемое.

У всех так?

(А в этом предложении говорится только о ласточках?

Задайте вопрос к слову “соловьи”. Что заметили?)

 

 

Почему это предложение вызвало затруднение?

Какие “такие”?

Так о чём будем говорить на уроке?

(О предложениях с несколькими подлежащими при одном сказуемом.)

 

 

 

Ученик у доски подчёркивает только ласточки.

Нет, ещё и о соловьях.

Отвечает на вопрос кто?

Называет, о ком говорится в предложении, значит, это подлежащее.

Мы ещё такие предложения не изучали, где 2 подлежащих.

4. Открытие детьми нового знания

Как доказать, кто из вас прав? Одно или два подлежащих в этом предложении?

Ребята, посмотрите, у меня на доске записано слово “несколько”. Что это значит?

Измените предложение так, чтобы там было несколько подлежащих.

Вот мы и доказали, что может быть предложение с несколькими подлежащими при одном сказуемом.

А у вас вопрос не возникает?

 

Ваши предположения.

Попробуйте составить такое предложение.

(Весной солнце светит и греет.)

Запишите это предложение, подчеркните главные члены предложения.

А это какое предложение?

(Предложение с несколькими сказуемыми при одном подлежащем.)

Что мы можем рассказать о нескольких сказуемых или нескольких подлежащих?

Как их можно назвать?

(Одинаковые)

Вот что они о себе говорят.

“Мы все одинаковые, одного рода - ты и я.

Так как их можно назвать?

Вот мы уже и можем сформулировать тему урока.

(Учитель открывает тему на доске: “Однородные подлежащие и сказуемые”)

Чему же мы должны научиться?

Найдите в “Толковом словаре” на стр.309 слово “однородный” и прочитайте, что оно означает.

Давайте теперь подвёдём итог нашего исследования.

Какие же члены предложения называются однородными?

Оформление записи-опоры на доске по ответам детей:

- отвечают на один и тот же вопрос;

- относятся к одному слову.

Запишем ещё одно предложение.

Весной солнце светит, греет, ласкает.

Это предложение с однородными членами? Докажите.

Как отделили на письме однородные члены?

Почему?

Что можем добавить в наше определение?

Дополняем запись на доске:

- произносятся с интонацией перечисления;

А всегда ли между однородными членами ставится запятая?

Найдите ответ в учебнике на стр.277 упр.417.

Что ещё нужно добавить в наше определение?

Завершаем оформление опоры:

- союз и - запятая не ставится.

Мы с вами вывели определение, теперь проверим свои предположения по учебнику (стр.278, 281).

Совпали наши выводы?

Что ещё нового узнали об однородных членах?

Начертим в тетрадях и на доске схемы для наших предложений.

 

Доказательства детей.

Может быть и 3, и 4 подлежащих при одном сказуемом.

Дети устно составляют предложения.

 

А может ли быть несколько сказуемых при одном подлежащем?

Рассуждение.

 

 

 

 

 

 

Они отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом.

 

Однородные.

Формулируют тему.

 

 

Находить в предложении однородные члены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети доказывают, используя запись на доске.

Поставили запятые.

Произносим с интонацией перечисления.

 

 

Предположения детей.

 

Если однородные члены соединены союзом и, то запятая не ставится.

 

Дети читают правило.

Их графическое обозначение.

5. Первичное закрепление

Стр.279 упр.419(фронтально)

Прочитайте, найдите однородные члены предложения, обозначьте графически.

 

Дети работают карандашом в учебниках.

6. Самостоятельная работа

1 УРОВЕНЬ

ЗАДАНИЕ. Спишите, подчеркните однородные члены предложения.

Вчера мы были в зоопарке. В вольерах летали попугаи, щеглы, дрозды и дятлы. Птицы пели, свистели, трещали.

2 УРОВЕНЬ

ЗАДАНИЕ. Дополните предложения однородными членами.

В саду растут , , .

В полях расцвели , и .

Ученики , и .

3 УРОВЕНЬ

ЗАДАНИЕ. Используя данные слова, составьте предложения с однородными членами:

гуляли, лиса, гуси, куры, утки, закудахтали, подкралась, убежала, зашипели, схватила, закрякали.

Дети выбирают уровень и выполняют работу в тетрадях.
7. Итог. Рефлексия.

Над какой темой работали?

Какие же члены предложения называются однородными?

А сейчас попробуйте определить, насколько хорошо усвоено вами новое знание. У нас в гостях 3 человечка:

Какого из них вы выберете для себя сегодня на уроке?

Дети отвечают, пользуясь опорой на доске.

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают и показывают.