"Русский человек со всем справится…" Интегрированный урок литературы по творчеству Н. Лескова в 6-м и 10-м классах

Разделы: Русский язык, Литература


(Урок рассчитан на два академических часа).

Цель урока: обобщить знания учащихся по творчеству Лескова, расширить словарный запас, стимулировать у детей желание ставить перед собой новые общеобразовательные вопросы.

Воспитательная задача урока: способствовать воспитанию у подростков чувства гордости за русского человека, патриотизма, умения решать житейские вопросы.

Межпредметные связи: искусствоведение.

Оформление доски: портрет Лескова, иллюстрации учащихся к прочитанным ими произведениям писателя, в центре - стихотворение Тютчева:

“Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать, -
В Россию можно только верить…”

Ф.И. Тютчев.

Несколько в стороне – репродукции икон ХII века “Спас нерукотворный” и “Николай Чудотворец”, с другой стороны – два листа бумаги, скрывающие до времени от учащихся некоторые надписи.

Оборудование урока: 1) проигрыватель, пластинка с записью русской народной песни “Прощай, радость” в исполнении Ф.И. Шаляпина;

2) карточки со статьями из словаря Ожегова к словам “самоотверженность”, “подвижничество”, “конгениальность”;

3) карточки с перечнем качеств характеров героев, которые учащиеся обоих классов выявили при изучении произведений на предыдущих уроках (10  кл. – повести-хроники “Очарованный странник”, 6  кл. - “Сказа о левше”).

Примечание №1: Учитывая то, что при разработке урока учитель не всегда мог предусмотреть варианты ответов, в данном конспекте наиболее интересные из них, а также диалоги и некоторые моменты беседы приведены стенографически.

Примечание №2: Ввиду работы с разновозрастными группами учащихся, обладающих разными навыками и скоростью письма, записи на уроке не проводятся.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Желательно посадить детей по классам в пол-оборота к доске и друг к другу.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Как вы видите, на нем присутствуют учащиеся 6-го и 10-го классов, а также два эксперта, посещающие спецкурс “Библейские мотивы в русской литературе”.

Мне бы хотелось, чтобы шестиклассники увидели, что их ожидает в недалеком будущем, сделали для себя некоторые открытия (во всяком случае, я на это очень надеюсь), а десятиклассники, оглянувшись назад, трезво оценили свои успехи и неудачи и, может быть, даже произвели переоценку ценностей.

Итак, сегодня мы будем говорить о героях повести-хроники Лескова “Очарованный странник” и “Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе”. Кстати, хочу сказать, что при подготовке урока я условно разделила вас на “мастеровых” (6 кл.) и “странников” (10 кл.), прошу не удивляться, если вы сегодня услышите к себе такое обращение. Попробуем вместе определить точки соприкосновения этих произведений. И начнем с того, что напомним десятому классу о левше.

III. Работа по сопоставлению повести-хроники “Очарованный странник” и “Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе” в различных литературоведческих аспектах.

1. Устный анонс шестиклассников “Сказа о левше”, иллюстрированный подготовленным выразительным чтением отрывков из произведения.

(Анонс – предварительное объявление о предстоящем действии, имеющее своей целью заинтересовать публику и поэтому включающее в себя наиболее захватывающие эпизоды объявленного события).

Учитель: Перед тем, как десятый класс так же коротко перескажет содержание повести-хроники “Очарованный странник”, я хочу обратиться к “мастеровым”:

Не зная ничего о повести, которую изучали десятиклассники, попробуйте ответить на вопрос:

- Как вы думаете, о чем может быть произведение с таким красивым названием – “Очарованный странник”?

Варианты ответов: - о чем-то волшебном, сказочном;

- об одиноком страннике;

- о человеке, который что-то ищет и не может найти.

Учитель десятиклассникам: Как вам такие предположения? (“Странники” отмечают наиболее удачные ответы, подтверждают правильность их примерами из текста).

Учитель: Спасибо, “мастеровые”. А теперь слово десятому классу.

О чем эта повесть? Кто является её главным героем? Чем являются для него эти странствия?

2. Краткий пересказ основных эпизодов повести.

Учитель шестиклассникам: Ну, как, все поняли?

“Мастеровые”: Мы поняли, почему странник, а почему - очарованный?

“Странники”: Очарованный значит во что-то влюбленный, чем-то околдованный, так и наш Флягин всю жизнь был чем-нибудь восхищен: сначала голубями, потом девочкой-“воспитомкой”, которую он нянчил, русской природой, являвшейся ему в его видениях, когда он был в плену, красотой цыганки Груши. А еще он всю жизнь очень любил лошадей. Даже его рассказы о конях поэтичны, он использует в речи много уменьшительно-ласкательных суффиксов, иногда кажется, что он говорит о любимых ему людях.

Учитель: А можно ли эту увлеченность лошадьми назвать талантом?

“Странники”: Конечно, ведь он не просто их любил, он в них хорошо разбирался, чувствовал их настроение, понимал их, как самого себя.

Учитель шестиклассникам: Вот вы теперь имеете представление о Флягине, главном герое “Очарованного странника”, скажите, похож ли он на нашего левшу? (Учащиеся отмечают, что внешне не похож, но так же, как левша, талантлив по-своему).

3. Работа по карточкам.

Учитель: Сейчас я раздам вам карточки с перечнем всех отмеченных нами на предыдущих уроках качеств характера (как хороших, так и плохих) левши и Флягина. Вы должны будете выделить из них три самые, на ваш взгляд, яркие и распределить их по возрастающей, т.е. с третьего места - по первое.

Карточки для 10 кл.:

смелость

терпение

азартность

пассивность

самоотверженность

Карточки для 6 кл.:

смелость

терпение

пьянство

пассивность

самоотверженность

В результате этой работы у большинства школьников получается такая картина:

6кл: 3) пьянство, 2) терпение, 1) самоотверженность;

10 кл.:3) азартность, 2) терпение, 1) самоотверженность.

Учитель просит открыть записи на доске, скрытые под двумя листами бумаги и отметить, что их точки зрения совпадают с учительской.

Учитель: Вы, я думаю, заметили, что на первом и втором месте у Флягина и левши одинаковые черты характера. А вот на третьем они разные. Давайте поговорим об этом особо.

Странники, объясните, пожалуйста, мастеровым, что такое азартность и когда она проявлятся у Флягина.

Учащиеся пересказывают эпизод о “дуэли” с Савакиреем, отмечая при этом тот факт, что за это истязание Флягин не получал ничего, кроме удовлетворения от победы (что и подтверждает наличие в характере героя азартности), а также эпизод с Грушей, когда Флягин бросает ей под ноги пять тысяч хозяйских денег.

Учитель: Какими примерами вы, мастеровые, можете доказать свой вывод о пьянстве левши?

Учащиеся рассказывают, как левша ехал в Англию, поддерживая себя только положенной ему винной порцией, рассказывают историю его возвращения на родину, когда он поспорил с английским полшкипером, кто кого перепьет, и допился до чертиков.

Учитель: А нет ли в поведении левши в этой ситуации чего-то общего с поведением Флягина?

Шестиклассники делают вывод о том, что “парей” с полшкипером – это тоже результат азарта. А старшеклассники рассказывают о том, что и Флягин в некоторых жизненных ситуациях предавался пьянству, хотя при этом отмечают, что эти “выходы” у него связаны с его очарованностью лошадьми и красотой Груши, значит, пьянство и азартность – это две стороны одной медали.

Учитель: Еще раз взглянув на основные черты характера героев, мы с вами приходим к выводу о том, что они очень похожи между собой в самом главном, не так ли?

4. Словарная работа.

Прежде чем мы пойдем дальше, я хочу обратить ваше внимание на слово “самоотверженность”. Скажите, какие синонимы к нему вы можете предложить?

Варианты ответов.

Учитель: А знакомо ли вам слово “подвижничество”? Как вы его понимаете?

(Ученики пытаются найти объяснение, но точного представления об этом понятии у них нет).

Если нет вариантов, предлагаю обогатить свой словарный запас этим забытым, но таким “русским” словом.

Проведем небольшую словарную работу. Я раздам вам листы со словарными статьями из словаря Ожегова. Попробуйте сравнить значение этих слов и выделить наиболее подходящее для определения характера ваших героев.

Карточки:

Самоотверженность – способность жертвовать собой, своими интересами ради других.

Подвижничество – образ жизни человека, героически принявшего на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели.

Путем рассуждений учащиеся приходят к выводу, что слово “подвижничество” больше подходит их героям, отмечая в тексте словарных статей такие слова-сигналы, как “героически”, “высокая цель”. А главное - обращают внимание на само сочетание “образ жизни”, предполагающий осознанный выбор личности.

Учитель: Давайте еще раз посмотрим на ваши карточки с основными чертами характера героев и подумаем, а какой очень важной, может быть, даже самой главной черты здесь не хватает?

И “мастеровые”, и “странники” сразу определяют, что не хватает любви к Родине, или патриотизма.

5. Беседа о патриотизме.

Учитель: Мне бы хотелось, чтобы вы, “странники”, сказали нам, а как сегодня воспринимается это слово - патриотизм (акцентирую именно слово, а не понятие).

“Странники” в продолжение начатого ранее разговора говорят о том, что это слово немного “затерли”, растратили что-то важное, люди часто говорят очень красиво о своей любви к Родине, но не подкрепляют ее истинный смысл делами.

Учитель: Возвращаясь к Лескову, хочу попросить вас вспомнить, как в ваших текстах показана эта любовь?

“Мастеровые”: Левша очень простыми словами, будто говорит о чем-то обычном, само собой разумеющемся, выражает свое отношение к России: “Мы к своей Родине привержены”, “мы своему отечеству верно преданные”.

“Странники”: Флягин –  человек “очарованный”, поэтому его слова о Родине более выразительны, особенно в плену у татар, когда ему “очень домой хотелось”: “Глубине тоски дна нет, зришь, сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется, обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещенную землю и заплачешь…”

Учитель: У нас есть сочинение Куренковой Арины, шестиклассницы, в котором она очень удачно, на мой взгляд, подводит итог нашему разговору о преданности своей Родине. Давайте послушаем и обсудим некоторые моменты.

Ученица читает свое сочинение о Левше: “Мне понравился сказ Лескова. Он очень выразительный, сразу захватывает каждого, как в снежную лавину, своей неожиданностью, хотя читается нелегко. У меня от этого произведения остались бурные впечатления, которые хочется обсудить. Думаю, кого-то оно ранит в сердце, словно копьем эмоций. Давайте поговорим и порассуждаем о главном герое – левше. Детства хорошего он не видел, рано начал работать, его при учении нередко били, это мы видим из того, что у него на голове “волосья повыщипаны”. И вдруг перед ним то, о чем мечтает каждый бедняк: деньги, слава, красивая жизнь… но он отказывается от всего этого. Ох, уж эти глупые люди! Глупые, и в то же время такие гордые и трепетные!

В сказе нет таких красивых слов, и поэтому еще удивительнее, как Лескову удается написать обо всем этом, не посрамив честь русского человека, и при этом поставить его на такую высокую ступень!

Мне кажется, левша делает все правильно. Ведь я тоже люблю свою Родину, мне есть чем гордиться и, думаю, вам тоже”.

Учитель: Ну, “странники”, дайте свою оценку этой работе.

Старшеклассники отмечают высокую эмоциональность и образность сочинения, достигнутую благодаря риторическим вопросам, сравнениям, удачному подбору эпитетов; обращают внимание на то, что сочинение написано в форме разговора с современниками и даже содержит элементы дискуссии с возможными оппонентами. Учитель попутно добавляет, что это сочинение содержит элементы “эссе”, так как оно обладает индивидуальным стилем, построено на методе самонаблюдения, представляет ярко выраженную позицию автора не только к герою сказа, но и к проблемам всего произведения.

Учитель: Возвращаясь к теме нашего разговора, хочу обратить ваше внимание на слова о деньгах, славе, красивой жизни. Действительно, это испытание дано выдержать не каждому. Вспомним, как относились к левше в России и как принимали его в Англии. Для этого я хочу ввести присутствующих здесь в предмет спора, который возник у нас в 6  кл. с одним из наших учеников - Пашей Пырковым, который присутствует на этом уроке. Дадим ему слово.

Рассказ ученика о том, что у себя дома левшу за человека не считали, били, бросили под ноги в карете, как “пубеля”, когда везли к императору. А в Англии “ по плечам и коленкам с приятством ладошками охлопывали”, “своим дамам казали, те ему чай наливали”, предлагали дать “большую образованность”, родителей деньгами обеспечить, женить здесь на хорошей девушке. На вопрос о том, как бы он, человек нашего времени, представитель поколения XXI века, поступил на месте левши, мальчик ответил, что он остался бы там.

Учитель: Здесь мне бы хотелось задать такой же вопрос “странникам”.

Многие десятиклассники признаются, что поступили бы так же.

Учитель: Я хвалю вас за откровенность, но хочу продолжить наш с Пашей разговор. Расскажи нам, пожалуйста, как изменилось твое решение, когда ты узнал, что левша хочет передать на Родину некую военную тайну.

Ученик: Когда я понял, что левша “вдруг затосковал”, узнав о том, что в Англии ружья кирпичом не чистят, ведь от этого оружие портится, я сказал, что тоже постарался бы скорее сообщить это кому следует, а потом бы вернулся в Англию.

Учитель: Зная характер Паши, могу сказать всем присутствующим, что он пешком бы пришел, чтобы открыть такую важную для России весть, но именно поэтому, специально для него, хочу сделать “лирическое отступление”, которое на первый взгляд не имеет ничего общего с темой нашего разговора, но это только на первый взгляд.

- Скажи, Паша, ты маму любишь?

- Да.

- Почему?

- За то, что она меня родила, что заботится обо мне, кормит меня…

- А когда у нее плохое настроение?

- Люблю.

(Ко всем)

- А когда наши мамы плохо выглядят, мы любим их меньше?

- Нет, все равно любим..

-  А когда мамы болеют?

- Еще больше любим.

- Смею сказать, что мы любим мам уже просто за то, что они есть. Не знаю, как другие, но именно ты, Паша, и не сможешь долго жить в чужой тебе стране. Можно взять с собой маму, если она захочет, но как ты возьмешь улицы, по которым ходил, друзей, школу, с которой связаны многие приятные и неприятные события твоей жизни, все то, что тебе дорого, несмотря ни на что?

Так и Родину свою человек любит не за то, что она нам дала или не дала, а вопреки всему. Есть такой предлог в русском языке, который не просто раскрывает глубинный смысл слова “патриотизм”, а как нельзя лучше передает суть понятия “любовь к России” именно сегодня, когда у нас дома не все так хорошо, как хотелось бы.

(Примечание для редакции газеты “Литература”: этот выделенный курсивом эпизод, содержащий частный разговор с конкретным учеником можно заменить подпунктом “Обсуждение проблемной ситуации учащимися обоих классов, в ходе которого может возникнуть дискуссия”).

Возвращаясь к Лескову, можете вы прокомментировать своих героев с этой позиции – выдерживают ли они испытание своего чувства любви к родному дому?

Учащиеся находят подтверждения сказанному примерами из текстов.

6. Работа по стихотворению Ф. И. Тютчева.

Давайте обратимся к маленькому стихотворению Ф.И. Тютчева, которое вы видите на доске. Выразительно прочитаем его и попробуем ответить на вопрос, а как оно связано с нашим сегодняшним разговором и лирическим отступлением?

Подготовленный ученик читает стихотворение “Умом Россию не понять…”

И “мастеровые”, и “странники” отмечают, что в произведениях Лескова говорится именно о том, что не всегда можно объяснить поступки Флягина и левши, но оба они несут на себе эту самую “особенную стать”, и им хочется верить, как хочется верить и в возрождение былой славы нашей Родины. “Странники” добавляют, что в этом и заключена основная мысль всего творчества Н.С.Лескова.

Учитель: Да, идея - прекрасная, но давайте вспомним, каким языком она раскрывается в произведениях?

7. Разговор о стиле изученных произведений Н. С. Лескова.

Учащиеся разных классов отмечают, что писатель использует разговорную лексику, много просторечных оборотов.

Учитель: Скажите, а не кажется ли вам, что здесь кроется какое-то противоречие: такая высокая цель – и такая своеобразная творческая манера…

“Мастеровые”: Наоборот, когда говоришь о чем-то важном простыми словами, это быстрее доходит до сознания…

“Странники”: …и такой стиль как раз соответствует идее этих произведений Лескова: спасение – в искренности, талантливости, честности странных, на первый взгляд, людей из народа.

Учитель: Скажите, если бы вам пришлось переводить произведения Лескова на другой язык, с какими трудностями бы вы столкнулись, какие слова просто не смогли бы перевести и почему?

“Мастеровые”: В “Сказе о левше” очень много пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, а еще таких слов, которых нет ни в одном словаре, ведь повествование ведется от лица простого малограмотного человека, и он произносит незнакомые ему слова так, как слышит, часто искажая их.

Учитель: Снимем напряжение и поиграем. “Мастеровые” предложат нам всем слова из сказа, а “странники” попробуют разгадать их смысл, исходя из того, как они образованы.

Приводятся слова из текста “Сказа о левше” - “Аболон полведерский”, “мелкоскоп”, “бюстры”, “клеветон”, “ногавочки”, “долбица умножения”, “двухсестная коляска”, “парей”, “непромокабли”, “мермлюзьи монтоны” и т.д. Старшеклассники расшифровывают слова, обращая внимание на особую выразительность, емкость значений, которую приобретают слова в результате такого словотворчества.

Учитель: А в “Очарованном страннике” есть такие выразительные слова?

“Странники”: “Магнитизер”, “рукомесло”, “большая игрица”; “мисанеры”, “курохтаны степные”, “под сокрытием на послухах”; “воспитомка”, “статуй великолепный”. Вообще-то в повести большее внимание уделяется не подобному словотворчеству, а всему строю повествования, которое часто напоминает устное народное творчество, былинные и песенные формы, например, автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, особенно когда говорит о тех вещах, которыми он “очарован”.

8. Выводы о связи жанрового своеобразия повести и сказа и их идейного содержания.

Учитель: На уроках в обоих классах мы говорили о жанрах изучаемых произведений. Мне бы хотелось, чтобы сейчас вы сопоставили сказ и повесть-хронику и сказали, а зачем Лесков прибегает в своем творчестве к одинаковой манере? Не повторятся ли он?

“Странники”: “Очарованный странник” - это, как мы знаем, повесть-хроника, но по манере повествования его можно отнести к сказам. И если Н.С. Лесков и повторяется, то повторяется не случайно: он почти через десять лет хочет подчеркнуть важность той темы, которую начал много лет назад. “Сказ о левше” мог бы дополнить повесть “Очарованный странник”, он вполне мог быть рассказан Флягиным как один из многих вставных элементов этой повести…

“Мастеровые”: … значит, для Лескова было важно, что есть еще на Руси такие люди, как герои его произведений. Мы знаем, что неслучайно слово “левша” у Лескова написано с маленькой буквы, он сам говорил: “Там, где стоит “левша”, надо читать - “русский народ”.

Учитель: Указывая на тему урока, написанную на доске, помогает мастеровым закончить эту фразу:

…а “русский человек со всем справится”!

Учитель: Здесь же на доске вы видите репродукции икон XII века. Как вы думаете, зачем я их принесла, как они связаны с темой нашего урока?

9. Связь иконографии с проблематикой произведений.

Учащиеся рассказывают о том, что в обоих произведениях есть эпизоды, связанные с иконами (перед началом работы над блохой тульские мастера идут на поклон к “камнесеченной статуе Николы-Угодника”, а в “Очарованном страннике” несколько раз упоминаются образа “Спас на водах” и “Благое молчание”).

“Мастеровые”: В сказе часто говорится о вере в Бога. И хотя автор раскрывает эту сторону жизни левши с тем же юмором, понятно, что к Богу русские люди обращаются в самых трудных ситуациях и искренно верят, что Он им поможет. А когда англичане безуспешно пытались левшу “сбить, чтобы он на их жизнь прельстился”, для него важным было и то, что дома можно “в свой приход в церковь ходить”, как делали его родители. А на слова о том, что Евангелие у всех одно, левша ответил: “ Евангелие одно, а только наши книги против ваших толще, а вера полнее”.

“Странники”: Сам Лесков говорил, что “русский человек живет преимущественно верой”, и, судя по поэтичности строк, посвященных этой теме, для него было важно подчеркнуть ее.

Учитель: Хочу обратить ваше внимание на только что прозвучавшие слова: “Наши книги против ваших толще, а вера полнее”. Вы, “мастеровые”, сами говорили, что левша - малограмотный человек и знать, какие у кого книги, не мог. Ответьте на такой вопрос: чья мысль кроется за этими словами левши и о каких книгах речь? Вопрос сложный, может быть, попросим “странников” помочь с ответом, ведь они старше и знаний у них больше.

“Странники”: Наверное, как это бывает, писатель вложил в уста своего героя собственную мысль о том, что вся наша русская литература – это литература духовная, которую нельзя читать мимоходом, которая требует огромной работы ума и всегда несет важные нравственные уроки.

Учитель: У нас на уроке присутствуют эксперты, которые нам сейчас расскажут о библейских мотивах творчества Лескова.

10. Роль библейских реминисценции.

Ааб Анна (1 ученик): Как известно, Библия – источник всей мировой культуры, в ней заключена вся мудрость человечества. Повесть “Очарованный странник” и “Сказ о левше” являются только частью произведений Лескова, посвященных праведникам, людям, живущим по законам добра, справедливости и любви.

В Ветхом Завете есть эпизод о Содоме и Гоморре, библейских городах, стертых с лица земли за грехи. Единственным условием спасения людей, живущих здесь, было наличие в них хотя бы нескольких праведников. Но таковых не оказалось, и Бог послал на грешников огненный дождь. Именно поэтому существование на свете подвижников, таких людей, как Флягин и левша, которые способны “помереть за народ” - то есть за нас с вами - жизненно необходимое условие того, чтобы наступило то самое светлое будущее, названное в Священном Писании Царствием Божьим.

Сарычева Анна (2 ученик): Повесть “Очарованный странник” заканчивается словами: “…провещания его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам”. Мы провели небольшое исследование и обнаружили, что это почти дословное цитирование Нового Завета, Евангелия от Матфея,11:25:

“Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам”.

Интересно, что последняя глава повести написана с юмором, и, казалось бы, ей совсем не соответствует евангельский тон. Мы задумались об этом и пришли к выводу, что Лесков обращается к Книге Книг потому, что, во-первых, хочет вернуть нас к серьезным размышлениям, свойственным человеку при чтении Библии, во-вторых, указать на то, что проблемы повести – это вечные проблемы. И в Писании, и в повести “умные и разумные” - это те, кто противостоит Христу, Истине, именно поэтому им не дано понять, что готовность помочь людям – нормальное состояние души. И образ младенца возникает здесь совсем не случайно.

Когда ученики спросили у Христа, кто больше в Царствии Небесном, “Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф, 18:2-4). То есть, только тот, кто сохранит в себе чистоту и искренность ребенка, не осквернит свою жизнь преступлениями, сумеет осознать свои проступки, как это сделал Флягин, сумеет быть счастлив, пусть даже таким неординарным способом, как праведники Лескова.

IV. Подведение итогов и прослушивание пластинки.

Учитель: А теперь хочу сделать вам подарок. Я принесла на урок очень старую пластинку из семейной фонотеки с записью голоса еще одного великого “русского” - Ф. И. Шаляпина. Считается, что вот такие пластинки в отличие от магнитофонных записей сохраняют всю прелесть живого голоса, его дыхание, даже несут энергетику исполнителя. Мы послушаем русскую народную песню “Прощай, радость”. Хочу обратить ваше внимание на созвучность изученных нами произведений, стихотворения Тютчева и этой песни. Есть такое слово в русском языке “конгениальный” - совпадающий по талантливости, близкий по духу” (оно есть у вас на карточках) – вот это как раз тот случай. Так давайте послушаем Шаляпина и, глядя на слова Тютчева, вспомним еще раз о Флягине и левше.

V. Домашнее задание.

Дома, “мастеровые”, подумайте, какие вопросы вы бы хотели задать старшим товарищам; а вы, “странники”, какие советы вы дали бы шестиклассникам, и запишите свои вопросы и советы на листочках, можете даже написать письмо кому-либо конкретно, а я буду у вас “на посылках”.

И, прощаясь с вами, хочу сказать, при подготовке к уроку, назвав вас “странниками” и “мастеровыми”, я только потом поняла, как это верно.

Вы, десятиклассники, скоро выйдете из этих стен, начнется ваше “странствие” в большую жизнь, где не всё будет так гладко, как здесь, в школе, где вы свои, родные. И тогда вспомните только одно слово Николая Семеновича Лескова из “Очарованного странника” – “толцытеся”, то есть действуйте, стучитесь – и вам обязательно “откроется”, т.е. все получится.

Вам, “мастеровые”, еще учиться и учиться, так что – берегите “волосья”.

Ну, а вы, эксперты, уже “толцытеся”, помните, что за каждым ответом должен возникать новый вопрос, если этого не случилось, значит, вы стоите на месте, поэтому я желаю вам побольше вопросов, на которые мучительно хочется найти ответы.