Статья "Формирование основ разговорной этики в 1-м классе"

Разделы: Начальная школа


С самых первых уроков по развитию речи учитель на доступном материале показывает роль речи в жизни каждого человека, раскрывает основные её функции. В ходе этой работы ученики имеют возможность понять, что речь необходима каждому, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, получить информацию о действительности, повлиять на мысли и чувства людей. Поэтому очень важно не только то, о чём мы говорим, к чему призываем, но и то, как мы это делаем, как обращаемся, друг к другу, как общаемся.
На этом этапе, безусловно, не употребляется ни сам термин разговорный речевой этикет, ни его значение, как совокупность национально-специфических, исторически измененных правил, закрепленных в речевых формулах и обязательных для членов общества (см.: Формановская Н.И. Вы сказали “Здравствуйте!”: Речевой этикет в нашем поведении; - М-1982-с.4)
Использовать элементарные азы, нормы этикета помогут соответствующим образом подобранные упражнения, например:

  1. Прослушайте магнитофонную запись разговора сына (дочки) с мамой.

  2. –Доброе утро, сынок! Время вставать.
    –Доброе утро, мамочка!
    Зачем люди начинают свой день этими словами? Почему их называют вежливыми? Какие вежливые слова вы слышите на протяжении дня? А употребляете ли их сами? Умеете ли правильно использовать эти слова?
  3. Рассмотрите рисунки. (Учитель предлагает несколько сюжетных иллюстраций: 2 друга здороваются, ученик приветствует человека пожилого возраста, школьник приветствует учителя). Какими приветствиями вы озвучите каждый из этих рисунков? (Добрый день! Здравствуйте! Доброе утро! Привет!) Объясните, почему?
  4. Посмотрите на эти рисунки (на одном из них ученик пробегает мимо учителя, бросая на ходу: “Привет!”, на другом - почтительно приветствует педагога словами “Доброе утро!”) Кого из мальчиков вы считаете воспитанным? Почему?

На материале таких заданий необходимо показать, что формами “Доброе утро!”, “Добрый вечер!”, “Здравствуйте” пользуются все – и взрослые, и дети, словами же “Привет!”, “Салют!” могут приветствовать друг друга только близкие между собою сверстники, товарищи, друзья. Две последние формы употребимы только среди молодёжи, к старшим обращаться таким образом недопустимо. Это говорит о невоспитанности. А вот взрослые употребляют “свои” слова и обороты, например: “Доброго Вам здоровья!”, “Моё Вам почтение!”, которыми пользуется большинство людей пожилого возраста. Среди учеников и молодёжи такие формы неупотребимы.
На одном из следующих этапов работы выясняется специфика употребления таких слов, как “благодарю”, “спасибо”, “пожалуйста” и др. Работу можно начать с чтения стихотворения “Волшебные слова”:
Ко всем сердцам у всех людей
Есть ключики свои.
Мы пользуемся ими очень часто.
- И что за ключики? –
Конечно, спросишь ты.
- Волшебные слова –
“Спасибо” и “пожалуйста”.

Вопросы и задания.
Какие слова в тексте были названы волшебными?
Почему их считают ключиками ко всем сердцам?
Рассмотрите рисунок (одна ученица даёт другой тетрадь; мальчик помогает нести бабушке ведро с водой).
Как вы думаете, что сказала одна девочка другой при этом?
Озвучьте картинку. (Оля, я забыла дома тетрадь. У тебя нет лишней? – Возьми, пожалуйста. – Спасибо!).
Что мог сказать мальчик, и как его отблагодарила бабушка? (“Позвольте (разрешите), бабушка, я вам помогу. – Пожалуйста, мне, действительно, тяжело. Спасибо тебе, мальчик. Какой ты внимательный и добрый!)
Если дети затрудняются, им необходимо помочь, предложить несколько вариантов диалогов, из которых берётся больше ответов.
Можно дать задание по тексту “Хорошие привычки”
-“Доброе утро!” - говорите вы маме и папе, проснувшись, учителю, когда он входит в класс. “До свидания!” - идя из школы домой. “Спасибо”, “Благодарю”, - щедро благодарите за оказанную вам услугу. И всем от этих слов становится лучше и приятней.
(Из книги “Весёлка” - Киев – 1978г. с. 100)

Вопросы и задания:
Подумайте, почему всем от этих слов становиться лучше и приятней?
Как вы понимаете слово “привычки”?
А какие ещё народные обычаи вам известны?

Цель этих заданий – сформировать у первоклассников элементарные понятия о речевом этикете, обогатить их словарный запас необходимыми в ежедневном общении словами, оборотами. Такие упражнения помогут детям понять, какие именно выражения употребимы в той или иной ситуации. Приобщение учеников к поиску ответов, выполнение заданий влияет не только на осмысливание необходимой информации, но и на формирование необходимых морально-этических норм и правил поведения.
Поскольку речевой этикет – это совокупность словесных форм и таких неречевых выразительных способов, как жесты, мимика, интонация, то естественно, возможности словесных форм вежливости целесообразно отрабатывать в системе эстетического поведения человека. Иначе, в самом этикете, как утверждает В.В. Гольдин (См: Гольдин В.В. “Речь и этикет” - М. 1983г. с.4), много чего остается непонятным. Так, приветствия мы сопровождаем соответствующими жестами, интонацией, мимикой. Поэтому, чтобы научиться правильно оценивать этикетные особенности поведения, нужно сформировать у детей умение отличать их и пользоваться в соответствующих ситуациях.
Работая над диалогами, следует уделить максимум внимания в работе над его составляющими – интонацией, мимикой, жестами. При этом необходимо использовать магнитофонную запись, диафильмы или мультфильмы, грамзапись и детские сюжетные рисунки. Смысл записанного должен быть понятным и близким для первоклассников, например “В хлебном магазине”, “Разговор двух друзей”, “Разговор мамы с дочкой” и другие. Причем для активного осмысливания материала, его усвоения после анализа записей – образцов полезно ввести и такие, в которых есть отклонения от норм, например: во время разговора один ученик дёргает за рукав другого; проходя мимо учителя, ученик бросает скороговоркой невыразительное “Здрас-с-сте”. Вопросы “Правильно ли ведут себя дети, изображённые на картинках?” или “Можно ли этих учеников назвать воспитанными?” вызывают размышления у детей. А это, как известно, стимулирует познавательную активность у детей, способствует усвоению соответствующих правил и норм.
На уроке можно познакомить детей с содержанием сказки “Зачем говорят “спасибо” из книги В.А. Сухомлинского “Горячий цветок” (к. 1978 – с. 100) Вот её содержание:
Дремучим лесом шли два путешественника – Дедушка и Мальчик. Было очень жарко, путешественникам хотелось пить. Вскоре они добрались до ручейка. Тихо журчала холодная вода. Путешественники напились. Дедушка сказал:
- Спасибо, тебе, ручеёк!
Мальчик усмехнулся.
- Почему ты усмехаешься? – спросил Дедушка.
- Зачем ты, дедушка, сказал ручейку “спасибо”? Ведь он не живое существо. Не узнает о твоей благодарности, не услышит твоих слов.
- Это так. Если бы волк пришёл напиться, он бы, может, не поблагодарил. Мы же не волки, мы люди.
 
Вопросы и задания:

Зачем люди говорили “спасибо”?
Можно ли назвать мальчика невоспитанным?
Подтвердите фактами из текста, что это не так.
Подумайте, почему же мальчик улыбнулся?
Как думаете, к какому выводу пришёл мальчик?
Какие слова в речи Дедушки являются главными?
Как их выделить интонацией?
Перескажите диалог в лицах.
Или другое задание посложнее, которое предусматривает творческий подход. Учитель читает сказку В.А. Сухомлинского “Зайчик и Рябина”
Засыпало снегом землю. Нет еды Зайчику. Увидел Зайчик красные ягоды на Рябине. Бегает вокруг, а ягоды высоко. Просит Зайчик:
- Дай мне, Рябина, гроздь ягод.
А Рябина говорит:
- Попроси ветра, он сорвет. Попросил Зайчик Ветра. Прилетел Ветер, качает, трясёт Рябину. Сорвалась гроздь красных ягод и упала на снег. Ест Зайчик ягоды да Ветер благодарит.
 
Вопросы и задания:

Каким тоном обратился Зайчик к Рябине?
Как она ему ответила?
Перескажите разговор в лицах Зайчика и Рябины.
Как вы думаете, обратился Зайчик к Ветру?
Передайте это обращение от имени Зайчика.
Какие вежливые слова введёте в речь Зайчика? (Ветер, оторви, пожалуйста, гроздь ягодок.)
Как Зайчик отблагодарил Ветер? (Спасибо, Ветер. Благодарю тебя, Ветер.)
Такие виды заданий полезны не только для формирования навыков вести разговор, но и для усвоения элементарных вещей культуры поведения, интонационных особенностей диалога.
Поскольку в школьной практике для первоклассников широко используются игровые задания, которые влияют на реализацию воспитательной и развивающей цели, очень полезно предусмотреть в системе всей работы по формированию основ речевой этики несколько таких заданий:
1. Организуйте игру “В магазине”.
2. Организуйте с товарищами уборку классной комнаты.
Предлагая такие задания – игры, необходимо разделить ребят на группы, дать им чёткие установки: С чего необходимо начать игру? К кому обратиться? Как? и другие.
Продолжением работ по формированию речевой этики могут стать уроки, на которых развиваются речевые умения. В помощь педагогу рекомендуется такая литература, где даются методические рекомендации, советы: Апишина А. А. Формановская Н.И., Русский речевой этикет – М. 1982г., Коготкова Т.С. Как обратиться к родителям (об автоматизации речи) Формановская Н.И. Речевой этикет. Цикл статей Грибова Л..А. О культуре поведения, Чуковский К.И. Живой, как жизнь: О русском языке – М. – 1966г. и другие.
Предлагаю несколько заданий, а также отрывков из перечисленных источников, которые используются на занятиях.

1. Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос: Как надо говорить, чтобы всем было понятно?
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2. Запомните слова – приветствия, какими из них вы будете приветствовать маму, учительницу, друга, соседа?
Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер! Здравствуйте! Привет! Салют! Приветик! Здорово!
3. На картинке вы видите одних и тех же ребят, которые встречаются друг с другом в разное время: утром, днем, вечером. Как они могут поздороваться?
4. Посмотрите на рисунок и скажите, какие жесты не нужны во время беседы? Почему?
5. Общественное место – это место для всех людей: театр, кинотеатр, библиотека, поликлиника, автобус. Внимательно прослушайте отрывок и ответьте на вопрос: “Где нельзя громко разговаривать? Почему”?

Пожалуйста, потише.
В какое бы общественное место
Судьба сегодня Вас ни привела-
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.
Про то, что к вам приехал дядя Коля,
Что кошка утащила пять котлет,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет,
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
Совсем необязательно кричать,
Ведь вас и так услышат,
Ведь вас и так услышат
Попробуйте все тихо рассказать.
(Из передачи “Веселые уроки радио няни”)
 
6. Составьте диалог по данной ситуации.
Ты с товарищами громко разговаривал в автобусе. Пассажиры сделали тебе замечание.
7. Составьте диалог, разыграв сценку по данной ситуации (Ты с мамой вошел в автобус и увидел впереди своего друга).
8. Прослушайте стихотворение
Я в автобусе стоял.
Вдруг на повороте
Кто-то сзади мне сказал:
–Вы сейчас встаете?
Нам к ответу бы призвать
Этого героя:
“Объясни, как может встать
Тот, кто едет стоя?”
(А. Благов)
Как же следует спросить правильно?
 9. Прослушайте стихотворение
Здравствуйте, сосны, дубы, тополя!
Здравствуйте, горы, луга и поля!
Здравствуйте, избы разных деревень!
Радостным будет сегодняшний день!
(Г. Ладонщиков)
Как вы думаете, почему слово здравствуйте обращено к неодушевленным предметам?
Какие чувства выражает этим автор?
Эти и подобные задания помогут развить у детей уважение к слову и его значению. Они касаются глубинного, спрятанного смысла слова, которое в данном случае является не столько формулой приветствия, сколько выражением заинтересованности родной природой, чувством любви.
10. Послушайте запись диалога в автобусе. Юра вошел в автобус. Народу было очень много.
- Передайте, пожалуйста, деньги на билет.
- Билет стоит не три, а пять рублей.
- Извините, пожалуйста. Вот пять рублей.
- Возьми билет.
- Спасибо. Разрешите, я пройду вперед.
- Какой вежливый мальчик, - сказала одна женщина другой.
- Да, он умеет себя вести, - заметил военный
(По В. Осеевой)
Вопросы и задания. Почему Юру назвали вежливым мальчиком? Согласны ли вы с пассажирами? Докажите свою мысль. Разыграйте эту сценку с ребятами.
Задания по типу “Разыграйте”, “Озвучьте…” помогают осмыслить детям основные нормы этикета, их роль в повседневном общении, подбирать нужный тон разговора, соответствующие жесты, закреплять правильные выражения, приучают наших воспитанников к тому, что самое главное - быстро, правильно вступить в контакт с собеседником, поскольку коммуникативные умения и привычки доводятся до автоматизма.
Практика работы опытных педагогов убеждает в том, что интересная работа с элементами игры, проблемно-поисковые задания способствуют максимальному усвоению соответствующей информации, формированию умений и навыков, которые со временем становятся нормой поведения.
Вот еще несколько упражнений, которыми учитель может пользоваться.
1. Послушайте текст и ответьте на вопросы, поставленные в нем.
Леночка делает бусы для мамы. Костик пробежал мимо, задел за нитку и часть бусинок слетела. Лена готова была заплакать. Но Костя сказал волшебное слово (какое?) Лена улыбнулась и ответила Косте. Что она сказала?
2. .Послушайте стихотворение. Подумайте, как можно его озаглавить?
Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой нахмурились сразу,
Но папа нашелся, взглянул им в глаза,
И робко, и тихо “Простите” сказал.
И мама молчит, улыбается даже,
Мы купим другую, есть лучше в продаже…
“Простите!”- казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
(Н. Юсупова)
Вопросы и задания. Почему мама сначала нахмурилась, а потом улыбнулась? С какой интонацией следует произносить слова извинения? Как бы вы попросили извинения у учителя, если бы забыли дома тетрадь, книгу? Разыграйте эту сценку.
3. Послушайте запись телефонного разговора и скажите, какой из них – разговор Маши с Катей, а какой – Маши с Катиной мамой.
На месте пауз вставьте нужные слова:
– Привет.…Это…
– А это ты,…? Здравствуй!
– Я хочу посмотреть мультфильм “Незнайка на Луне”, но не знаю, когда он начинается. Может, ты знаешь?
- В одиннадцать часов.
– Спасибо... До свидания!
- До свидания!
- Здравствуйте! Это говорит… А дома ли …?
- Да, сейчас она подойдет. Как твое здоровье, ведь ты болела?
- Спасибо, все уже хорошо, я уже хожу в школу.
- А вот и … Всего хорошего.
До свидания…
4. Можно ли начать разговор по телефону так, как его начали Сережа и Андрей?
Сережа: Андрюха дома?
Андрей: Можно Сергея?
Как бы вы начали свой разговор по телефону? Почему?
5. Марина пригласила свою одноклассницу Лену в гости. Она назвала номер своего дома и квартиры, объяснила, что дом находится рядом с гастрономом. Отправившись в гости, Лена никак не может отыскать нужный дом. Как бы она обратилась с вопросом помочь ей найти этот дом, если бы она встретила кого-то из одноклассников. А как обратилась бы к незнакомому человеку? Выбери правильно составленный вопрос: Привет, Коля! Как хорошо, что я тебя встретила. В каком доме живет Марина?; Колька, отвези меня к Марине!; Подскажите, пожалуйста, как пройти к гастроному?; Дяденька, где гастроном?
6. Послушайте запись рассказа, который называется “Слово о вежливости”.
Однажды у нас был спор о вежливости.
– Вот, например, если я сижу в автобусе, - закричали Лида, - а входит старушка, я ей сразу место уступлю!
– Это каждый дурак знает!- закричал Марат Саркисян.- А еще надо сказать:
– Садитесь, пожалуйста! Поняла, ворона?
- Ты что, с приветом?- закричал Дима Ковалев.
- Надо сказать старушке: “ Будьте любезны, садитесь, пожалуйста”. Понятно? А так она и не захочет садиться на твое дурацкое место!
- Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса!
- Не беспокойся, старушка не такая попрыгунья… Сам скачет, а на других сваливает.
(Из книги “Речь. Речь. Речь.)
Можно ли назвать участников этого спора вежливыми ребятами? Ведь они употребляли вежливые слова, объясняли свое поведение в автобусе; все они считают, что старушке надо уступить место.
Поскольку употребление этикетной лексики часто тесно связано с необходимостью присоединить к ней слова-обращения, необходимо познакомить детей на материале четырех последних упражнений с элементарными нормами их употребления.
Так, первоклассники могут уяснить, что не следует говорить дядя, тетя, дяденька, тетенька и др. незнакомым людям так, как это их может обидеть. Если словами дядя, тетя обращаться к старшим по возрасту, соседям, тогда к ним непременно нужно присоединить имя, например тетя Валя, дядя Коля (Доброе утро, дядя Коля!).
Правильнее обращаться по имени и отчеству. И совсем недопустимо давать своим сверстникам прозвища, как это показано на материале шестого упражнения (ворона, осел и др.)
Грубыми считаются также формы эй, ты!; Эй, вы! На примерах последних упражнений необходимо научить первоклассников правильно обращаться как к старшим по возрасту, так и к сверстникам, знакомым и незнакомым.
Понятным и допустимым есть обращение к ровесникам на “ты” (“Скажи, пожалуйста…; Извини, ты не знаешь, как пройти на улицу Серова?; к старшим же по возрасту обязательна форма на “вы” (Прошу вас, скажите….;Извините, как пройти…?
Работая над формированием у первоклассников основ речевой этики, необходимо обратить внимание на употребление слов - обращений: Людмила Петровна, папа, мама, бабушка, дедушка. Во время выполнения заданий, которые требуют озвучивания, разыгрывания той или иной ситуации, важно помогать детям правильно употреблять слова-обращения.
Таким образом, формируя у первоклассников основы речевой культуры, учитель может прививать им конкретные навыки пользования этой лексикой, развивать у них чувство коммуникативной целостности, в целом думать о том, чтобы приобретенные знания и умения стали нормой повседневной жизни. Каждый учитель может использовать этот материал по своему усмотрению, независимо от опыта работы, специфики класса, цели.