Несколько слов о проблемах преемственности между начальной и средней школой, возникающие при обучении математике

Разделы: Математика


В процессе обучения одна из самых старых и плохо решаемых проблем – преемственность.

Особенно трудно приходится нашим детям при переходе из начальной школы в среднюю.

Для ребят меняется все. От одного учителя начальной школы, который знал их, они попадают к учителям предметникам, те же, кроме них, могут иметь еще 200-300 учащихся. Вместо одного кабинета, где дети учились, теперь им приходится ходить по всей школе и т.д. Но больше всего проблем возникает у ребят, которые в начальной школе учились по системе развивающего обучения. Причин здесь несколько, главная из них (в условиях государственных школ) – это нежелание учителей средней школы работать по системе развивающего обучения в 5–9 классах, поскольку надо будет менять свою систему обучения, выработанную годами, да и большая нагрузка учителей часто не позволяет заниматься чем-то новым. Вторая важная проблема, подход к обучению в системе развивающего обучения (от абстрактного к конкретному) очень отличается от традиционного подхода (от конкретного к абстрактному), не говоря о том , что и содержание программного материала тоже отличается.

Возникает вопрос: “Возможно ли найти выход из создавшейся ситуации?”

Думаю, что возможно. Для этого надо выполнить несколько обязательных условий:

  • учитель, который будет работать в 5-м классе должен знать программу 1-4 классов по системе развивающего обучения. Самый оптимальный вариант, если учитель начальных классов пойдет со своими детьми и дальше, хотя бы до 7-го (но так случается редко);
  • учитель старших классов сам должен быть творческой личностью и лидером демократического типа. Он должен уметь слушать детей, даже, если порой их предложения кажутся совершенно абсурдными;
  • конечно, учитель старших классов должен поддерживать тесный контакт с учителем начальных классов.
  • Эти условия подходят для любого предмета, а у математики есть свои конкретные проблемы при переходе в старшую школу:
  • учебники для средней школы разработаны хорошо только по традиционной программе (лучше подходит “Математика 5 класс, 6 класс”, авторы Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и другие. Издательство “Мнемозина”,2000 г.);
  • изложение материала идет от конкретного к абстрактному, значит, надо перестроить ход урока;
  • часть материала 5-го класса по математике в виде пропедевтического курса, т.е. обзорно, дети прошли в начальной школе. Значит, нельзя повторяться, иначе детям будет скучно;

Кроме того, основная задача учителя развивающего обучения – осуществить органичное слияние процессов обучения и развития школьников. Как же сделать работу на уроке развивающей? Учебная самостоятельность школьника начинается с его способности разграничить: это я знаю, умею, а этого еще не знаю, не умею. Чтобы ребенок мог сделать такой выбор, следует вести систематическую работу. Введение любого нового знания должно быть подготовлено логикой предшествующей работы. Обучение, представляющее собой правильно организованную систему постановки и решения учебных задач, и будет носить развивающий характер.

Естественно, что новые цели, содержание и методы работы на уроке влекут за собой и новую типологию уроков:

  1. урок постановки учебной задачи;
  2. урок моделирования;
  3. урок решения частных задач (закрепление);
  4. урок оценки (контрольные работы).

Типы уроков условны, в процессе работы у учителя могут возникнуть и другие типы уроков, кроме того, можно использовать не все. Чаще всего учителя средней школы используют первый тип урока.

Еще надо сказать несколько слов о самих программах развивающего обучения в начальной школе. В нашей школе мы работали по программам Эльконина - Давыдова, Занкова, Петерсон. На сегодняшний день осталась только программа Петерсон, связано это с большим количеством причин (одна из них - слишком дорогие учебники и обучение учителей), но, наверное, главная в том, что обучение по программе Петерсон, больше всего подходит к традиционной программе, т.к. изменяя содержание, не изменяет основной классно-урочной формы обучения.

Итак, сделаем вывод, можно ли детей, которые обучались в начальной школе по системам развивающего обучения, обучать далее по традиционной программе. Да, это возможно, если в школе будет найден учитель, знающий систему развивающего обучения и способный учесть особенности работы этих детей на уроке и умеющий быть демократичным лидером.

Далее я хочу привести пример урока “Постановки учебной задачи” в 5-м классе по теме: “Смешанные числа”.

Конспект урока по математике. 5 класс.

Тема: “Смешанные числа”.

Тип урока: Постановочный.

Цели урока:

  • познакомить с новым математическим термином – смешанные числа;
  • познакомить с алгоритмом превращения неправильных дробей в смешанные числа;
  • создать на уроке “ситуацию успеха”;
  • создать на уроке ситуацию, при которой дети будут активно узнавать новое.

Примечание:

  • “ситуация успеха” - это знания и умения, полученные детьми на предыдущих уроках. Ребята знакомы с обыкновенными дробями; они могут отличить правильные дроби от неправильных; они умеют сравнивать, складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;
  • дважды на уроке создается ситуация, при которой дети вынуждены сами искать ответ, на поставленный вопрос;
  • в конце урока дети проводят небольшой самоконтроль;
  • этот урок не ставит цели выработать навык выделения целой и дробной части смешанного числа из неправильной дроби, он только дает понятие о смешанном числе;
  • на постановочном уроке трудно оценить работу учащихся ,на таких уроках я (как правило) ставлю только “моральную” отметку, т.е. хвалю детей.

Ход урока

1.Постановка учебной задачи (работа в парах).

Задание: выпишите из ряда чисел все обыкновенные дроби, следующим образом (на доске таблица).

Обсудите в парах, почему вы выписали именно эти числа.

Правильные дроби Неправильные дроби
25
50
5
5
35
100
7
5
1
2
6
4
120
240
 

Примечание: числа появляются в таблице после проверки.

Проверка работы.

Учитель: Кто закончил, приготовьтесь доказать свою правоту (к доске можно вызвать ту пару, которая закончила раньше всех, чтобы сэкономить время; можно вызвать слабых учащихся, если сделают ошибки, будет над чем поработать).

Учитель: Проверьте выполнение задания, какие будут замечания, дополнения (при объяснении повторить определения, что называется правильной и неправильной обыкновенной дробью) .

Примечание: у слабых детей могут быть любые ошибки, все исправить.

Последние ошибки, которые надо разобрать, это ошибки на вписывание в таблицу смешанных чисел.

2.Понятие о смешанных числах.

Учитель: Давайте вновь обратимся ко второму столбику нашей таблицы, что вы можете сказать о дроби (ответ; числитель равен знаменателю). Чему она будет равна?

Докажите, что эта дробь равна 1 ( на координатном луче).

img4.JPG

Возьмем следующую дробь. Запишем в тетрадь:

В математике знак “+” в смешанных числах подразумевается, но не пишется.

Как будем читать это число?

Учитель: Возьмем еще одну дробь из второго столбика нашей таблицы.

img6.JPG

Учитель: Рассмотрим полученные результаты. Из чего состоят эти числа?

(Из целой и дробной части), в них все смешано, т.е. это числа смешанной записи.

Математики говорят короче: “смешанные числа”.

Каждую ли неправильную дробь можно перевести в смешанное число? (Нет, если у дроби числитель делится на знаменатель без остатка, то получится натуральное число).

Найдите смешанные числа в первом задании и прочитайте их (вслух).

3.Выделение целой и дробной части из неправильной дроби.M

Учитель: Как мы выделяем сейчас целую часть из дробной:

Так, конечно, очень удобно искать целое?(нет) Тогда предложите свой способ выделения целой части из неправильной дроби. Условия при этом такие: способ должен быть простым и давать правильный результат. Свой способ проверьте в парах на трех дробях:

Примечание: здесь учащиеся могут предложить разные варианты, даже совершенно абсурдные. Надо выслушать три – четыре ответа и помочь самой. Можно сказать, ГДЕ ПРОЧИТАТЬ (учебник: “ Математика 5 класс”, Виленкин В. И., Жохов В.И., стр. 232). Часто бывает, что кто-нибудь из любопытных детей уже прочитал в учебнике правильный ответ дома и расскажет всему классу (это хорошо).

4.Предварительный итог урока.

Учитель: Давайте повторим, что вы запомнили из нового материала.

-Как называются такие числа:

img9.JPG

-Какой знак стоит между целой и дробной частью смешанного числа, но мы его не пишем?

-Как можно из неправильной дроби получить смешанное число? (разделить числитель на знаменатель и т.д.)

5.Самостоятельная работа (самоконтроль).

Учитель: Теперь вы проверите сами себя. Откройте учебник на стр. 233, №1059.

Прочитайте задание. Кому понятно, что надо сделать.(выделить целую часть из дробей).

Проверка: Кому было легко? У кого все получилось? У кого возникли вопросы? У кго пока еще не получилось? Сверяем свою работу с работой на доске ученика (ребенок делал вместе со всеми с обратной стороны доски) и исправляем ошибки.

6.Домашнее задание.

Учитель: Откройте учебник на стр. 261. Дома вы решите № 1082, он аналогичный № 1059 и задачу на повторение № 1077.