Преподавание психологии в школе

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Описанный урок из четвертого раздела моей авторской программы для седьмого класса по Психологии Общения, который называется «Восприятие человека человеком». Этот раздел включает четыре темы. Под номером два стоит та, разработку которой вы сейчас прочтете. Подростковый возраст – проблемный в процессе обучения в школе и взаимоотношений дома. Проблемы общения со сверстниками, родителями, педагогами, проблемы культуры поведения актуальны для него. Причиной является психополовое созревание. Такие особенности подростков как импульсивность, обостренная чувствительность, тревожность, неуверенность в себе, агрессия делают необходимым сосредоточение внимания на формировании навыков конструктивного взаимодействия, развитие рефлексивных умений. Особенно важно, что в состоянии становления и развития находится самосознание подростка. У него очень высока потребность в самопознании, самовыражении и самоутверждении. Вот почему необходимо именно в этом возрасте создать условия для узнавания подростком себя как личности, понимания других людей, дать в пользование социально одобряемые и безопасные «инструменты» для самовыражения и утверждения себя. Сомнительно, что пробелы в обучении общению и воспитании коммуникативной культуры именно в этом чувствительном возрасте могут быть полноценно ликвидированы в последующие годы жизни человека. Интерес к содержанию и методам обучения обеспечивает активность подростка и высокие результаты обучения. Поэтому мы используем активные групповые методы, среди которых дискуссионные (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций), игровые (ролевые игры, творческие игры, контригры), сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя и других как психофизиологического единства). Активный метод - эвристическая беседа - используется часто, потому что эффективен и любим учениками. Эмоциональное включение ребят является важным фактором сохранения познавательной активности, обладает богатым воспитательным и психотерапевтическим потенциалом, поэтому мы широко используем «педагогику кино». Приглашаю Вас на февральский урок психологии в седьмой класс. Сегодня у нас тема:

«Что влияет на восприятие окружающих».

Цели: Учить понимать механизмы восприятия человека человеком. Развивать рефлексивные и эмпатические умения учащихся. Воспитывать культуру взаимоотношений, ассертивность.

Знать:

  • Особенности межличностного восприятия: возрастные, половые, профессиональные особенности.
  • Механизмы восприятия человека человеком.

Уметь: Отождествлять себя с другим человеком, разделять его чувства, видеть себя глазами других.

Ключевые слова: восприятие, понимание, сопереживание, вчувствование, идентификация, эмпатия, рефлексия.

Оборудование: бумага и ручки, аудиокассета с записью спокойной музыки, видеокассета с записью фрагментов фильма Люка Бессона «Жанна Д Арк», видеозапись из жизни первоклассников, таблички с терминами, обезьянка или другая игрушка для хорошего настроения, а может быть и для удивления учеников.

Здравствуйте, ребята! Мы с вами изучаем психологию. А эта наука, как и многие другие, любит эксперимент. Поэтому сегодня именно с него начнем наше общение. Можно ли управлять своими мыслями? Кто-то думает, что да, а кто-то считает это невозможным. Среди последних был известный острослов Хаджа Насреддин. Этот ловкий человек обещал вылечить людей от любой болезни, если они справятся с его заданием. Оно связано с управлением своими мыслями. Это задание предстоит выполнить вам. Необходимо закрыть глаза, если вам не удается выполнить условие, хлопните в ладоши и продолжайте. Нужно продержаться 100 секунд. Удачливый исполнитель поделится с нами своими секретами. Итак, начинаем:

«Не думайте о белой обезьяне»!

Время закончилось! У нас есть ребята, которые избежали аплодисментов и победили Насреддина. Пожалуйста, расскажите о своих методах.

Ребята будут говорить о том, что они старались думать о другом, что рисовали с помощью воображения иные образы. А может быть, Вас ждет сюрприз, и именно Ваш ученик придумает новый способ. И, конечно, Вы поблагодарите и отметите его как-то особенно.

Наш эксперимент доказал, что некоторые могут управлять своими мыслями. Напоминать об этом нам будет эта игрушка – белая обезьянка. Сегодня она наш партнер и вдохновитель урока.

А как же с восприятием человека человеком? Можно ли управлять этим процессом? Что влияет на восприятие окружающих?

Так как ученики уже знают, что такое восприятие человека человеком и его закономерности, они могут сразу пытаться ответить на вопрос, аргументируя свой ответ.

Сегодня я расскажу вам о том, что поможет полнее ответить на вопрос урока. Мы будем играть и тренироваться, чтобы научиться применять эти знания в своей жизни, а также для того, чтобы вы могли поделиться своим опытом с другими.

Мы все знаем, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия людьми друг друга. Мы говорили, что восприятие человека человеком можно назвать еще и пониманием человека человеком. Легко или трудно людям понимать друг друга? И да, и нет. Почему?

Вы правильно думаете, что восприятие зависит от воспитания, образования, настроения, обстоятельств, возраста человека. Дети больше ориентируются на внешность, больше обращают внимания на одежду, ее привлекательные или оригинальные детали, аксессуары. Дети распознают эмоциональные состояния других людей, больше ориентируясь на выражение лица. Взрослые оценивают еще и жесты, мимику, интонацию. Восприятие может зависеть от пола человека и от его профессии. Так, при оценке людей педагоги в значительной степени ориентированы на особенности речи воспринимаемых; милиционеры - на их внешний вид, а спортивные тренеры, прежде всего, замечают физическое сложение человека. Внутренние психологические и социальные установки как бы «заставляют» человека оценивать окружающих по строго определенным параметрам.

Давайте усомнимся и проверим это. Разделимся на две команды. Первая команда - «Актеры», вторая – «Эксперты». Каждый из «актеров» получит социальную роль. Используя свои наблюдения, постарайтесь вжиться в роль, сыграть ее реалистично и выразительно. «Эксперты», наблюдая за «актерами», отгадайте роли, которые исполняют ваши одноклассники.

Примерные роли: тренер по легкой атлетике, детский врач, бабушка одного из первоклассников, режиссер будущего фильма о детях, учительница рисования, директор школы и т.д.

Роли могут быть написаны на листке бумаги или нашептаны на ухо ученику. Они могут находиться в сумочке у обезьянки – помощника. До определенного момента это тайна для всех кроме исполнителя.

«Эксперты» и «Актеры» смотрят видеофильм о первоклассниках (вы можете сами отснять фрагменты, или взять готовый фильм о вашем ребенке, о брате или сестре кого-либо из ваших учеников). Перед просмотром вы даете инструкцию: « Пожалуйста, смотрите фильм, пребывая в своей роли».

После просмотра опрашиваете детей, получивших роли: «Что вы можете сказать о детях, которых увидели?» Эксперты угадывают социальную роль отвечающего.

Вопросы для экспертов:

  1. Трудно или легко было угадать роль?
  2. Что именно позволило вам найти ответ?
  3. Что было удачным в исполнении роли?
  4. Какие штрихи вы бы добавили в исполнение?

Разрешили ли мы свои сомнения в том, что индивидуальные различия людей и их установки влияют на восприятие человека человеком?

Затруднять понимание людей могут установки, содержащие в себе ложные представления об абсолютной справедливости, о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим, отсутствие критических требований к себе. Встречались ли в вашей жизни люди, имеющие такие установки, и как это влияло на качество их общения с другими людьми?

Закройте глаза и прокрутите перед своим мысленным взором кинопленку воспоминаний.

Время на воспоминания истекло. Кому понравилось вспоминать и анализировать, можно продолжить дома.

Как мы понимаем других людей? С помощью каких инструментов? Сегодня мы рассмотрим только некоторые из них. Первый – уподобление себя другому (идентификация). Второй – эмоциональное вчувствование или сочувствие (эмпатия). Третий – способность человека представить то, как он воспринимается партнером по общению (рефлексия).

Термины идентификация, эмпатия, рефлексия употребляются после объяснения смысла обычными словами. Они не для запоминания и употребления учениками. Достаточно, чтобы они понимали смысл термина и могли его узнавать. Если ребенок запомнил и употребил термин, необходимо это заметить и поощрить.

Вы когда-нибудь ставили себя на место другого человека? Значит, вы пользовались первым инструментом (можно вывесить на доске табличку с названием). Вы сочувствовали другому человеку, сопереживали ему, помогали справиться с трудностями? Значит, пользовались вторым инструментом (вывесите и вторую табличку с термином).

А если вы думали как выглядите в глазах кого-либо, то пользовались и третьим, весьма важным инструментом (прибавим и табличку с третьим термином).

Чем точнее инструменты и чем больше практика их применения, тем успешнее дело, которое они должны выполнять. Дело, в котором мы сегодня совершенствуемся – понимание человека человеком.

Замечательная игра «Походи в моих ботинках» поможет вам научиться ставить себя на место другого человека и открывать в жизненном опыте другого новые для себя перспективы. Возьмите лист бумаги и опишите свой обычный день. Напишите, что происходит, когда вы идете в школу, как вы проводите время после школы. Еще опишите что-нибудь, что делает вашу жизнь особенно прекрасной, и то, что осложняет ее. Каждый из нас идет по жизни каким-то своим особенным путем, и часто мы только тогда можем понять, как живет другой, когда «попадаем в его ботинки», т.е. когда представляем себя на его месте. Снимите, пожалуйста, ботинки и положите свои листы в один из них. Теперь встаньте и начинайте двигаться по классу.

Включите спокойную музыку, и пусть ученики пройдут несколько кругов, размышляя в тишине о том, что было бы, если бы они стали кем-то из других ребят. Потом остановите музыку.

Остановитесь сейчас, пожалуйста, у пары чужих ботинок. Выньте листок, прочтите, что другой написал о своей жизни. Теперь снова наденьте свои собственные ботинки и сядьте за парты. Представьте себе, что вы тот, о жизни которого вы сейчас прочитали.

Ученые говорят, что чем богаче наш внутренний мир, тем интереснее и привлекательнее нам кажутся люди. Что вы скажете об этой девочке? Посмотрите фрагмент.

Демонстрируется фрагмент из фильма Л.Бессона «Жанна Д Арк».

Вопросы для обсуждения:

Почему Жанна так относится к людям? Как вы относитесь к ней? Какой она человек?

Когда вы смотрели этот отрывок, вы сочувствовали девочке, сопереживали ей, и, конечно хотели бы помочь, если бы она попала в беду. Вы понимали ее, пользуясь нашим почти совершенным инструментом эмпатией. Используйте его чаще, ведь это делает наше общение приятным и безболезненным.

Снова звучит спокойная музыка.

Закройте глаза. Вы покидаете роль своего одноклассника, в которой вы находились в игре «Походи в моих ботинках». Один, два, три, четыре, пять – игра закончена. Теперь подумайте о том, что вы чувствовали, когда были другим человеком. Что было бы хорошего, если бы вы могли им стать? А что было бы не так хорошо для вас? Как жизнь другого отличается от вашей собственной? Чем они похожи? Что вы думаете о вашей собственной жизни теперь, после того как что-то узнали о жизни другого?

Ответы на эти вопросы могут быть записаны в тетради, могут быть просто обдуманы учениками.

Если вы ответите на эти вопросы, вам будет легче общаться с одноклассниками. Возможно, вы станете бережнее относиться друг к другу. Постарайтесь создать и сохранять хорошие взаимоотношения в классе. Это сделает вашу жизнь красивее, приятнее и уютнее. Вам это по плечу, потому что вы знаете, что влияет на восприятие окружающих и как понимать других. Предлагаю всем ребятам унести с урока наш третий инструмент и усиленно им пользоваться до следующего урока. Если вы не будете расставаться с этим «тяжелым механизмом» до нашей новой встречи, вы обязательно вырастете! Конечно, это будет не физический рост, а личностный.

Инструкция по использованию инструмента рефлексия:

«В течение дня в различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Оцените, какое впечатление вы производите? Что он думает о вас? Свои мысли доверьте тетради по психологии или магнитофону».

Сегодня никто не понимал вас лучше, чем вы сами и поэтому каждый оценивает себя самостоятельно. У моего помощника ваш список, поставьте себе отметку и не забудьте пожать лапу нашего друга на прощание.