Нетрадиционные уроки в преподавании литературы

Разделы: Литература


Цель урока: Углубить знания учащихся о творчестве писателя, проверить степень усвоения и осмысления материала. Исследование художественного мира романа Ф.М. Достоевского “Белые ночи” и выявление гуманистических позиций автора. Развитие познавательных способностей учащихся и умения самостоятельно анализировать произведение, делать выводы. Вызвать интерес к предмету, увлечь литературой.

Выбор произведения проводим за месяц до урока. Формируем группы, равные по силам. Вопросы и задания учащиеся получают заранее, чтобы иметь возможность хорошо подготовиться. Во время подготовки учитель консультирует учеников каждой группы отдельно, помогает отобрать отрывки для инсценировки, материалы для газеты, критические высказывания об авторе или произведении. В этот подготовительный период проводится большая работа по изучению текста произведения и глубокого его осмысления.

Обсуждение вопросов. Вопросы предлагаются поочерёдно каждой группе; кроме того, группы могут дополнять ответы друг друга.

Инсценировка отрывков произведения. Оно вызывает особый интерес у учащихся, помогает надолго запомнить героев, создаёт атмосферу радости творчества, объединяет учащихся.

Защита стенной газеты. Каждая группа доказывает необходимость отобранного материала, рисунков.

Чтение наизусть наиболее понравившихся отрывков из произведения. Учащиеся выбирают их самостоятельно. Объём отрывков не должен быть очень большим. Можно прочитать стихи, посвящённые автору, или свои.

Проведение викторины. Каждая группа поочерёдно задаёт свои вопросы другой: если ответ неверен, дают его сами. Кроме чисто познавательных целей, викторина вносит в урок элемент психологической разрядки: вопросы могут быть самыми неожиданными, а иногда и забавными.

 Ход урока

1. Раннее творчество Ф.М. Достоевского, условия, в которых писался роман.

2. Какова сюжетная линия романа?

3. Перечислите фактические сведения о герое, о Настеньке.

Семь слов названия романа – семь ключиков к его художественной тайне.

  • Мечтатель. Что это за явление? От чего прячется мечтатель? Каковы его устремления, каков он в реальной жизни? Как героя зовут?
  • Воспоминания. Какое место в романе они занимают? Какую роль в переживаниях героя играет музыка? Какое значение имеет предлог “из”?
  • Сентиментальный роман. Раскройте смысл этого понятия.
  • Белые ночи. Как возникает контраст дня и ночи? Почему именно белые? О чём говорит этот эпитет?
  • Утро – как эпилог. Зачем он нужен?

4.  Поясните смысл заключительных слов романа.

5. Как проявляется гуманизм Достоевского в романе “Белые ночи”?

Задания подгруппам:

  • инсценировать отрывок из романа (по выбору);
  • защита газеты;
  • кроссворд, викторина, альбом иллюстраций и др.
  • Выразительное чтение наизусть отрывка (объяснить свой выбор).