Литературное чтение

Разделы: Начальная школа


Тема: “Поэты об осени”:

  • А. С. Пушкин “Осень”;
  • К. Д. Бальмонт “Осень”;
  • Ф. И. Тютчев “Есть в осени первоначальной…”

Цели урока:

  • совершенствовать выразительное чтение стихотворений;
  • познакомить учащихся с приемом олицетворения;
  • в ходе анализа стихотворений провести лексическую подготовку к сочинению;
  • расширять кругозор детей;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать в детях любовь к природе, к поэзии.

Оборудование: “Словарь литературных терминов и понятий для учащихся начальных классов”, творческие тетради “Моя Вообразилия”, учебники “Маленькая дверь в большой мир” I часть, аудиозапись изучаемых произведений, словарные слова (эпитет, цитата, олицетворение), схема – опора (знаков) обозначения символов выразительного чтения, портреты поэтов, иллюстрации с осенними пейзажами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

    - Сегодня, вы знаете, у нас необычный урок. Поздоровайтесь с гостями. Садитесь. Начинаем наш урок. Урок – прогулку на природу.

II. Проверка (итог) творческих заданий.

    - Вами написаны очень разные интересные по содержанию сочинения – воспоминания о лете.

    Например, сочинение Гилевой С. называется “Грибной дождик”. (Учитель зачитывает сочинение). – А вот, у Миши Амброзяк на другую тему о лете сочинение. (Ученик зачитывает свое сочинение). – У Маши Зуевой на эту же тему сочинение, но увидела и почувствовала она несколько другое. (Ученица зачитывает свое сочинение). – Мне ваши работы очень понравились. – Молодцы! Оформлены красиво!

III. Вступительная беседа.

    - О чем пойдет дальше речь вам нужно узнать из загадки – стихотворения.

    Утром мы во двор идем –
    Листья сыплются дождем,
    Под ногами шелестят
    И летят, летят, летят…

    (Хоровое чтение)

- О каком времени года рассказывает эта загадка? (Осень).

- По каким приметам вы узнали это время года? (Иллюстрации).

- Сегодня Настя и ее семья приглашают нас в осень, но не простую, а в поэтическую. Действительно в более погожий денек хочется пройтись по осеннему лесу, собрать букет из ярких пестрых листьев.

- О чем ведет разговор Настя и ее папа, мы прочитаем на с.176. учебника.

Читают: Королюк, Поддубный

- Вот и нам предстоит через несколько уроков написать сочинение “Разная осень”.

- Какой новый литературный термин узнала от папы Настя, а вместе с ней и мы? (Цитата).

- Как объяснил это папа?

(Прочитайте в словаре толкование этого слова).

- Что означает осень для членов Настиной семьи? (Соотнести с иллюстрацией).

Читает 1 ученик.

- Цитаты можно использовать при написании сочинений.

- А перед путешествием в осеннюю поэтическую осень мы заглянем на лесную полянку.

IV. Физминутка.

    Спал цветок и вдруг проснулся,
    Больше спать не захотел.
    Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел.
    Солнце утром лишь проснется,
    Бабочка кружит и вьется.

V. Поэты об осени.

- А теперь разберем, что значит “осень для поэтов”?

а) – Первым нас ведет в поэтическую осень А.С. Пушкин “Осень” (отрывок из романа в стихах “Евгений Онегин”). На этот раз для вас специально читает Виктор Татарский.

Прослушивание записи.

Словарь на доске: багрец, очи.

- Какое настроение и чувство вызывает осень у Пушкина? (Грусть, любовь).

- Какие эпитеты использует поэт, описывая осень? (Что такое эпитет? Словарь).

Выборочное чтение.

- А у вас какое настроение вызывает это произведение?

б) – Далее нам рассказывает об осени К. Д. Бальмонт.(Звучит запись).

- А Бальмонт как относится к осени?

- Вы какие чувства испытываете? (Словарь – благовония).

- Прочитайте вопрос №2 на с.177. Чтение статьи из словаря. В творческой тетради словарик олицетворений. (2 последние строки).

в) И еще один автор Ф. И. Тютчев прекрасно описывает осень.

Звучит запись.

Словарь: лучезарные вечера, праздная борозда

- Какие чувства вызывает у Тютчева осень? Это стихотворение будет вам домой для заучивания наизусть, поэтому мы поработаем вместе над выразительностью чтения.

Вспомнить символику. Текст на доске.

Дети – тихое чтение – указывают знаки. Работа с учителем на доске.

VI. Дом. задание. с. 177.

V. Итог урока.

- Какие чувства у вас вызывает осень?

Учитель раздает осенние листочки – оценки. Дети составляют букет из листьев на доске.

- Давайте посмотрим, какой букет получился. Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.