Урок математики в 1-м классе: "Закрепление табличных случаев сложения и вычитания чисел 1, 2. Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Закрепить табличные случаи сложения и вычитания чисел 1 и 2, умение решать простые задачи на сложение и вычитание;
2. Работать над развитием познавательных способностей учащихся; над формированием математических понятий; навыков самостоятельности.
3. Воспитывать культуру поведения на уроке; интерес к предмету через игру; доброту и милосердие.

Оборудование:

1. Иллюстрация снеговика.
2. Геометрические фигуры.
3. Наборное полотно, карточки с цифрами.
4. Схема задачи.
5. Иллюстрация кормушки со снегирями.
6. Схема ломаной линии.
7. Магнитофон.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: Урок математики.

Закрепим табличные случаи сложения и вычитания чисел 1, 2.

Продолжим учиться решать задачи.

Вас ждут интересные геометрические задания.

Вопрос: Вы готовы к уроку? Проверим!

Игра “Как живёте?”

(На каждый вопрос дети хором отвечают: “Вот так!” и жестом показывают нужное действие.)

- Как живёте?
- Вот так! (Показать большой палец)
- Как идёте?
- Вот так! (Прошагать 2 пальцами одной руки по ладошке другой)
- Как бежите?
- Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)
- Ночью спите?
- Вот так! (Руки “ лодочкой” под щёку и положить на них голову)
- Как берёте?
- Вот так!
- А даёте?
- Вот так!
- Как шалите?
- Вот так! (Произвольные движения)
- А грозите?
- Вот так! (Погрозить пальчиком)
- Как сидите?
- Вот так! (Руки на стол)
- А математику как знаете?
- Вот так! (Показать большой палец)

2. Основная часть

Задачи в стихах. (На наборном полотне карточки с цифрами)

Задание: Внимательно прослушать, решить, назвать только результат.

а) 7 малюсеньких котят,
что дают им, всё едят.
А один сметаны просит.
Сколько же котяток? (8)

Задание: Поставить карточку с цифрой, обозначающей это число, на наборном полотне.

б) Вот 8 зайчат
По дорожке идут.
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится в школу
Зайчишек зимой? (10)

в) Все ли здесь цыплятки – детки
Надо сосчитать наседке:
6 – на грядках, 3 – во ржи.
Сколько их всего, скажи? (9)

г) 5 ворон на крышу сели,
2 ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)

Работа с рядом чисел

(Ряд чисел 7, 8, 9, 10)

Задание:

  • Прочитать получившийся ряд чисел.
  • Какое число в нём “лишнее”? Почему?
  • Все ли числа здесь натуральные?
  • Как можно назвать ряд чисел?
  • Какой длины отрезок?
  • Самое маленькое число? Большое?
  • Какое число стоит перед 10? Следует за 7? Между 8 и 10?
  • Вспомнить, что значит “ увеличить на…”, “ уменьшить на...”.

Задание:

  • Увеличить однозначные числа на 1.
  • Уменьшить все числа на 2.

Учитель: Молодцы! Вы хорошо начали работу на уроке. Я открою для вас секрет.

К нам на урок должен прийти необыкновенный гость. Но он появится лишь в том случае, если вы дружно и правильно справитесь со следующей работой.

Вопрос: Вам интересно узнать, кто будет нашим гостем?

А вы готовы справиться со следующим заданием?

Тогда вперёд!

Работа с геометрическим материалом

На доске:

Вопрос: Что вы видите на доске?

Задание: Разделить их на 2 группы. Как это можно сделать? ( По цвету, по форме)

Вопрос:

  • Сколько здесь фигур? Какие?
  • Сколько четырехугольников? Каким он стоит по счёту?
  • Сколько треугольников? На каком месте он расположен?
  • Сколько кругов? Все ли они одинаковые по размеру?

Задание: Ещё раз внимательно посмотрите на фигуры.

Из конверта достаньте такие же и положите их в том порядке, в котором они находятся на доске.

(На столах конверты с геометрическими фигурами)

Проверка: Проверьте себя.

Задание: Из этих фигур соберите тот предмет, о котором пойдёт речь в загадке.

Загадка:

Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки.
Руки – сучки.
Холодный, большой,
Кто я такой? (Снеговик)

Учитель: Получился математический снеговик, а на урок к нам придёт снеговик сказочный.

Задание: Чей ряд быстрее приготовится к встрече гостя и наведёт порядок на столе?

Учитель: А вот и наш гость пожаловал.

Нравится он вам?

Занимательный момент. Появление снеговика

Учитель: Снеговик принёс интересные математические задания, но все они связаны с зимой, с холодом. Догадались почему?

Снеговик – зимний житель, в тепле он боится растаять, поэтому он решил подстраховаться и принёс “ холодные” задания. Не боитесь замёрзнуть?

Тогда вперёд.

Работа с математическими выражениями

На доске:

Снежинки – выражения: 5+2 = 8+1 = 8-1 = 9-2 = 5-2 =

Учитель: Посмотрите, а вот и снег пошёл. Да не простой, а математический.

Вопрос: Что несут с собой снежинки? (Математические выражения)

Сколько из них на сложение?

Как называются компоненты при сложении?

Задание: Прочитать по – разному и вычислить результат.

Физ. минутка

Учитель: Вы справились с заданием, но снег продолжает падать. Лёгкие, пушистые снежинки кружатся в воздухе и тихо опускаются на землю.

Давайте покажем как они это делают.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили –
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.

Повторение частей задачи

Сугроб со схемой: У.

Учитель: Посмотрите, какой сугроб намело.

Вопрос:

  • Что за обозначения на нём?
  • Что означает буква У.? Что такое условие?
  • Что означает буква В.? Что такое вопрос?
  • Что означает буква Р.?
  • В виде чего мы записываем решение задачи? (В виде математического выражения)
  • Когда задача не имеет значения?
  • Что означает буква О.?

Запись числа в тетради

Учитель: Проверим готовность к работе:

- Руки? Дети: “На месте!”

- Ноги? Дети: “На месте!”

- Локти? Дети: “У края!”

- Спина? Дети: “Прямая!”

Учитель: Откроем тетради, запишем сегодняшнее число. Сегодня 11 декабря

Вопрос: Что необычного в записи данного числа? (Число состоит из двух цифр)

Значит какое это число? Однозначное или двузначное?

Сколько клеток при записи мы будем использовать?

Назовите соседей этого числа.

Игра. Математические снежинки

Решение задач на сложение и вычитание

Учитель: Снеговик снова предлагает вам поиграть в снежки, только в математические. На снежках – задача.

Задание: Внимательно её прослушать, найти среди выражений её решение и записать в тетрадь.

Если вы с заданием справились правильно, значит, снеговик промахнулся, ну, а если неверно,… (значит, снежок угодил прямо в вас).

Вопрос: Вы готовы?

Задача № 1:  На горке 8 ребят. Один скатился вниз. Сколько ребят осталось на горке? (8-1=7)

Вопрос: Какое из выражений является решением этой задачи?

Почему эту задачу нужно решать вычитанием?

Так сколько осталось ребят на горке?

Задание № 2: На катке каталось 5 мальчиков и 2 девочки.

Вопрос: Почему это не задача?

Поставьте вопрос.

Найдите среди выражений решение, запишите.

Что означает 5? 2? (5+2=7)

Почему решаем сложением?

Так сколько ребят каталось на катке?

Составление задачи по рисунку

Решение. (Рисунок: кормушка со снегирями).

Учитель: Пока мы с вами играли, на кормушку к снеговику прилетели его друзья. Вы их узнали?

Задание: Составить задачу по рисунку, чтобы в её условии были слова, “стало на …больше”.

Задание: Повторить условие, вопрос. Каким действием будем решать задачу? Почему? Что значит выражение “на 2 больше”?

Записать решение задачи в тетрадь (с комментированием).

(Дети записывают в тетрадях, 1 ученик комментирует “Ведёт класс!” Учитель – у доски).

Физ. пауза

Учитель: Снеговик приготовил для птиц угощение, но не может подойти к кормушке, на его пути сугроб. Давайте поможем ему протоптать дорожку.

(Полечка “Пяточка – носочек”).

Работа с ломаной

Таблица:

Учитель: В виде чего у нас получилась тропинка?

Из чего состоит ломаная?

Как называется сторона ломаной?

Из скольких звеньев состоит ломаная?

Сколько в ней вершин?

Самостоятельная работа

(На проверку случаев сложения и вычитания 1, 2;
подготовка к сложению и вычитанию 3).

Учитель: Ребята, мне кажется, со снеговиком что - то происходит. Он начал таять. Не помогли ему его “холодные” задания, тепло от вашей дружной работы оказалось сильнее. Но есть средство, которое может спасти снеговика. Вот эти льдинки. Если их расколдовать, а это сможете сделать только вы, снеговик не растает.

Вы готовы помочь снеговику?

Задание: 1 льдинку расколдовывает 1 группа, 2 льдинку – 2 группа.

“Льдинки”:

I группа: 3+2= 7-2= 6-1= 4+1=
II группа: 6-2+1= 2+2+1= 8-2-1= 3+2+0=

Проверка: Какой результат получили дети 1 группы? 2 группы?

3. Заключительная часть

Учитель: Это Снеговик ставит вам “5”в знак благодарности за его спасение и за дружную хорошую работу на уроке. Я тоже говорю вам спасибо за урок и разрешаю взять, когда пойдёте домой, ту снежинку, которая вам больше нравится.