Программа элективного курса "Современное прочтение классики"

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Данная программа универсальна в использовании как спецкурс для учащихся 10,11 классов. Содержательная часть основана на обязательном минимуме содержания образования области "Филология".

Принятая структура и содержание программы отвечает возрастным возможностям учащихся.

Наше время – время переоценки всего и вся: идей и идеалов, эстетических аксиом и нравственных устоев, настоящего и прошлого, не могли не коснуться новые подходы и русской классики.

Главной целью школьного литературного образования является углубление и расширение читательского опыта каждого ученика, непосредственное восприятие художественного текста.

Художественная литература способствует становлению личности, формированию её характера и нравственного ориентирования. Литературное образование в школе призвано научить читать и воспринимать литературный текст как произведение искусства, искусства слова.

Каждое художественное произведение – это отражение художественного видения автора, его представлений о мире. Изучение литературного текста предполагает приобщение читателя к художественному миру писателя, который связан со временем, культурой и всегда уникален. Содержание произведения в каждом отдельном прочтении перевоплощается в индивидуальном восприятии и понимании читателя. Поэтому в центре внимания автора спецкурса находится ученик и воспринимаемый им художественный мир писателя.

Одним из главных результатов литературного образования является воспитание эстетического вкуса. Поэтому автор программы предлагает для изучения только тот материал, который отвечает самым высоким эстетическим требованиям. Повседневное общение школьников с высшими образцами художественной литературы приводит к тому, что с накоплением эстетического опыта формируется литературный вкус и читательское чутьё, позволяющее отличать собственно литературную классику ото всего, что не претендует на художественность.

Главное – осознание и осмысление читателем текста с позиции сегодняшнего дня. Главным становится вопрос о том, как он, сегодняшний читатель (учащийся 10-11 классов), понял художественное произведение. Таким образом, в сферу анализа включается рефлексия читателя, которая в свою очередь, влечет за собой целую вереницу вопросов, обращенных непосредственно к тексту. Этим определяется характер и направленность уроков.

У ученика появляется возможность соотнести свое восприятие мира с восприятием одноклассников и учителя. Представление об уникальности собственной оценки соединяется с представлением о множественности и оправданности других мнений и оценок. Диалог на уроке призван научить не только грамотно говорить, но и слушать другого, соотносить свою позицию с позицией ближнего. На таких уроках важно максимальное внимание к индивидуальным особенностям ученика, умение встать на позицию ребенка, понять его внутренний мир и увидеть перспективу движения личности.

Определяющим компонентом программы является творческая деятельность ученика. Все предлагаемые задания условно можно разделить на аналитические и ориентированные на собственно литературное творчество ребенка. Такая работа позволяет ученику приблизиться к литературному тексту, войти в него, ощутить произведение писателя как часть своего собственного духовного опыта.

Опираясь на непосредственное восприятие учащегося, учитель создает оптимальные для каждого условия погружения в текст, обнажая все несущие содержание компоненты формы произведения. Следовательно, ведущим, определяющим фактором, от которого зависит успех работы, является знание общих закономерностей восприятия художественного текста, путей интенсификации его восприятия.

Предлагаемая система вопросов и заданий рассчитана на то, чтобы обнаружить основные моменты освоения произведения, причем каждый из вопросов ни в какой мере не ведет к "выравниванию" взглядов, навязыванию читательской реакции. Аналогичным целям подчинены и литературно- творческие задания. Задания и вопросы подбираются учителем таким образом, чтобы удовлетворить интересы каждого ученика.

Другое направление литературно – творческой деятельности детей – это обращение к собственному жизненному опыту. Поэтому знание класса, тенденций развития личности каждого ученика и всего коллектива детей в целом необходимо учителю. Только в этом случае возникает ситуация, позволяющая ученику слушать и понимать себя, преломлять содержание литературных произведений через призму собственного духовного опыта, делая его частицей этого опыта. Литература опирается на личный и художественный опыт человека, и расширяет его. Учит видеть, думать, чувствовать, понимать и сомневаться. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно - эстетическое воздействие, помочь ученикам услышать в книгах, написанных "вчера", вечное живое и современное.

В результате обучения учащиеся овладевают умениями:

  • самостоятельно находить оптимальный путь целостного постижения литературного произведения;
  • формировать свое отношение к художественному произведению;
  • владеть культурой диалогической речи;
  • грамотно строит монологические высказывания;
  • выполнять письменные работы творческого характера

Достижение данных умений способствует приобретению учащимися следующих компетентностей:

1. Общекультурная литературная компетентность:

- эмоциональное восприятие и глубокое осмысление литературных произведений;
- формирование читательской культуры.

2. Ценностно-мировоззренческая компетентность:

- сформированность духовно-нравственных ценностей;
- собственного мнения и убеждения;
- способность утверждать и отстаивать их;

- нахождение учащимися в изучаемых литературных произведениях ответов на волнующие их актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы.

3. Речевая компетентность:

- активизация речевой деятельности.

4. Читательская компетентность:

- способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне;
- способность к сопереживанию с героями литературных произведений;
- сформированность собственного круга чтения.

Тематическое планирование спецкурса
"Современное прочтение классики"

10 КЛАСС

1. Введение. "Сквозь даль времен…"
2. Что значит быть талантливым читателем?
3. "Дай мне, руку, любимый читатель…"
4. Приглашение к книге.
5. “Как жить - чувством или разумом?” (И.А.Гончаров "Обыкновенная история")
6. Труд или покой? Долг или обожание? ("Обломов")
7. Нужны ли Обломовы в нашей жизни?
8. "Россия, стоящая на краю обрыва"? ("Обрыв")
9. Отцы и дети (комедия А.Н.Островского "Свои люди – сочтемся")
10. Катерина – "луч света"? ("Гроза")
11. Две Катерины – две судьбы…
12. Возвращение романтического героя.
13. "Тургеневские девушки". Какие они?
14. "Отцы и дети" – еще живой роман?
15. "Прекрасное есть жизнь"?
16. "Будущее светло и прекрасно"?
17. "И пробуждается поэзия во мне…"
18. Неизвестный Н.А.Некрасов.
19. Путешествие по России во времени.
20. Праведники и праведничество в творчестве Н.С.Лескова.
21. Какие "добрые чувства" пробуждает Н.С.Лесков в читателе XXI века?
22. О том, что вызывает смех и сегодня (Козьма Прутков)
23. Современное звучание произведений М.Е.Салтыкова – Щедрина.
24. Есть ли современные Иудушки?
25. "Человек есть тайна"?
26. О чем меня заставил задуматься роман Ф.М. Достоевского "Идиот"?
27. Теория Родиона Раскольникова и современная жизнь.
28. Базаров, Рахметов, Раскольников…
29. "Мне отмщение и аз воздам"? ("Анна Каренина")
30. "Срывание всех и всяких масок"?
31. Ум ума или ум сердца.
32. Современные Ионычи, Попрыгуньи, Душечки … Какие они?
33. Современные Лопахины. Кто они?
34. "Вся Россия – наш сад"?
35. "Чайка" жива…
36. Итоги года. Живая современность классики.

Тематическое планирование спецкурса по литературе
"Современное прочтение классики"

11 КЛАСС

1. Введение. "Сквозь даль времен…"
2. Что значит быть талантливым читателем?
3. Приглашение к книге.
4. "Послушный аппарат или непокорная литература"?
5. "Почему умерла Суламифь?" (повести А.И.Куприна)
6. "История души человеческой" ("Поединок")
7. "Первая любовь придет и уйдет…"? ("Митина любовь" И.А.Бунин)
8. "В любви всегда есть привкус смерти"? (Новеллы В.Полежаева)
9. "Ради чего жить?" (по рассказам А.М.Горького)
10. Ложь во спасение нужна? ("На дне")
11. Отцы и дети в романе "Мать".
12. "Я тоже современник": мое восприятие поэзии серебряного века.
13. "Люблю стихи – и чувства нет святей…"
14. "Впереди - Исус Христос…"? ("Двенадцать" А.Блок)
15. Новый век. Каким он будет?
16. "Мы – дети страшных лет России…" (Б.Лавренев "Сорок первый")
17. "Мы – от бога, я – от дьявола"? ("Мы" Е.Замятин)
18. В чем трагедия Остапа Бендера? ("12 стульев" Ильф, Петров)
19. "Русские струны" в литературе русского зарубежья.
20 "Жить дается только один раз и прожить ее надо так…"
21. Почему Мастер заслужил покой? ( "Мастер и Маргарита" М.Булгаков)
22. "Внук доктора Бортменталя" (А.Житинский )
23. "Возвращение Воланда или новая дьяволиада" (В.Ручинский)
24. "Белая гвардия" – "роман - воспитание"?
25. "Воскрешение из мертвых?" (А.Платонов "Река Потудань")
26. "В мире, расколотом надвое…" "Казачий Гамлет"? ("Тихий Дон" М.Шолохов)
27. "Все расхищено, предано, продано…"? (А.Ахматова)
28. "Чем дальше мы уходим от войны…" (Б.Васильев "Завтра была война")
29. "Матерь Человеческая…" (В. Закруткин "Матерь человеческая")
30. "Живи и помни" О чем надо помнить? ("Живи и помни" В.Распутин)
31. "Благородные рыцари…" Где они? ("Дракон" Е.Шварц)
32. Современные Ромео и Джульетта (Е.Щербакова "Вам и не снилось. 15лет спустя")
33. "Во всем мне хочется дойти до сути…" (Б.Пастернак)
34. "Кому дело до души…"? ("Людочка" В.Астафьев)
35. "Величайшие истины – самые простые".
36. Итоги года. Живая современность классики. "Настоящий писатель - …пророк"