Урок-экскурсия "Осенние изменения в неживой и живой природе", 1 класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.
2. Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.
3. Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений.
4. Учить наблюдению за поведением животных.
5. Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя.
6. Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.

Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов.

(Для учителя. Первую экскурсию в природу необходимо провести в сентябре, выбрав солнечный день. Учащиеся еще живут воспоминаниями о прекрасной летней поре и помогут проведению беседы на высоком эмоциональном уровне. В зависимости от того, где планирует провести экскурсию учитель: степной участок, сквер, водоем, пойменный или барачный лес, в ответах учащихся будут называться различные природные объекты. В данном случае - конспект экскурсии, проведенной на небольшом пришкольном участке.)

ХОД ЭКСКУРСИИ

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Да, да именно урок, хотя и на природе. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса—
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

- О какой поре пишет поэт?

Дети: Об осени.

Учитель: Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.

Учащиеся: Золотая одежда леса, природы увяданье.

Учитель: Перечислите все то, что относится к природе.

Дети: Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.

(Для учителя. Дети могут называть объекты, сделанные руками человека: дом, машина, водопровод или называть растения: береза, сирень, горец, одуванчик и т. д. Дайте всем высказаться, а затем подведите итог.)

Учитель: Как много вы назвали предметов, но вот беда — вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы.

Дети: облака, небо, солнце, растения, животные.

Учитель: Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их.

Дети: Неживая и живая природа.

Учитель: Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь.

Не зверь, а воет. (Ветер)

Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)

Без огня горит. (Солнце)

(Для учителя. Возможно, загадки покажутся простыми, но детям нужно не только найти ответ на них по определенным признакам, но и определить, что это — живое или неживое, а учитель логично перейдет к беседе о признаках осени в неживой природе.

Дети: В этих загадках упоминается неживая природа — ветер, дождь, солнце.

Учитель: Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете?

Ученики: Немного тепла.

Учитель: Вспомните, как чувствовали солнышко летом?

Дети: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.

Учитель: Какое положение занимало солнце на небе летом?

Ученики: Оно было высоко.

Учитель: Как расположено сегодня?

Дети: Ниже, поэтому и греет слабо.

Учитель:

Крупно, дробно, зачастил
И всю землю напоил.

- Что это?

Учащиеся: Эго дождь.

Учитель: Два дня назад “небо прохудилось” и прошел первый осенний дождь. Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.

Дети: Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару.

Учитель: Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?

Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали,
Солнышко застлали.

- Что это?

Дети: Мы видим облака.

Учитель: Часто ли плыли облака по летнему небу?

Дети: Нет, редко.

Учитель: Кого они вам напоминают?

(Для учителя. Поставленный вопрос требует ответа об объектах живой природы, которые отвечают на вопрос кто? Однако дети обычно перечисляют предметы, которые они видят в данный момент. Выслушайте, а затем уточните признаки живого и отберите объекты живой природы.)

Учитель: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.

Неизвестно, где живет,
Налетит — деревья гнет.
Засвистит — по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.

Дети: Это ветер, если он дует сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.

(Для учителя. При отгадывании загадок необходимо требовать от детей приводить признаки, по которым они находят ответ.)

Учитель: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

Дети: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.

Учитель: А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к “своей отгадке”.

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.

Ребенок бежит к березе и называет признаки, по которым отгадал. (Белый ствол, ветки свешиваются, сережки).

(Для учителя. У березы на одном дереве образуются мужские и женские соцветия — сережки, то есть это растение называется однодомным. Мужские сережки формируются на побегах в год, предшествующий цветению, они перезимовывают, и весной цветки раскрываются. Женские сережки можно обнаружить только весной при развертывании побегов. Поэтому на экскурсии дети могут увидеть мужские сережки.)

Учитель:

В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила
Платье снять забыла.

Дети: Это рябина. Признак — красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

Ученики: Это ель. Признак — иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.

(Для учителя. Часто дети используют названия растений, принятые в разговорной речи. Они полагают, что елка и ель — два разных растения. Поэтому учитель должен приводить названия природных объектов по научному. При рассматривании деревьев необходимо обращать внимание детей на красоту внешнего облика растения, окраску ствола и листьев, форму листовых пластинок, доступную для понимания этого возраста детей (пальчатая, линейная, треугольная, ромбическая), то есть стремиться к эстетическому восприятию природных объектов.)

Учитель: Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо. Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить?

Ученики: Это деревья.

Учитель: Какой одинаковый признак вы увидели?

Дети: Один главный ствол.

Учитель: Послушайте внимательно следующую загадку.

Как была молода — была бела,
А как постарела — то покраснела.

Дети: Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды висят красные.

Учитель: Стоит зеленый кустик

В красный горошек,
А тронешь — укусит.

(Для учителя. Глагол “укусит” подразумевает какой-либо инструмент (кусачки, зубы и т. д.), поэтому нужно подчеркнуть, что в данном случае слово используется в переносном смысле.)

Учащиеся: Это шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы.

(Для учителя. На стеблях выросты покровной ткани, которые называются шипами. Отсюда название растения — шиповник. Колючки — это видоизменения листьев или побега, которых у шиповника нет.)

Учитель: Каким общим словом назовем калину, шиповник?

Дети: Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.

Учитель: Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем в гербарную папку и засушим. На следующих уроках поиграем в игру: “С какого растения эти листочки”, согласны? Тогда за работу.

(Для учителя. Важно заложить хорошо расправленные листья, чтобы потом сделать красочное панно или гербарные образцы. Папку для гербаризации можно сделать из плотного картона или фанеры. Эту работу можно выполнить в классе, собрав листья в букеты, а затем отобрать наилучшие. В таком случае, сбор нужно перенести на конец экскурсии, так как листья будут мешать дальнейшей работе)

Учитель: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков?

Учащиеся: Я не знаю, как называется дерево, но на нем висят “парашютики”.

Учитель: Это плоды интересной формы, мы их тоже соберем в гербарий. А растение называется — клен американский. Вы знаете клен с пальчатыми листочками, найдите их. Посмотрите на них внимательно и вы увидите признаки различия.

(Для учителя. Клен американский, или ясенелистный — двудомное растение, mо есть отдельно произрастают женское и мужское растения. Поэтому плоды можно увидеть только “а женском экземпляре, и, если на участке высажены только мужские растения, то дети не смогут найти данный признак. Обратите внимание на то, что у клена ясенелистного сложные листья, то есть на главном черешке сидят несколько листочков, которые могут опадать отдельно друг от друга. И дети часто принимают один опавший листочек за целый лист.)

Учитель: В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. Как называется это явление природы?

Дети: Листопад.

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
“Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!”

Учитель: Так написал о листопаде русский поэт А. Майков. Какой признак подчеркивает поэт?

Учащиеся: Листья по ветру кружат — это потому, что они слетели с деревьев.

Учитель: Давайте подойдем тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?

Ученица: Я вижу бабочку и кого-то, похожего на осу.

Учитель: Эго цветочная муха. В отличие от бабочки у нее два крылышка. Что видно еще на их теле?

Дети: Усики, ножки, красивая окраска.

Учитель: Каким общим словом назовем этих животных?

Дети: Это насекомые.

Учитель: А теперь понаблюдаем за удивительным животным. Что оно делает? Посмотрите внимательно в лупу.

Учащиеся: Паучок плетет свою паутинку.

Учитель: Зачем он это делает?

Дети: В нее ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их кушает.

Учитель: К какой природе относятся увиденные нами животные?

Ученики: Это живая природа, они двигаются, кушают, плетут паутину или строят домики.

Учитель: Присмотритесь к зеленой травке. Кто там прыгает?

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.

Дети: Воробей. Он покрыт серыми перьями, живет во дворе рядом с человеком.

Учитель: Перечислите признаки, которые хорошо заметны у воробья.

Учащиеся: Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела - хвост.

Учитель: Что он делает?

Дети: Клюет семена травы.

Учитель: Растение называют горец птичий, или птичья гречишка потому, что многие птицы любят полакомиться его семенами.

Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за проплывающими облаками, падающими листьями, отлетающими в теплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всем; что увидите и услышите в природном окружении. А в завершение послушайте стихотворение В. Малкова и Л. Некрасова

Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А за осенью — зима
Мы ее не ждем, не просим,
А она идет сама.

Учитель: Грустим ли мы с вами о лете?

Дети: Конечно, но его уже не вернешь. Пришла осень.

Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.

(Для учителя. Данный конспект может быть разделен на две экскурсии, или сокращено содержание. Это зависит от подготовленности детей к восприятию длительного объяснения учителя, умения держать дисциплину и рассуждать.)