Повторительно-обобщающий урок математики в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить и закрепить названия и последовательность чисел в пределах 20, случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации;
  • подготовить к изучению таблицы сложения в пределах 20;
  • продолжить знакомство с задачей в два действия;
  • развивать логическое мышление, правильную математическую речь;
  • используя элементы интегрированного урока, прививать любовь к нашим, русским сказкам;
  • побуждать учащихся к самостоятельному знакомству с теми или иными сказками;
  • развивать их кругозор, вызывать интерес к чтению.

Оборудование: изображение Злюки – Вреднюки, принцессы Математики, сказочного дуба, избушки, кота, белочки, русалки, кораблей, злой мачехи, царя, индивидуальные карточки для домашнего задания, красочный сборник сказок А.С.Пушкина.

Ход урока

I. Орг. момент, разминка для пальцев

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Это пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!

( Дети поочерёдно разминают пальцы правой и левой руки.)

II. Минутка чистописания

У каждого учащегося своё индивидуальное задание в тетради.

III. Сообщение целей урока

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит многое вспомнить и повторить, чтобы потом мы смело могли оправиться в путь за новыми знаниями.

IV. Тема урока

- И, как обычно, урок математики мы должны начать с “Гимнастики для ума”, которую проводит принцесса Математика, но Злюка – Вреднюка похитила её и посадила в свой замок под замок.

(На доске: замок, принцесса Математика, Злюка – Вреднюка.)

- Что будем делать? Спасать?

(Дети, конечно, рады прийти на помощь и готовы выполнить любое задание.)

- Давайте быстро выполним задания, которые она нам приготовила!

Испытание 1.

1).

2).

3).

(Задание: получить число 10 при помощи суммы трёх неповторяющихся слагаемых. Здесь же вспоминается свойство коммутативности операции сложения.)

- Молодцы! принцесса Математика свободна! Она приглашает нас отправиться в удивительное сказочное путешествие. Хотите?

- Для путешествия нужен транспорт. Так? На чём мы поедем, я не знаю, а пока отправимся к удивительному дереву волшебства, которое всё знает!

(Открывается закрытая часть доски. На ней: дуб, на котором: Баба – Яга, избушка, русалка, кот, цепь…Избушка перевёрнута.)

– У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт на право – песнь заводит,
На лево – сказку говорит,
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей…

- Хм… Неужели избушка – наш транспорт?! Странная она… но для начала надо в неё войти! А чтобы войти задание нужно выполнить. Готовы?

Испытание 2.

- Назовите и запишите число, в котором 1дес. и 6ед., 1дес. и 9ед. .
- Сколько дес. и ед. в числе 17? Запишите это число. В числе 20? Запишите и его.
- Угадайте, какое число задумала избушка, если оно больше 12, но меньше 14? Запишите его.
- Какое число задумала Баба Яга, если оно больше 10, но меньше 13? Запишите эти числа.

( Учащиеся объясняют, почему могут быть два варианта чисел.)

- Запишите число, в котором только 9ед.

(На доске появляется запись:16, 19, 17, 20, 13, 11, 12, 9.)

- Посмотрите, подумайте и ответьте какое число лишнее и почему? (Зачеркнём его простым карандашом.)

- Что особенного в этом числе?

(Оно наибольшее из однозначных чисел.)

- Подумайте, назовите наименьшее двузначное число. Запишем это число.

(На доске появляется запись:.)

- Посмотрите внимательно на двузначные числа. В правильном порядке они записаны?

Давайте запишем и в порядке возрастания. Что значит в порядке возрастания?

- Но чтобы не ошибиться, обведём зелёным карандашом наименьшее…красным – наибольшее число.

(На доске запись:.)

- Запишите самостоятельно числа в порядке возрастания.

- Проверьте, так ли у вас?

10, 11, 12, 13, 16, 17, 17, 19, 20.

- Каких чисел не хватает? (14, 15, 18.)

- Между какими числами находится число 18? Числа 14 и 15?

10, 11, 12, 13,14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

- Теперь все по порядку?
- Просчитаем хором от 10 до 20.
- А теперь от 18 до 11.(Запись с доски удаляется.)
- Молодцы! Но избушка не хочет почему – то к нам поворачиваться! Может слова нужны какие – то?
Вспомните, как обращались к избушке сказочные герои?
- Избушка, избушка! Стань к лесу задом, к нам передом!
- Нет, не слышит, устали вы, отдохнуть надо!

V. Физминутка

VI. Тема урока (продолжение)

- Отдохнули, а теперь ещё раз все вместе: “Избушка…”

- Посмотрите внимательно, подумайте и ответьте: “Какие геометрические фигуры вы видите на избушке?”
- Каких фигур больше всего? (Кругов.)
- “Молодцы!” – говорит избушка и … отдаёт нам наш транспорт! Интересно, что же это?

- Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…

(Появляются корабли.)

- Из какой это сказки эти слова?
- Вот на этих кораблях мы и отправимся в дальнейшее путешествие!
- Но кто же поведёт корабли? Как без самого главного – капитана?!
- И кто капитан? Видимо это нам и предстоит сейчас узнать, но сначала давайте отдохнём…

Физминутка для глаз

- Отдохнули и…вперёд на поиски капитана!
- Ой! Да это царь Салтан! Он в беде!
(Темница, замок, царь Салтан.)
- А беда такая:

Не выбраться царю Салтану из ловушки, пока он свой вес не определит. А он от страха совсем растерялся! Надо помочь!

Испытание 3.

(На доске схем. рисунок, со съёмной картинкой царя Салтана. Под руководством учителя дети освобождают царя Салтана и возвращают его на корабль.)

- Ой, ребята, растерялся наш капитан, позабыл некоторые знания, а без них корабль не поплывёт. Надо напомнить!

Испытание 4.

- к 6 прибавить 4;
- 10 увеличить на 2;
- 10 уменьшить на 2;
- чему равна сумма 7 и 3?
- чему равна разность 10 и 5?
- 3 плюс 7;
- из 10 вычесть 9;
- какое число больше 8 на 2?
- на сколько 10 больше, чем 5?
- А теперь очень сложное задание, будьте внимательны!

Игра “Цепочка” “День – ночь”

- К 7 прибавить 3, увеличить на 2, отнять 1, уменьшить на 1, вычесть 2, прибавить 2, увеличить на 5, уменьшить на 10.

Подитог:

- Что значит увеличить “на”?
- Что значит уменьшить “на”?
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
- Каким знаком обозначают “прибавить”, “отнять”?
- Как называется действие, которое обозначается с помощью знака “+”, “-”?

(Молодцы! В путь!)

- Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…
И приплыл наш кораблик…

(Вывешивается картинка мачехи, смотрящейся в зеркальце.)

- Яль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?..

- В какую сказку мы попали?

Что однажды ответило зеркальце царице?

- Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее…

Что произошло потом в этой сказке?

(Чернавка отвела царевну в лес и оставила там. Царевна набрела на терем, где жили богатыри. Когда мачеха узнала, то отравила царевну яблоком…)

- Так вот, чтобы этого не произошло в нашем путешествии, мы должны выполнить следующее задание и спасти царевну. Готовы?

Испытание 5.

Устно:

6+4+2=(12)- сколько всего прибавили?

12-2-3=(7)- сколько всего отняли?

- А теперь запишем примеры под диктовку:

7+3+4=… 12-2-5=

8+2+7=… 15-5-4=

(Дети записывают, комментируя решение.)

- Посмотрите на столбики примеров. Чем один столбик отличается от другого?

(В одном столбике суммы, а в другом – разности.)

- Молодцы! Победили злую мачеху!

(Учитель убирает картинку с изображением мачехи.)

- А тем временем корабли наши вновь в путь отправились и… о диво – дивное!

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом…
Белка песенки поётДа орешки всё грызёт…
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые
Ядра – чистый изумруд!

(Учитель вывешивает картинку белочки.)

Испытание 6.

Работа над задачей

- Надоело белочке просто складывать, и решила она посчитать. Задачку придумала, а решить не может!

Придётся нам ей помочь. Но прежде вспомним, из каких компонентов (частей) состоит задача.

(Дети называют, учитель вывешивает названия компонентов, из которых состоит задача.)

УСЛОВИЕ

ВОПРОС

РЕШЕНИЕ

ОТВЕТ

- А любой ли текст математического содержания можно назвать задачей?

(Нет, не любой.)

- Является ли задачей такой текст, например:

- К 9 мешкам золота прибавили ещё один. Сколько всего мешков с золотом стало?

(Нет, не является.)

- Почему нет?

(В слове “прибавили” есть указание на действие. В задаче мы сами должны подумать и выбрать действие.)

- Теперь вернёмся к задаче от белочки. Слушайте внимательно! Сложная задача!

Задача

Утром белочка вынула из орехов 7 изумрудов, а вечером на 3 изумруда больше. Сколько всего изумрудов вынула белочка из орехов?

Разбор задачи

- О чём говорится в задаче?
- Сколько изумрудов белочка вынула утром?
- Вечером?
- Что нужно узнать?
- Посмотрите на доску и скажите, какая краткая запись подходит к нашей задаче?

(На доске две кр. записи. После обсуждения лишняя стирается.)

- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Утром – знаем?
- Вечером?
- А можем узнать? Как?

- Что узнаем потом?

- Сколько действий получилось в задаче?

- Запишем решение задачи в тетрадях:

1) 7+3=10(из.)

2) 10+7=17 (из.)

Ответ: 17 изумрудов всего.

VII. Итог урока

- Вот и закончилось наше путешествие. Давайте подведём итог. Что делали? Что решали? Какие знания пригодились?

- По каким сказкам путешествовали?

- Кто написал все эти сказки?

-Какие ещё сказки А.С.Пушкина вы знаете?

(Учитель показывает красочную книгу- сборник произведений сказок А.С.Пушкина, привлекая внимание учащихся тем, что есть ещё много сказок, которые они не знают, и рекомендует их прочитать.)

VIII. Домашнее задание

Соедините все числа по порядку и узнаете, кто к нам придёт в гости на следующий урок. Полученную картинку заштрихуйте или раскрасьте.

Приложение 1